Естественно научные взгляды Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:18, реферат

Описание

Платоном был создан и разработан один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон-создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как принципиальное философское воззрение старшим современником Платона Демокритом, гениальным греческим мыслителем и энциклопедическим ученым конца V-начала IV в. до н. э. Идеализм же как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые только Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма.

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.docx

— 71.93 Кб (Скачать документ)

Многоликая Любовь в соединении с космическим Умом образует единую жизненную силу мира. Этой силой творится мир, и она обеспечивает его единство и целостность. Эта универсальная Любовь проявляется в действиях Демиурга (Мастера) – устроителя мира, фактически Бога. Причиной творения мира является воля Демиурга, который пожелал, чтобы был мир, и чтобы «все вещи стали как можно более подобны ему самому». И это творение не из ничего, а творение «произведения» из материала мира. Этим произведением является универсальная космическая дружественность. Демиург – универсальный гармонизатор мира.

 Мир в этом случае  оказывается видимым Богом и  простирается между двумя полюсами: безмерностью любви и математически  промеренной организованностью.  Мир восходит от живых природных  форм, «неразумно льнущих друг  к другу», к чистейшей гармонии  небесных тел и светил.

 б). Описание мироустройства  имеет у Платона два аспекта,  два облика: натуралистически-геологический  и математико-астрономический. Первое  описывает мир в восхождении  от морских пучин, скрывающих  Атлантиды, и подземных царств  через смрадные и болотистые  низины к плоскогорьям и горным  вершинам – жилищам божеств,  смыкающимся с областью небесного  эфира и царства идей. (От «беспорядочной  земной жизни» к «хороводу  небес».) Второе представляет мир  как воплощенную четырехчленную  пропорцию, математически гармонизирующую  весь мир и создаваемую на  небесах. Поэтому космос – это живое существо – таинственное, благородное, аристократическое. И одновременно он совершенная рациональная система. В целом мир целесообразен и живет циклами: жизненными и математическими – циклами вечного возвращения. Космос трехчастен: соединяет мировое тело, мировую душу и мировой ум. Демиург «устроил ум в душе, а душу – в теле, и таким образом построил Вселенную». Тело же Космоса является четырехчастным, образованным сочетанием четырех стихий: земли, огня, воды и воздуха.

Космическое тело определяется мировой душой и мировым умом. Причем в раннем творчестве Платона  доминирует душа, а в позднем –  ум. В целом же структурность Космоса, как сотворенного мира, возникает  потому, что весь мир не мог оказаться  столь же благостным как устроитель. Вследствие сопротивления материи  к лучшему обращалось не все, что  рождалось.

Лучшим созданием оказалась  душа Космоса. Она творится первой, а потом заполняется телом  и обеспечивает появление ума. Тем, как душа пронизывает и одухотворяет космическое тело, определяется пространственные характеристики мира, тем, как она  познает Космос, создавая ум, проявляются  временные, иерархические характеристики мира. При этом нулевым осуществлением ума является материя, а бесконечным  его осуществлением является космос.

Такое устроение мира говорит  о том, что для всего в нем  предпочтительней быть одушевленным и  понимающим, а не наоборот. Что порядок (космос), безусловно, лучше беспорядка (акосмии). Космос «нельзя унижать» предположением о несовершенстве, о том, что он творится как частное существо. Он творится как существо, совершенное по подобию совершенного Бога. Поэтому метафорой для его описания является «Пир» (как Платон и называет один из своих диалогов). Мир – это пиршество духа и потому пиршество природы. Пиры людей - попытка приблизиться к этому пиршеству. Все это приводит к созданию Платоном величественной мифологизированной диалектики космоса.

 Ж). Творчество как фундамент мироздания. Высшей формой в таком мире является произведение, высшим искусством творчество. Творчество, так же как и любовь, всеохватное, космическое явление. Творчеством называется все, что вызывает переход из небытия в бытие.

 Творческое искусство,  создающее произведение, определяет  в этом мире все. Определяя  его, мы можем его классифицировать, как говорит Платон, «в ширину»  и «в глубину». «В ширину», т.е.  по степени схваченности мира творческим искусством, творческое искусство делится на два вида: совершенное творчество Бога и несовершенное, подражательное творчество человека.

Творчество божественное (создание и действие), являясь совершенным, создает совершенные произведения, завершенные и далее неделимые  и неклассифицируемые. Творчество человека (делание и исполнение), являясь подражательным, не завершено, всегда частично неопределенно. Оно может создавать завершенные с точки зрения возможностей человека произведения, а может и произведения мнимые. (Результатом творчества человека может быть как его благо, так и позор.)

Поэтому творчество человека, постоянно балансирующее на грани  подлинности и мнимости, может  быть классифицировано «в глубину» как  постепенно измельчающаяся в своих  формах деятельность.

Каждый уровень человеческого  творчества имеет свои «полюса» удач и неудач в создании произведений (своеобразную диалектику удач и неудач). Причем, если «полюс» удач составляют полновесные результаты, то «полюс»  неудач открывает возможность дальнейших творческих поисков, хотя и менее  значительных.

 В размышлениях о  космическом и человеческом творчестве  обозначается еще одно значение  идеи. Идея – это порождающая  модель и одновременно предел  устремлений, точка схождения  «начал» и «концов», универсальная  тождественность, умиряющая все  нетождественное. 

Сам же Космос является порождением  и воплощением трех феноменов: Творчества, Рациональности, Любви. Поэтому он –  воплощенная Красота и символ Блага. Поэтому космологию Платона  можно считать «теоретически  организованной манифестацией совершенства мира, аксиоматической мифологией Красоты  на почве безудержного субстанционального

Смещая акценты в объяснении мира с мировой души к мировому разуму, Платон делает свою систему  завершенным философским идеализмом, т.е. таким мировоззрением, которое  предполагает, что каждая вещь и  мир в целом являются той или  иной степенью индивидуального воплощения идеи. Причем сам Платон никогда  свои взгляды идеализмом не назвал. Он считал, что люди, пытающиеся думать о мире, делятся на два вида: «Друзья  идей» и «люди земли». Только первые могут называться подлинными философами, и к ним он и относил себя и свою философию. Вторые являются философами мнимыми, к ним в равной степени  откосятся как «физики», так и софисты, и по отношению к их философии Платон допускал любую степень суровости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия Платона – абсолютный объективный идеализм и потому, что  утверждает полное первенство идей в  мире, и потому что провозглашает  идеальность в качестве главного пафоса человеческой жизни. Платон стремиться охватить мир философским повествованием, не сводящимся ни к риторскому убеждению, ни к аналитическому разбору. Это  всеохватная философская панорама действительности, не уступающая по мощи и художественности мифологической картине мира. Повествование это  для любого человека, не достигшего ранга Платона, может казаться неотразимо-манящим  и мистически-высокомерным. Не случайно А. Боннар сказал о нем еще и следующее: «Он главный виновник утраты людьми здравого смысла» и потому «божественный».

Философия Платона оказалась  важнейшим интеллектуальным достижением  античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии. Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Естественно научные взгляды Платона