Любовь как выражение человеческой страсти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:29, реферат

Описание

В повседневной речи мы часто встречаемся со словами «высшие человеческие чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые
(как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 49.75 Кб (Скачать документ)

Введение

В повседневной речи мы часто  встречаемся со словами «высшие  человеческие чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые

(как духовные, так и  физические) отношения между мужчиной  и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих

отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души. Заинтересовавшись этой проблемой, в работе поставлена цель ознакомиться с тем, как менялось понимание и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах. Для этого необходимо осуществить целый ряд задач. И прежде всего, определить любовь между противоположными полами как один из наиболее важных аспектов ее понимания и выделить этот вид человеческих отношений среди других многообразных форм и видов любви. И кроме того, ознакомиться с концепциями философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового времени с тем, чтобы выяснить основные характерные черты философии эротической любви каждой из эпох.

 

 

 

 

 

 

 

                         Глава 1. Виды любви. Классификация.

    

Духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из

наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому  практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное , личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.

Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения  еще не

удалось дать никому. И эта  трудность появляется прежде всего из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в которой все эти чувства пересеклись бы. Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее

разновидностей. Вот некоторые примеры, дающие представление о сложности деления любви на виды.

Древние греки выделяли две  основные категории:

· любовь-страсть (эрос), граничащую с безумием;

· более спокойную любовь (филиа).

Любовь-страсть, как и  всякая страсть, редка, порывиста и  непродолжительна. Обычно сюда относится половая любовь. Филиа же более устойчива и разнообразна: сюда относится любовь к родителям,  к детям, родственникам, любовь к человеку, родному городу или стране. Это также любовь к власти, славе, свободе, богатству, добру. Предметами данной любви могут быть даже порок, ложь и корыстолюбие. Широкое истолкование древними философами понятия любви в средние века во

многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.

В связи с этим классификации  видов любви, предлагаемые средневековыми

философами, основываются прежде всего не  на различных формах ее проявления, а на «ранговых» отношениях между людьми.

Флорентский неоплатоник XV в.  Фичино утверждал о возможности существования трех видов любви:

·        любовь высших существ к низшим (одно из проявлений - опекунство)

·        любовь низших существ к высшим (например, почитание) и

·        любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

Новое время принесло в  философскую трактовку понятия  любви новые идеи. Сфера определения влияния этого чувства расширяется и классификация его становится более разветвленной.

Кемпер, в основу своей теории о возможных видах любви кладет два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). В связи с уровнем проявления того или иного качества философ выделяет семь видов любви:

·        романтическая  любовь, в которой оба партнера обладают высокой

властью и статусом;

·        родительская любовь к маленькому ребенку, в которой  родитель

обладает высокой властью  и низким статусом, а ребенок наоборот;

·        братская любовь, при которой оба члена  пары имеют малую власть дуг

над другом, но идут навстречу  один другому;

·        харизматическая  любовь, например, в паре учитель-ученик, когда

учитель обладает и высоким  уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая

властью, охотно идет навстречу  учителю;

·        «поклонение» литературному или какому-либо другому  герою, с которым нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;

·        влюбленность или односторонняя любовь, когда  один обладает и властью и статусом, другой же их лишен;

·        «измена», когда один обладает и властью  и статусом, а другой -

только властью. Как в  случае с супружеской изменой.

Эта интересная типология  любви, отличающаяся простотой и  ясностью, является тем не менее абстрактной и неполной. Таким образом очевидно, что простые классификации, которые опираются на ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском анализе любви. Опираясь на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их подвиды, но и различные ее формы или так называемые «модусы». К видам любви можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее - это любовь мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и современная.

Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные  проявления

человеческих чувств относятся  к одному категориальному понятию - любовь.

Модусов любви  можно выделить огромное количество, а поэтому обратим  внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию одного из современных исследователей  А.Ивина, который представляет все поле любви в виде девяти «ступеней» или «кругов». Рассмотрим эту теорию более подробно. К «первому кругу»  можно отнести эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе. Эти два вида - парадигмы всех видов любви, независимо от ее предмета. Примечательно, что когда слово «любовь» встречается вне контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую любовь. В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает человека полноценным: он сообщает ему такую полноту и остроту бытия, какую не способно дать ему ничто другое.

В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической  лестницы. Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях, будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия, будто всякая любовь - это эротическая любовь.

Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его  существования как личности и, значит, условием всякой любви.

Таким образом, в философском  понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с которым ее нередко отождествляют.

Эгоизм - это внимание лишь к самому себе и предпочтение собственных интересов интересам других. Неслучайно В.Соловьев оценивал любовь как «действительное упразднение эгоизма» и «действительное оправдание и спасение индивидуальности» Второй «круг любви» - это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей жизнью... Многие философы подчеркивали важность этого явления. Особое место здесь занимают родительские чувства. Причем материнская и отцовская любовь - два существенно противоположных модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее природе; то любовь отца к своим детям зависит от их внешности, характера и поведения. И в отличии от материнской, отцовскую любовь можно заслужить, выполняя все его требования и соответствуя его ожиданиям. Третий «круг любви» - любовь к человеку, которая включает любовь человека к самому себе, любовь к ближнему и любовь к каждому иному человеку. В частности это и любовь к будущим поколениям и связанная с ней ответственность пред ними: каждое поколение должно стремиться оставить следующему поколения все, что оно получило от предыдущего как качественно, так и количественно. К четвертому «кругу любви» принадлежит любовь к родине, к жизни и любовь к богу.

Любовь к богу не является результатом рассуждения и анализа. Она возникает в глубинах человеческой души и, как и всякая другая любовь, не терпит излишней рассудочности. Иногда это чувство достигает такого накала, что пересиливает все другие его страсти, включая и саму любовь к жизни.

В христианстве любовь к  богу не оставалась постоянной, она  менялась в своей форме и в своей интенсивности. Достигнув высшего напряжения в средние века, она стала постепенно утрачивать свою возвышенность и непосредственность. К «пятому кругу» любви относится любовь к природе и в частности космическая любовь, которая, направленная на мир в целом, говорит о единстве человека и мира и об их взаимовлиянии.

 

На рубеже средних веков  и Нового времени идею космической  любви развивал Николай Кузанский и Марсилио Фичино, которые сравнивали это чувство с крепчайшим обручем, который скрепляет мироздание в одно сооружение, а всех людей - в единое братство.  Несколько позднее о любви, как о всепроникающем космическом чувстве, говорили  Д.Бруно, Я.Беме и другие. Однако затем эта тенденция сошла на нет. Существенную роль в этом сыграло переосмысление мировых сил, начатое Ньютоновской механикой. Шестой «круг» включает в себя любовь к истине, к добру, к прекрасному, любовь к справедливости. Внутреннее единство всех этих видов любви очевидно: в каждом из них существенную роль играет социальная составляющая, вследствие чего эти чувства оказываются менее личностными и во многом являются выражением групповых чувств, объединяя людей в коллективе. В отличии, например, от эротической любви, которая объединяет двоих, отсоединяя их от общества.

Так, понятие справедливости - одно из центральных в морали, праве, экономике, политике, идеологии. И нет, пожалуй, такой области человеческих отношений, где не вставал бы вопрос об их справедливости и несправедливости. Любовь к справедливости представляет собой сложное, комплексное чувство, где переплетаются любовь к себе и к близким, любовь к человеку и к родине, любовь к добру и к истине. Седьмой «круг любви» - это любовь к творчеству, к славе, к своей деятельности, к свободе, к богатству. Любовь к деньгам имеет определенную социальную предпосылку:  неуверенность в будущем, желание обезопасить себя перед испытаниями судьбы.

 Но далеко не каждый  человек найдет в себе сил  положиться только на свой

Талант. И желание минимальной стабильности в жизни вполне понятно и объяснимо. Восьмой «круг» - это любовь к игре, к общению, к коллекционированию, к путешествиям. И наконец, последний «круг», который, в принципе, уже и не является «кругом любви» - это влечение к пище и к сквернословию. Это скорее пристрастия, которые нельзя поставить в один ряд с любовью к человеку или богу, но они напоминают отдаленные модусы любви. Так, например, эротическая любовь и любовь к детям способны заполнить всю эмоциональную жизнь человека; любовь к творчеству и к славе чаще всего составляет только часть жизни; пристрастие к игре и коллекционированию – это всего лишь один аспект существования человека. Теперь, ознакомившись со всем разнообразным спектром форм любви, остановим внимание на одном из главных видов человеческих отношений: любви между мужчиной и женщиной; и рассмотрим как менялась философская оценка этого чувства от античности через средневековье, и как философские концепции этих эпох повлияли на становление понимания любви в Новом времени.

 

 

 

 

 

               Глава 2.Понимание любви от античности к эпохе Возрождения.

 

Достаточно часто можно  встретиться с утверждением, что  в Древнем мире любви не было, и этот феномен возник только средние века, поскольку любовь – это интимное, личностное переживание, до которого сознание людей в ту эпоху еще не доросло. Однако это гипотеза не может служить основанием для полного отрицания любви между мужчиной и женщиной в период Античности. В древнем обществе, когда представления о личности (ее ценности, самостоятельности, независимости) находились в зачаточном состоянии и индивид был растворен в коллективе как в едином целом, где его действия и побуждения были подчинены интересам коллектива, соответственно понималась и любовь.

Во многих древних памятниках подчеркивается единая, несмотря на физиологические отличия, сущность человечества. Тема бисексуализма и смены полов затрагивается и в Ветхом завете в главе о происхождении человека. Таким образом, сам Адам изначально сотворен как «мужчина и женщина», и только потом Ева была извлечена из его тела, частью которого она была до этого. Из идеи о единстве всех людей происходит и оправдание широко распространенной в античном мире однополой любви. В диалоге Платона «Пир» Аристофан рассказывает, что сначала все люди были двойными: имели по четыре ноги, по два лица...Но потом боги разделили их, и теперь каждая часть стремится восстановиться со своей половинкой. Отсюда возникает однополая и разнополая любовь. Но такая форма отношений не считалась конечной и в высшей степени идеальной.

 

Так, во многих древних религиях луну, землю и воду воспринимали как символ женственности, а солнце, огонь и тепло - как символ мужественности. Мужское начало, как правило (за исключением тантризма) выражает активность, волю, форму; женское - пассивность, послушание, материю.

Из этого понимания  Космоса происходило и распределение  ролей в браке, где женщина являлась не объектом любви, а средством деторождения.

В период античности выделяются некоторые аспекты любви, которые  впоследствии будут переняты философами других эпох. И прежде всего это представление о любви как о стремлении к утраченной целостности человеческого существа, а также достаточно четкое разграничение между духовной любовью и половым инстинктом. Впервые к этой проблеме обратился Платон, который трактовал любовь как божественную силу, помогающую человеку преодолеть свое несовершенство, как помощницу на пути к нравственности и вечной красоте. В философии древнего мира чувствуются мифологические влияния и явное доминирование натурфилософских идей, связанных с попытками познания Вселенной. Человек воспринимается только как часть Космоса, а потому любовь между мужчиной и женщиной не воспринимается как глубокое интимное чувство, переживание, свойственное индивиду, ибо личности не существует – она растворена во Вселенной. А в связи с этим и сама любовь рассматривалась как космическое слияние двух противоположных полисов мира, которое необходимо для достижения гармонии.

Информация о работе Любовь как выражение человеческой страсти