Идеалистическая философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:15, контрольная работа

Описание

Исторический период, называемый Новое время, связан с процессами становления и утверждения нового, капиталистического способа производства и выходом на социальную арену новых классов – буржуазии и пролетариата, отношения между которыми и легли в основу экономических и социально-политических процессов.

Содержание

1. Идеалистическая философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)…...3
2. Духовное бытие общества……………………………………….….12
3. Тест контрольной работы……………………………………….….14
4. Список использованной литературы………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 37.06 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Философия»

Вариант: 11

 

Выполнил:

Студент 1-го курса,

заочной формы обучения,

группы_ЗОМЕ___                  Ф.И.О                           

№ зачётной книжки                                                                                                            

(подпись)

 

 Проверил:

 Доктор социологических наук,

 Профессор                                                   Мискевич. А.Б        

 

 

Минск

2012

Содержание

 

  1. Идеалистическая философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)…...3
  2. Духовное бытие общества……………………………………….….12
  3. Тест контрольной работы……………………………………….….14
  4. Список использованной литературы………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия Нового времени

Исторический период, называемый Новое время, связан с процессами становления и утверждения нового, капиталистического способа производства и выходом на социальную арену  новых классов – буржуазии  и пролетариата, отношения между  которыми и легли в основу экономических  и социально-политических процессов.

Новое время – большой исторический период, охватывающий XVII – XIX вв. В этот период в Европе происходило утверждение буржуазных порядков. Европейскую философию этого периода принято называть классической, поскольку под влиянием бурно развивающихся естествознания и математики в философских исследованиях повышается роль теории познания и методологии, усилилась практически–политическая направленность и ослабла теологическая функция философии, изменилась социальная база философии и стиль философствования, которые постепенно осваиваются целыми группами и классами.

Основными чертами научного познания становятся механицизм и метафизика – изучение предметов и явлений  в их обособленности, вне их общей  связи и развития, сводя все  разнообразие форм движения материи  и механической. Поэтому материализм  того времени был по преимуществу механистическим и метафизическим.

Френсис Бэкон (1561–1626) является родоначальником английского материализма Нового времени, крупный государственный  деятель (лорд-канцлер (1618–1620), который  был обвинен и осужден за коррупцию). Материализм Бэкона носил ярко выраженный эмпирический характер, отражая тем  самым потребности нового класса – буржуазии, заинтересованной в  развитии науки, опытного знания. Об этом он пишет в работах “О достоинстве  и приумножении наук”, “Великое восстановление наук” (1623). Главным предметом философии, заявляет Бэкон, является материя, а  также различные ее устройства и  превращения. В этой связи он подчеркивает исключительное значение естествознания для развития всей науки и философии.

Источником человеческого  знания Бэкон объявил чувственный  опыт. Чувства доставляют человеку факты. Разум в своих суждениях  и умозаключениях исходит из чувственного опыта. Бэкон провозгласил важность опытного исследования, построенного на экспериментальном методе восхождения от единичных явлений и простейших умозаключений к самым общим положениям. Р.Бойль, Р.Гук, И.Ньютон и др. восприняли призыв Бэкона обратиться к эксперименту как важнейшему методу познания и заложили основы Лондонского научного сообщества, первого в истории социального института науки.

Одной из важнейших заслуг Бэкона являлась постановка вопроса  об объективном содержании наших  знаний и достоверности их. В теснейшей  связи с этим он развил учение об очищении разума от ложных предрассудков, иллюзий – от идолов пещеры, театра, площади и идолов рода. В центре философских мировоззрений Бэкона стоит его метод. Он видит в  создании нового метода – индукции, тесно связанной с опытом, - центральную  задачу философии.

Однако взглядам Бэкона присущи  противоречия. Он был сторонником  теории так называемой “двойственной  истины”. Наука как он считает, следуя протестантской традиции, начатой Лютером  и Кальвином, имеет свою область  познания – природу, религия –  свою, именно душу и потусторонний  мир. Однако знание независимо от веры. Теория “двойственной истины” для  своего времени была исторически  прогрессивной, поскольку представляла собой один из способов борьбы со схоластикой.

Непосредственно к материализму Ф.Бэкона примыкают философские  взгляды Томаса Гоббса (1588-1679). Гоббс  был последовательным материалистом, уничтожившим теологические уступки  материализма Бэкона. Материализм Гоббса отразил механистическую тенденцию  естествознания того времени. Все многообразие форм движения Гоббс сводил к механической. Покой у него существует наряду с  движением. Гоббс рассматривал природу  с позиций геометра. Мир, утверждал  он в учении о природе – первой части своей философии, состоит  из материальных фигур, фигуры – из плоскостей, плоскости образуются из линий, последние сводятся к сумме  материальных точек. Гоббс - классический представитель номинализма, он развил материалистические идеи Бэкона в учение, согласно которому реально существуют только единичные вещи, а общие  понятия суть лишь имена вещей.

Во второй части своей  философии, в учении о человеке, он также последовательно проводит свой материалистический принцип. Человек  является, по мнению Гоббса, естественным порождением природы. В борьбе с  идеалистами Гоббс обосновывает строгий детерминизм в поведении  человека. В учении о познании Гоббс выходит за пределы эмпиризма Бэкона и стремится подчеркнуть весьма важную сторону познания – рациональную.

В третьей части своей  философии, в учении о человеке как  гражданине, Гоббс рассматривает  отношение человека к обществу. Особое внимание он уделяет вопросу о  государстве, которое он называет “искусственным телом”, возникшим на основе естественного  договора между людьми. Он отверг феодально-церковное  истолкование его природы. Гоббс  выступил сторонником всевластного государства, отражая интересы буржуазии, нуждавшейся в централизованной власти, способной преодолеть сопротивление  феодальных элементов и, кроме того, способной ликвидировать выступления  народных масс. В социально-политическом учении Гоббса доминируют антидемократические тенденции.

Влияние взглядов Гоббса на последующее развитие материалистической философии велико. Английские материалисты Локк, Толанд, французские материалисты Гольбах, Ламетери не без основания  видят в нем одного из своих  предшественников.

Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт (1596-1650) (в латинском  написании Картезий) – основатель философского рационализма. Родился  в аристократической семье, окончил  церковную школу, служил в армии, много путешествовал. За философские  взгляды преследовался и умер в Швеции. Будучи естествоиспытателем, Декарт сделал из данных современной  ему науки глубокие прогрессивные  выводы. Касаясь открытий Декарта  в области аналитической геометрии, Энгельс замечает: “Поворотным пунктом  в математике была Декартова переменная величина. Благодаря этому в математику вошли движение и тем самым  диалектика и благодаря этому  же стало немедленно необходимым  дифференциальное и интегральное исчисление, которое тот час и возникает  и которое было, в общем, и целом  завершено, а не изобретено, Ньютоном и Лейбницем” (т.20, с.573). Декарту принадлежит  идея создания единого научного метода, универсальной математики, с помощью  которой можно построить систему  наук для господства над природой. Обоснованию этой идеи посвящены  “Правила для руководства разума” (1629), “Рассуждения о методе” (1637), “Размышления о первой философии” (1647). Декарт абсолютизировал  логическую сторону познания и отрывал  ее от чувственной стороны. В этом заключалась односторонность его  подхода к познанию – рационализм. Из последнего вытекал его тезис  о врожденности идей, напоминающий учение Платона об анамнезисе. Врожденными являются идеи бога, чисел, фигур, некоторые общие понятия.

Декарт в своем общем  мировоззрении был дуалистом. Он признавал существование двух сотворенных  самостоятельных субстанций – материальной, протяженной, и мыслящей, духовной. Коррелятом этих двух субстанций у  него выступал бог, как и в античности, затем в средние века. Главное  определение духовной – ее неделимость, важнейший признак материальной – делимость до бесконечности. Модусы мышления – воображение, чувство, желание; модусы протяжения – фигура, положение, движение.

В учении о природе Декарт деист. Материя, по Декарту, заполняет  всю Вселенную. Декарт был противником  положения о существовании пустоты, пространства как абсолютного вместилища, сделав шаг вперед в решении проблемы пространства. Материя, согласно Декарту, обладает движением, которое имеет  механический характер. Материя и  движение неуничтожимы. Движение передается от одного тела к другому и не исчезает из Вселенной, которая имеет  определенное и неизменное количество движения. Бог является первопричиной  мира, который затем развивается  самостоятельно. Это означало объяснение явлений природы из нее самой. Таким образом, в XVII в. формируется  механическая картина мира, составившая  основу естествознания и философии  в плоть до XIX в.

Большим вкладом в философию  являются взгляды нидерландского философа Бенедикта Спинозы (1632-1677). Исходный пункт философии Спинозы –  учение о субстанции, которую он называет богом. В этом учении – (в  основном труде “Этика”) он преодолевает дуализм Декарта. В природе вещей, по словам Спинозы, не может существовать двух субстанций, есть только две формы  субстанции - материальная и духовная, в основе которых единая сущность. Одна субстанция не может быть причиной другой. Под субстанцией он понимает природу в ее внутренней закономерной связи. Бог, природа, субстанция для  Спинозы, понятие тождественные. За это он был отлучен от синагоги, изгнан из Амстердама, в деревне  обтачивал оптические линзы и  рано умер от болезни.

Согласно Спинозе, субстанция есть причина самой себя. Вне субстанции, вне природы не существует никаких  иных причин. Природу можно понять только из нее самой, из ее законов. Тем самым опровергается существование  творца природы. Следовательно, здесь  Спиноза материалист, кроме того, перед нами выступает диалектический момент рассмотрения целостной картины природы. Тем не менее, основной недостаток мировоззрения Спинозы – его метафизический характер. Субстанция, для него, неподвижна и неизменна. Она не развивается, не претерпевает изменений. Вот почему движение в отличие от протяженности Спиноза не считает основным свойством материальной субстанции. У него движение существует наряду с покоем. Субстанция, природа, взятая в целом, покоится. Мир модусов – состояний и действий субстанции – находится в движении, понимаемом как простой кругооборот.

В соответствии с этим Спиноза  последовательно отстаивает принцип  механического детерминизма. Причина  изменения вещей, по его мнению, находится  не внутри самих вещей, а вне их, в других вещах. Случайности в  природе не существует. Всюду господствует извечный и неизменный порядок, абсолютная необходимость. Тем самым метафизический и механистический принцип в  объяснении отдельных явлений природы  выступил у Спинозы во внутреннее логическое противоречие с диалектическим моментом его учения о субстанции как самопричине.

Противостоя традициям номинализма  и эмпиризма, через крайний реализм, переходящий в пантеизм, он разрабатывает  учение о познании с позиций рационализма. Чувственное познание рассматривается  им как недостаточное, неистинное. Оно  отражает больше состояние нашего тела, чем свойства вещи и способно дать лишь поверхностное знакомство с  отдельными вещами. Полное истинное познание не нуждается в такой предпосылке, как чувственное познание. Общие  идеи, в которых познаются первичные  качества вещей, образуются рассудком. Они представляют самоочевидные  истины. Критерием истинности нашего познания является ясность, отчетливость и самоочевидность логического  изложения. Высшей формой познания Спиноза  считал интуицию, т.е. такой род интеллектуального  познания, который позволяет человеку постигать вещь через ее сущность или через ее ближайшую причину. Благодаря интуиции человек воспринимает понятие субстанции независимо от чувственного и рассудочного познания.

Поскольку движение происходит по строгим законам природы, только тот человек свободен и счастлив, который признает эти законы и  в жизни будет следовать общему порядку природы. Спиноза, как и  Декарт, развивает познавательный оптимизм и в один ряд ставит категории  природы, познания и человеческого  счастья. “Свобода есть познанная необходимость” – таков важнейший антропологический  принцип нидерландского философа, продолжающий традиции гуманизма.

Линию материализма Бэкона и Гоббса в Англии продолжил Джон Локк (1632-1704). Он исследовал широкий  круг вопросов теории познания. Свое учение о познании Локк начинает с критики  учения Декарта о “врожденных  идеях”. Опровергая ее, он указывает, что  идеи не наследуются. Нет черт, запечатленных  в душе. Душа – белая бумага без  всяких письмен. Наши знания мы получаем из чувственного опыта. Нет ничего в  разуме, чего раньше не было бы в чувствах. Окружающая среда определяет содержание наших ощущений.

Однако в своей критике  “теории врожденных идей” Локк допускает непоследовательность. С  одной стороны, он пытается доказать, что идея бога, как и все другие идеи, не врожденна, а с другой, склоняется к тому, что идея бога становится как бы обязательной для всех. Вся  природа, заявлял Локк, своим целесообразным устройством подсказывает человеку идею бога, так как целесообразность природы является проявлением существованием некоего творца. Бога он рассматривал в качестве высшего разумного  начала, воздавшего мир с его естественными  законами и не вмешивающегося в его  движение. Это было явной уступкой идеализму и религии.

Информация о работе Идеалистическая философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)