Естественно научные взгляды Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:18, реферат

Описание

Платоном был создан и разработан один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон-создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как принципиальное философское воззрение старшим современником Платона Демокритом, гениальным греческим мыслителем и энциклопедическим ученым конца V-начала IV в. до н. э. Идеализм же как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые только Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма.

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.docx

— 71.93 Кб (Скачать документ)

 Под материальным миром  Платон понимает мир конкретных, чувственно воспринимаемых вещей  и явлений, этот мир находится  между миром идей, понимаемым  как реальное бытие, и материей как таковой - небытием, и это кажущееся бытие отделяет реальное бытие от небытия. Реальные, т.е. по Платону, кажущиеся вещи, являются тенью, подобием идей, которые выступают своего рода образцами всех окружающих вещей.

Космология Платона представляет собой следующее учение. Космос имеет  шаровидную форму, он был сотворен и  конечен. Демиург (создатель) придал миру соответствующий порядок. Мир этот - живое существо, он обладает душой, которая находится не в нем  самом, а окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли, воды, огня и воздуха. Эти элементы организованы в определенные пропорциональные соединения на основе закона чисел. В мировой  душе господствуют числовые отношения  и гармония. К тому же мировая  душа также обладает познанием. Мир  образует ряд кругов: круг неподвижных  звезд, круг планет. Итак, структура  мира такова: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос). Живые существа творит Бог. Богом, по Платону, создаются души, которые  после смерти тела, в которым они живут, переселяются в другие тела. Теорию о переселении душ Платон, вероятно, заимствовал у орфиков.

Переосмыслив предшествовавшую ему философскую традицию, Платон увидел в основе космоса 3 разнородных начала – это:

 – это Бог-Демиург  (творец; букв.: ремесленник, мастер) – активное начало,

 – идеи (эйдосы) – качественное начало, и

 – материя-“хора” (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое начало, букв.: пространственность) – телесное начало.

Схема его замысла: Демиург, имея материю и «эйдосы» (идеи), создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную, сферическую форму.

Посредником между миром  вечно тождественных идей и видимым  миром становления в учении Платона  выступает Мировая Душа. Она объединяет мир идей и мир вещей, в т. ч. и человека. Душа мира заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Она является источником разума в душе человека, что делает возможным познание интеллигибельного  мира, мира идей. В целом она обеспечивает целесообразность и. закономерность косм. строя.

Душа мира творится Демиургом  из тождественного, иного и сущности (или смеси тождественного и иного). По принципу симпатии (частный случай которого – “подобное познается  подобным”) тождественное соответствует  идеям, иное – материи, а вещам  соответствует смесь тождественного и иного.

При этом статусом подлинного бытия Платон наделяет мир идей, материя же в силу ее бескачественности и пассивности объявляется небытием, а мир чувственно-конкретных вещей – миром вечного становления. Он подлинно существует в той степени, в какой в нем воплощаются идеи. Он несовершенен, поскольку несовершенен материал, послуживший для его создания, и поскольку он существует во времени.

Время, по Платону, творится вместе с космосом, оно есть «движущееся  подобие вечности».

Свое учение о мироздании, о возникновении мира и Вселенной  Платон изложил в диалоге «Тимей». Этот диалог оказался единственным, который получил большое распространение в эпоху средневековья, и многие знакомились с философией Платона прежде всего по диалогу «Тимей». Диалог необычен тем, что изложение ведется от лица не Сократа, а Тимея, рассказывающего Сократу и собеседникам миф, который сам он недавно услышал. Сократ одобряет этот миф и благодарит Тимея за доставленное удовольствие.

Сами по себе эти 2 факта  – то, что учение о мироздании излагается не Сократом, а Тимеем, и то, что оно излагается в форме мифа, а не в форме рассуждения, – позволяют предположить, что Платон излагает не знание, а мнение. Но в этом нет ничего удивительно, поскольку по воззрениям самого Платона истинное знание можно иметь лишь об истинном бытии, т. е. либо о мире идей, либо о душе. О мире же чувственном, который включает в себя материю, т. е. небытие, может быть только мнение, а не знание.

Создатель мира сего – Бог, вечный, благой. По своей благости Он захотел создать мир, возможно лучший, подобный Ему Самому. Мы до сих пор встречались у Платона лишь с идеями и материей, а в этом диалоге находим новое начало – Бога, царящего над двумя вышеуказанными. Многие историки думали, что это лишь удобный образ для объяснения строения мира; но на деле мы имеем основание думать, что Платон признавал единого верховного Бога, отожествляя его с идеей Блага, выше которой ничего быть не может, так как она сама выше бытия, служит конечной причиной и первым началом всего сущего и не обусловливается никакою иною высшею идеей или началом.

Самое создание природы описывается  следующим образом.

 Демиург (творец мира) создал Душу Мира из смеси  пребывающего идеального и делимого  материального начала (т.е. из  бытия и небытия в платоновском  смысле). Он распростер эту смесь  во всех направлениях, по всему  протяжению, которое впоследствии  наполнила собой видимая Вселенная.

 Затем, разделив ее  сообразно основным математическим  отношениям гармонии и астрономии, он предобразовал в ней орбиты планет и небо неподвижных звезд.

 В этом фантастическом  образе духовное смешано с вещественным.

Кроме того, многие отцы Церкви трактовали этот диалог так, будто в  нем изложено учение о сотворении мира Богом, хотя здесь можно увидеть, что образец, на который Демиург  взирает, это идеальный образец, уже существующий вместе с Богом, а с другой стороны, он имеет материю, из которой и творит мир. Таким образом, Бог-Демиург не творит в собственном смысле слова мир, а лишь создает его из имеющихся идей и материи.

 Поскольку Демиург  творит мир, взирая при этом  на вечный праобраз (первообраз) идей, то мир – это еще и космос, естественная гармония.

В качестве посредника между  умом космоса (идеальным образцом) и  телом (материей) Демиург создает  Мировую Душу – смесь того и  иного, «силой принудив не поддающуюся  смешению природу иного /материи/ к  сопряжению с тождественным /образцом/».

Насильственное (демиургическое) соединение в природе космоса  столь разнородных начал приводит к тому, что все движения космического тела также имеют двойственный характер: в них наряду с природой тождественного обнаруживается природа иного.

Получив из трех одно целое, Демиург делит полученную уже  смесь «на нужное число частей». Разделение целого тела космоса можно  понять, только учитывая связь Платона  с пифагорейской традицией символики чисел. Вот как описывает это Платон в “правдоподобно-мифологической” форме: « … рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он (Демиург) сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения.».

Интересно, что св. Ириней Лионский платоновские космогонические рассуждения воспринимал следующим образом: «то, что у Платона в Тимее говорится в физическом отношении о Сыне Божием, когда говорится, что Он (Бог) поместил Его во вселенной на подобие буквы Х, он заимствовал у Моисея. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что в то время, как израильтяне вышли из Египта и были в пустыне, напали на них ядовитые животные, ехидны и аспиды и всякий род змей и истребляли народ; и Моисей по вдохновению и действию Божию взял мед и сделал образ креста и поставил его во святой скинии и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь через него. Вследствие того змеи, как написал Моисей, стали умирать, а народ через такое средство избежал смерти. Платон прочитал это, и не зная точно и не сообразивши, что было образ креста, в видя только фигуру буквы Х, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной на подобие буквы Х».

Смесь, из которой была образована Мировая Душа, разделена была Демиургом  на 2 части, из которых были образованы 2 круга, – внешний и внутренний, верхний, соответствующий небу неподвижных  звезд, и нижний, соответствующий  сферам планет. Небо и планеты движутся силою Мировой Души и по ее законам  совершают свои круговые движения, размеренные гармонически. Движение внешнего круга, или неба неподвижных  звезд, направленное к западу, есть движение вечное, всегда одинаковое, и  соответствует той части души, которая образована из стихии высшей; самостоятельное движение планет представляет собою низшую стихию: отсюда зависит  их разнообразие их орбит и скоростей  движения.

Движению неба соответствует  и познание: мир движется и в  своем движении познает идеальные  и материальные начала; он познает  себя самого, вечно возвращаясь к  себе самому; он познает идеальные, сверхнебесные начала в движении высших сфер, в которых они отражаются, и он познает временное, чувственное бытие, которое заключается в его низшей области. Как человеческая мысль соответствует движению внутренних органов человека, так и совершенная мысль соответствует совершенному мировому движению. Земля шарообразна, неподвижна и помещается в центре мира. За землей следует сфера, или круг, к которому прикреплена Луна, затем – сферы Солнца, пяти планет, известных в древности, и, наконец, небо неподвижных звезд. [Феофраст сообщает, как передаст Плутарх, что под конец жизни, все более и более приближаясь к пифагорейцам. Платон признал подобно им центральный огонь, отказавшись, т. обр., от своей геоцентрической теории.].

Любопытно объяснение Платона  относительно природы самих стихий, из которых слагается тело Мировой  Души. И здесь объяснение Платона  – телеологическое. Чтобы все  явления мира сделать доступными осязанию и зрению, Бог составил мир из земли и огня. Но, так  как эти основные стихии взаимно  противоположны по своим природным  свойствам, то, чтобы связать их, Бог переложил огонь и землю  воздухом и водой, с той целью, чтобы идеи могли явиться в  вещественном мире, воплотиться в  видимых, осязаемых формах.

 Итак, вначале Демиург  творит Мировую Душу. Сотворив  ее, Бог творит чувственный мир  из 4 элементов. Он берет их  в качестве образца, который  уже существует. Он берет

 – огонь, чтобы этот  мир был видимым,

 – берет землю, чтобы  мир был осязаемым,

 – берет воду и  воздух, чтобы они связывали этот  мир,  и таким образом возникает  чувственный мир.

Мир есть блаженное, одушевленное, живое существо. В космологии Платона характерно постоянное стремление объяснить различные части мироздания из идеи Блага, из представления о благости Творца, который создает мир по Своему образу, по подобию идеи Блага, царящей в мире умопостигаемом. Рассматривая мироздание, Демиург находит его все более и более подобным вечным образам: мир есть живое существо, вечно блаженное, существующее в бесконечном времени, соответствующее идее жизни; мир есть чувственное божество, как его называет Платон.

 Но для того, чтобы  придать созданию полноту, присущую  идеальному миру, надо было, чтобы  те роды и виды живых существ,  которые Бог видел в вечных  идеях, явились осуществленными  в действительности. И для полного  развития идеи жизни в своем  создании Бог приступил к творению  живых существ. Их он разделил  на 4 вида сообразно 4 стихиям,  и первыми создал огненные  существа – богов и демонов,  которые обладают наибольшим  совершенством. Это – видимые  нами звезды, наполняющие небо. Их  Платон считал одушевленными  божественными существами – представление,  свойственное, как мы видели, всем  предшествовавшим ему философам.

Взирая на созданное Им живое существо, Бог захотел сделать  его еще более подобным себе и  с этой целью создал "подвижный  образ вечности" – время. Оно  родилось вместе с небом, вместе с  движением светил и ими всецело  определяется. Солнце служит как бы хронометром Вселенной.

Затем были созданы живые  смертные существа, причем первым был  создан человек. Душу Мира Демиург творит из тождественного, неделимого и делящегося в тела. Соединяет все это и получает некоторую сущность, из которой творит Душу Мира. К остаткам этой сущности он добавляет неделимое и делящееся в тела и из этого творит души людей. Число этих душ вполне определенно и равно числу звезд.

Создавая космос Демиург  «начал с того, что упорядочил эти 4 ряда [стихий] с помощью образов  и чисел» (Тимей 53 a-b). Образы, о которых здесь говорит Платон, – это математические телесные формы. Выделив правильные фигуры в качестве исходных при изучении физических объектов, Платон устанавливает количественное соотношение между 3-мя космическими элементами, образованными из одинаковых треугольников, а именно между огнем, воздухом и водой. Каждая грань тетраэдра, октаэдра – икосаэдра состоит из 6 треугольников особого типа, так что в «огне» не будет 6 х 4 = 24, в «воздухе 6 х 8 = 48, в «воде» 6 х 20 = 120 “первотреугольников”.

 Рассматривая природу  такого первоначала, как идея, Платон почти систематически  закрепляет отделенность мира идей, сущностей, первоначал от чувственного мира природы и человеческой жизни. Но целостность космоса была для любого древнего грека аксиомой. Платон убежден, что в мире есть что-то, что обеспечивает эту космическую целостность. Это сила любви.

а). Он называет эту силу «средней»  – средней между богами и смертными, поскольку любовь не есть Бог, но есть влечение к божественному. Размышления об этой силе составляют особую часть философии Платона – эротику. А эротика, в свою очередь, является фундаментом космологии.

Эротика Платона – это  описание особого пути к Абсолюту. Это особая форма неинтеллектуального  устремления к Благу. Это устремление  рождают в людях два божества Эрот и Афродита, которые приходят в мир в двух ликах. Есть демонический и героический Эрот и божественно-прекрасная Афродита, а есть вульгарные и низменные Эрот и Афродита. Первые влекут людей к хорошему, совершенному и прекрасному самому по себе, а вторые – к приятному, красивому, присутствующим в вещах и телах. В целом любовь есть устремление к пределу, энергетически мощное устремление от обыденного к идеальному, преодоление «безрассудства тела» в пользу бестелесного прекрасного. (Именно такой смысл понимания любви образовал известное словосочетание «платоническая любовь»). В этом устремлении любовь возрастает по нескольким уровням: любовь к вещам и телам, любовь к душам и идеям, любовь к идее Красота и к Благу. Высшее проявление любви – философия.

Информация о работе Естественно научные взгляды Платона