Идеальное государство Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание

Определим цель нашей работы. Она будет заключаться в изучении идеального государства Платона, а так же в выявлении аргументов «За» и «Против».

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого 5
ГЛАВА II. Концепция «Идеальное государство» Платона 9
2.1.Основы идеального государства по Платону, его цели и задачи 9
2.2 Типы государств по Платону 14
ГЛАВА III. Аргументы «За» и «Против» 16
3.1. Томас Мор и его одобрение «идеального государства» 16
3.2. Аристотельская критика Платоновского коммунизма 18
3.3 Карл Поппер и его критика концепции «идеального государства» 19
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИЛОСОФИИ. ИДЕАЛЬНОЕ ГОС-ВО ПЛАТОНА.АРГУМЕНТЫ ЗА И ПРОТИВ.docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

    Само  слово "Утопия" состоит из двух слов на греческом языке: "ou" — "не" и "topos" — "место". В буквальном смысле "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Т. Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея".

    Книга Мора повествует об острове под названием Утопия, жители которого установили у себя идеальный государственный строй и ведут идеальный образ жизни. Само название острова говорит, что речь идет о явлениях, которых нет и не может быть в реальном мире. 

    Как было упомянуто выше, "Утопия" задумана и написана как специфическое продолжение платоновского "Государства". Как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, потому вполне ясно, что в "Утопии" можно выявить некий синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов древнегреческого величайшего мыслителя. 

    Так же как и Платон, Мор видит первостепенный принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть сотворено на принципе справедливости, который невозможен в действительном мире.  

    Возникает вопрос: как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: "Для общественного благополучия имеется один-единственный путь — объявить во всем равенство".27 Равенство предполагается во всех сферах — и в хозяйственной, и социальной, и политической, и ладе духовной. Но прежде всего в имущественной сфере, ибо в Утопии отменена частная собственность.  

    Именно  отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, способствует рождению общества справедливости всеобщего характера.

    По  сути дела, Утопия — это гуманистический  образ совершенного общежития. В  этом образе гармонично сочетаются торжество  индивидуального с общественными  интересами, ибо само общество и  создано для того, чтобы дать возможность  расцветать человеческим талантам. В  то же время, каждый утопиец прекрасно  понимает — его благополучие и  духовная свобода напрямую связаны  с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.28

    Образ утопийского общежития, где ликвидированы частная собственность, денежное обращение, привилегии и производство роскоши, стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".

 

3.2. Аристотельская критика Платоновского коммунизма

 

    Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, основатель античной политической науки, ученик Платона.29 Он критикует «Утопию» Платона с разных сторон.

    Платоновский  коммунизм раздражает Аристотеля. По Аристотелю, будет лучше, если каждый будет заниматься своими делами. Собственность должна быть частной. Но у людей необходимо развивать чувство благотворительности, так чтобы использование этой собственности было в основном общим. Благотворительность и щедрость являются добродетелями, а без частной собственности они невозможны.

    Он  отвергает проект "идеального государства" Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Это государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму  сообщества. В этом

государстве власть должна принадлежать не богатым  и бедным, а среднему слою рабовладельцев. "В каждом государстве мы встречаем  три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие  в средине 

между теми и другими. Так как, по общепринятому  мнению, умеренность и середина - наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше".30

    Искусство для Аристотеля имело познавательное значение, и в этом он резко расходился с Платоном, который разделял и противопоставлял искусство и познание. Искусство, как считает Аристотель, воспроизводит действительность, используя при этом все возможности творчества. Высшим видом искусства для Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства.31

3.3 Карл Поппер   и его критика концепции «идеального государства»

 

    Карл  Поппер считается одним из крупнейших представителей философии постпозитивизма. В центре внимания Карла Поппера лежат проблемы общественного развития и истории философии. Его основное произведение называется «Открытое общество и его враги», в котором Поппер анализирует основные периоды развития античного общества, а именно греческую демократию.

    Античная  демократия формировалась в борьбе против древнегреческого демократического правления. Во главе аристократической формы правления находился привилегированный класс греческого полиса –рабовладельческая аристократия. Защитниками этой аристократической формы правления были такие выдающиеся философы как Платон. Поппер анализирует взгляды этого величайшего философа об обществе и государстве.

    Поппер  критикует общественно-политические взгляды Платона. Как говорит Поппер, «идеальным обществом в учении Платона является государство, основанное на тоталитарной форме правления»32. Наряду с эти Поппер критикует идею коллективизма и социальной справедливости в учении Платона. «Коллективизм, является преградой для развития индивидуальности» - пишет Поппер,- личность при этом бывает вынуждена подчинить свои личные интересы интересам коллектива»33.

    По  мнению Поппера, «коллектив препятствует реализации творческих возможностей личности. Личность должна подчиниться приказам руководителя».34 Однако, такое рабское поведение оправдывается Платоном, т.к. люди с самого начала делятся на исполнителей и руководителей. Всвязи с этим, высшие классы общества должны управлять, а низшие подчиняться им. По мнению Платона, именно такое классовое устройство приводит к идеальному обществу.

    Как считал Поппер в своем общественно-политическом учении, «Платон пытается объединить такие две полярные силы как патриархальный строй и государство».35 Анализируя приведенные полярные силы, Поппер отмечает, что в глубинах древнейшего общества зарождалось и продолжало развиваться принципиально иное общественное устройство – демократическое общество.

    Демократия  означает равенство всех перед законом, стало быть, демократия защищает равные права всех граждан. При демократическом устройстве общества каждый гражданин имеет права выбирать правительство и право самому быть избранным в состав правительства. Именно это демократическое право отличает, по мнению Поппера, современное демократическое общество от идеального общества Платона. В идеальном обществе Платона представители одного класса не могут перейти в другой класс. В то время как в демократическом обществе, по мнению Поппера, каждый гражданин имеет право заниматься свободной деятельностью.

    Государство защищает право частной собственности, на ряду с этим демократическая форма государства защищает права граждан. Таким образом, через призму взглядов Платона, мы имеем представление о наиболее раннем тоталитарном обществе.

    Карл  Поппер считает учение Платона о государстве иррациональным. Платон игнорирует интересы индивидуума, он подчиняет их интересам коллектива, Платон придает особое значение основному принципу государства – справедливости.

    Платон  считал, что в кастовом обществе переход из одной касты в другую из одной социальной прослойки в  другую приводит к нарушению принципа справедливости. С точки зрения Платона  то, что соответствует интересам  государства, является справедливым, а  то, что не соответствует интересам  государства не справедливым. Такую  трактовку принципа справедливости Поппер считает тоталитаристской. Поппер обвиняет Платона в том, что тот противопоставляет общество личности, а коллектив индивидууму. К. Поппер в противовес Платону выдвигает свое учение об открытом обществе.

    Каким представляется открытое общество? Поппер отмечает, что отрытое общество есть демократическое общество, которое основано на принципах индивидуализма. В противовес ему противостоит закрытое общество. Как утверждал Платон, распад матриархального общества, гибель его ценностей вызвали духовный кризис, что в свою очередь, поспособствовало образованию общественных катаклизмов. И для того, чтобы смягчить эти катаклизмы, Платон выработал свою теорию «идеального общества». Однако, по мнению Поппера данное учение Платона об обществе является учением закрытого типа общества. 

    В данном разделе были рассмотрены  аргументы «За» и «Против», таких  великих мыслителей как Аристотеля, Томаса Мора и Карла Поппера, которые акцентировали свое внимание на одобрении и критике философского и политического учения Платона.

 

    

Заключение

    Теперь, в соответствии с поставленными  целями и задачами, подведем основные итоги нашего изложения.

    Платон (428 или 427 до н. э., Афины – 348 или 347 до н. э., там же) –древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее его имя – Аристокл, а Платон – прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». На формирование его взглядов как ученого оказал большое влияние тот факт, что его учителем и другом был Сократ - крупнейший философ того времени, деятельность которого - поворотный момент античной философии.

    Полное  собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют  развитие философии Платона. Практически  все известные сочинения Платона  написаны в форме высокохудожественных диалогов.

    Наиболее  известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту  реальных государственных форм. Эти  положения отталкиваются от общефилософских  взглядов бученного в первую очередь  от его этической концепции.

    Концепция «идеального государства» неразрывно связана с этикой Платона, которая  построена, исходя из его понимания  души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий.

    Государство возникает вследствие общественного  разделения труда, при котором люди могут избирать себе сферу деятельности по своим склонностям. Платон считает, что социальное неравенство, которое имеет место в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная, аффективная или вожделеющая.

    Для достижения справедливости в государстве, нужно разделить граждан на три  сословия: правителей, стражей, производителей.

    Деление общества на сословия не наследственно, оно обусловлено природными задатками  того или иного человека. Отсюда вытекает еще одна, немаловажная особенность  «идеального государство» - оно должно быть построено на довольно строгой  системе воспитания.

    Принимая  в качестве образца свое идеальное  государство и отводя ему первое место, Платон классифицирует существующие государственные формы. Ближе всего  к идеальному государству стоит  аристократия, а именно аристократическая  республика. За ней последовательно  идут тимократия (власть военачальников), олигархия (власть немногочисленных богатых), демократия (власть большинства) и тирания (бесконтрольная власть одного).

    Несмотря  на то, что тирания - худшая форма  правления по Платону, именно в ней  ученый видит наиболее эффективное  средство для реализации своего политического  идеала, для построения совершенного типа государства, покоящегося на справедливости.

    В последней главе мы рассмотрели  одобрение и критику идей Платона  об «идеальном государстве».

    Известный мыслитель Томас Мор одобрят  концепцию об «Идеальном государстве», и в свою очередь он развивает идею платоновского «Государства» посредством своего произведения «Утопия». Как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, потому в "Утопии" можно выявить некий синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов древнегреческого величайшего мыслителя.

    Аристотель, напротив, критикует «Утопию» Платона с разных сторон. Платоновский коммунизм раздражает его ученика. По Аристотелю, будет лучше, если каждый будет заниматься своими делами. Собственность должна быть частной. Он отвергает проект "идеального государства" Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении.

    И еще один крупнейший представитель, который поддает критике учение Платона – Карл Поппер. Его основное произведение называется «Открытое общество и его враги». Поппер анализирует взгляды Платона об обществе и государстве, и приходит к некоторым выводам. Он критикует идею коллективизма и социальной справедливости в учении Платона.

    Как считал Поппер в своем общественно-политическом учении, Платон пытается объединить такие две полярные силы как патриархальный строй и государство. Так же, Поппер считает учение Платона о государстве иррациональным, т.к. тот игнорирует интересы индивидуума, он подчиняет их интересам коллектива. К. Поппер в противовес Платону выдвигает свое учение об открытом обществе.

Информация о работе Идеальное государство Платона