Идеалистическая философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:15, контрольная работа

Описание

Исторический период, называемый Новое время, связан с процессами становления и утверждения нового, капиталистического способа производства и выходом на социальную арену новых классов – буржуазии и пролетариата, отношения между которыми и легли в основу экономических и социально-политических процессов.

Содержание

1. Идеалистическая философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)…...3
2. Духовное бытие общества……………………………………….….12
3. Тест контрольной работы……………………………………….….14
4. Список использованной литературы………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 37.06 Кб (Скачать документ)

Локк исследует формы  познания и в этой связи анализирует  вопрос об источниках и процессе образования  идей, отвлеченных понятий. Он различает  простые и сложные идеи. Первые навязываются нам как бы извне  и образуются из ощущений или рефлексии (внутреннего опыта, переживаний). Таковы идеи цвета, движения, мышления, желания. Сложные идеи – красота, вселенная  – являются результатом активной деятельности ума и возникают  в процессе комбинирования, сложения и разложения простых представлений.

Противоречиво, с уступками  агностицизму, обосновывалось учение Локка о так называемых “первичных”  и “вторичных” качествах. В познании, считает Локк, мы сталкиваемся с  двоякого рода качествами “первичные”  качества – это величина, фигура, число, положение, движение, покой. Их восприятие возникает через толчок, который  сообщается сознанию явлениями окружающей нас действительности. Они объективны, присущи самим вещам. “Вторичные”  качества – это цвет, звук, запах  и пр. Они имеют субъективный характер, зависят от деятельности наших чувств и образуются в нашем сознании на основе различных сочетаний “первичных”  качеств. “Вторичные” качества уподобляются Локком условному знаку. Двойственный характер философии Локка послужил источником, как для материалистических, так и для идеалистических учений. “И Беркли и Дидро, - замечает Ленин, - вышли из Локка” (соч., т.14).

Таким образом, можно считать  характерными чертами философии XVII века ее ориентированность на проблемы теории познания, связанная с потребностью в разработке методологии науки. В онтологии по-новому истолковывается  понятие первоосновы мира, осуществляется переход на позиции пантеизма  и деизма. Продолжая процесс секуляризации, философия XVII века активно защищает идеалы предшествующей эпохи гуманизма, отстаивая приоритет человеческого  разума, реалистически объясняя сущности человека, общества и государства.

XVIII век в Европе получил  в истории название эпохи Просвещения.  Его идеи проникли в Россию (П. Новиков и А. Радищев)  и в Америку (Б. Франклин  и Т. Джефферсон), что было обусловлено  социальными причинами. XVIII век –  это период промышленного переворота, буржуазия достигла крупных успехов  в области экономики. На арену  выступил пролетариат. Противостояние  веры и разума вступило в  новый этап – этап утверждения  атеизма. 

Английский философ, Джордж Беркли (1685-1753) – открыто объявил, что целью его философии является опровержение материализма, так как  материализм представляет собой  обоснование атеизма. Если будет, опровергнут  материализм, говорил он то тем самым  будут опровергнуты все безбожные  построение атеизма. Средством против материализма он избрал субъективный идеализм. Беркли использовал учения Локка о субъективности “вторичных качеств предметов, отверг существование  мира вне нашего сознания, объявив, что наши веши, являются не чем иным, как нашими ощущениями. Качества вещей, их величена и другие свойства суть совокупность зрительных, осязательных и иных ощущений. В процессе познания субъект, по словам Беркли, никогда  не выходит за пределы своих ощущений, своего опыта, под которым Беркли понимает совокупность ощущений. Взгляды  Беркли логически вели к солипсизму (от лат. solus – единственный, ipse –  сам), к абсурдному выводу: существую  только “я”, и помимо меня ничего нет, даже нет подобных мне существ. Ведь люди, окружающие меня, также представляют комплекс моих ощущений. Существование  всего, что окружает меня, подвергается сомнению.

Субъективно-идеалистическую  линию Беркли в той же Англии продолжил  Давид Юм (1711-1776), придав ей форму  скептицизма, агностицизма. Источником познания Юм объявляет чувственный  опыт, понимая под последним, как и Беркли, совокупность ощущений. Человек никогда не выходит за пределы опыта. Юм сомневается в существовании материального мира, а отсюда, естественно, в возможности его познания. Разум также не может выйти за пределы своего собственного духовного опыта; что находится по ту сторону этого опыта, мы не знаем.

Юм выступил с критикой материалистического учения о причинности, ее объективного характера. По его мнению, причинность возникает у человека в процессе субъективного опыта  и она имеет лишь психологическое  значение. Объективные связи между  явлениями не существуют, мы наблюдаем  лишь чередование явлений, причин явления  обнаружить нельзя. По мнению Юма, люди совершают ошибку, заключая из факта  следования одного за другим вывод, что  первое есть причина, а второе –  следствие.

Французские просветители XVIII века выступили с прогрессивной  идеологией шедшего в то время  к власти класса буржуазии. Французские  просветители и материалисты XVIII века были идейными предшественниками и  подготовителями буржуазной революции 1789 г. Виднейшими из них были Шарль  Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784) и Поль Анри Гольбах (1723-1789).

Исходным пунктом воззрений  французских просветителей на природу  является понятие материи. Материя, говорили они, есть то, что вне нас, что оказывает влияние на наши чувства и вызывает ощущения. “Вселенная, - писал Гольбах в своем основном труде “Система природы” (1770), которую  называют библией французского материализма, - это колоссальное соединение всего  существующего, повсюду являет нам  лишь материю и движение”. Самым  существенным в материи эти материалисты считали движение. Усмотрение в движении атрибута материи – значительный шаг вперед по сравнению с взглядами  материалистов XVII века. Но, будучи механицистами, французские материалисты рассматривали  движение материи как простой  кругооборот вещей в природе. Всякое тело существует известный промежуток времени, затем гибнет и исчезает, но с тем, чтобы начать вновь тот  же самый процесс своего движения. Как и материалисты XVII века они  рассматривали движение механистически.

В учении о познании французские  просветители в целом оставались на позициях материалистического сенсуализма, хотя и пытались возвышать разум; вся духовная деятельность – мышление, воображение, желание – выводилось ими из ощущений. Гельвеций в своей  работе “Об уме” писал, что ум есть совокупность ощущений. Ощущение рассматривалось им в качестве образа вещей, полученных в результате толчка, данного нашим органам чувств внешними предметами. Правда, некоторые материалисты находили такое заключение односторонним и пытались более глубоко поставить вопрос о соотношении чувственной и логической сторон познания, устранить односторонности рационализма и сенсуализма, построить рационалистический сенсуализм. Например, Дидро заявил, что нельзя свести всю психическую деятельность человека только к ощущениям. Человеческое сознание, утверждал он, не только чувство, но и разум.

Исходя из своего учения о познании, французские материалисты последовательно отвергали возможность  врожденных идей. Ими было высказано  весьма прогрессивное мнение, что  ответственность за характер и поступки человека несет среда и воспитатель. Отсюда просветители приходили к  революционному выводу: чтобы изменить человека, его поведение, необходимо изменить среду. Французские просветители впервые выдвинули идеи свободы, равенства и братства в качестве естественных прав человека.

Французское просвещение  теснейшим образом было связано  с атеизмом, они беспощадно критиковали  религию, бичевали церковь, служителей культа. Религия, по их мнению, является матерью невежества. Так, Гольбах  отмечал: “Каждый человек, который  разумно рассуждает, скоро станет атеистом, ибо при помощи рассуждений  он придет к тому, что теология является набором небылиц, что религия  противоречит всем принципам здравого смысла”. А Дидро, один из руководителей 30-томной “Энциклопедии наук, искусств и ремесел”, писал: “Философы по своему призванию друзья науки и  разума, а священники их враги и  покровители невежества…” По Вольтеру “христианская религия – это  сеть, которой мошенники опутывали  глупцов более семнадцати веков, и кинжал, которым фанатики убивали  своих братьев”. Однако они понимали, что религия – не только результат  невежества, но и продукт общественных отношений.

 

Таковы главные черты  философии эпохи Просвещения, которая  сложилась в европейском обществе. Он представляет собой вторую историческую форму материализма – метафизический материализм.

 

 

Духовное бытие  общества

Понятие Бытия, его соотношение  с понятиями «действительность», «реальность, «существование». Онтология  – как философское учение о  Бытии. Категории онтологии.

Бытие – главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Не следует путать понятия  быт и Бытие (примеры их «Петербурга» А. Белого.

Понятие Бытия ввел в философию  Парменид (VI-V вв. до н.э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие – небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

В религиозной философии  это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир  – зависит от него.

В материалистической философии  мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый  от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как  целостность, как Единое, в котором  всегда взаимодействуют идеальные  и материальные процессы и явления.

В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein – Вот-Бытие (Хайдеггер) – именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека – «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».

Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой – существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

В целом, можно выделить следующий  диапазон трактовок Бытия:

Бытие – то, что существует вне сознания человека.

Бытие – все, что существует во взаимосвязи.

Бытие – как человеческое бытие.


 

Бытие – основной предмет  онтологии.

Онтология – раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Классическая онтология  оперирует с такими категориями  как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она  подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы  построенной по принципу «от общего к частному».

Современная онтология подразумевает  наличие «региональных» частных  онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория  «симулякра» - как средства замены прежних  понятий, как подделка, имитация, сохраняющая  прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий - симулякров – слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых  предметов быта и пр.)

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на задание  №3

 

 

Номер

вопроса

Вариант

ответа

1

В

2

В

3

В

4

В

5

В

6

В

7

В

8

В

9

А

10

Д

11

Б

12

Г

13

А Б В Г Д

14

Г

15

А

16

Б

17

В

18

Б

19

В

20

Д

21

Б

22

В

23

Г

24

А

25

А

26

А

27

А

28

В

29

В

30

Г

31

Д

32

А

33

А

34

Б

35

А

36

Б Г

37

Д

38

Г

39

Б

40

А


 

 

Список  использованной литературы

1. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. – М., 1972.

2. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1965

3. Локк Д. Сочинения: В 3 т. Т. 2. – М., 1985

4. Руссо Жан Жак. Об общественном договоре. – М., 1938 

5. Гольбах. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1963.

6. Микешина Л.А. Познание времени и время в познании// Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002

7. Бергсон А. Материя и память. Минск. 1999

8. Подольный Р.Г. Освоение времени. М., 1989

9. Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. М., 1984

10. Хрестоматия по философии (сост. Алексеев П.В., Панин А.В.) – фрагменты работ Бердяева Н.А., Хайдеггера М., бл. Августина и др. – из раздела «Философия бытия

 


Информация о работе Идеалистическая философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)