Любовь как выражение человеческой страсти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:29, реферат

Описание

В повседневной речи мы часто встречаемся со словами «высшие человеческие чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые
(как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 49.75 Кб (Скачать документ)

 

                                  Понятие любви в средние века.

 

В эпоху средневековья  в обществе происходит коренное изменение  взглядов на основные жизненные понятия, ценности, устои, что связанно с широким

распространением Христианства как мировой религии. Зародившись  еще во 2-ой половине 1 в. н.э. в провинциях Римской империи, становится ее господствующей религией, отвечая интересам всех слоев населения.

Христианство, быстро осознав  себя носителем принципиально новой  этики, нового понимания человека и его места в мире, сделало огромный вклад в историю человеческой культуры, и прежде всего - это идеал всеобъемлющей любви как основы всей человеческой жизни.  Любовь в Новом завете понимается очень широко и почти все ее аспекты связаны с божественным авторитетом. Широко проповедуется и любовь к ближнему, к каждому человеку, которая является необходимой ступенью любви к Богу.

В свете этой божественной любви и любви ко всему человечеству особый отпечаток накладывается и на  интимные чувства. Любовь между двумя людьми воспринималась как некое эгоистичное и греховное проявление. Так, Августин, крупнейший представитель и завершитель латинской патристики, выделял два вида любви: одна земная, нечистая, плотская, увлекающая ко всему переходящему, а в результате - в глубины ада; другая любовь - святая, которая поднимает нас к высотам, к небесам. Земная любовь тяжелая, она не позволяет человеку наслаждаться истинной красотой жизни. Надо очиститься от нее через две заповеди: любви к Богу и любви к ближнему, которые составляют основу жизни и главный стимул к познанию мира.

Было достаточно сложно объяснить византийским отцам церкви, которые придерживались раннее христианских взглядов на любовь, многие эротические мотивы, содержащиеся в канонизированных  (принятых христианством в качестве закона)  книгах Ветхого завета, которые совершенно не соответствовали проповедуемым идеям воздержания и порицания чувственных наслаждений, особенно в любовной лирике «Песни песней Соломона». Но они нашли достойные (хотя может и не всегда убедительные)  объяснения ветхозаветной эротике через символическое понимание. Особое мастерство в одухотворении чувственной любви проявил Григорий Нисский. По убеждению византийского мыслителя, любовная эротика Песни песней – это высшая форма выражения Божественного Эроса, это чисто духовный брак, где невеста, вожделеющая своего жениха является человеческой душой, стремящейся к слиянию с Богом (женихом). Поэтому

дева первая говорит о  своих чувствах юноше, а не жених  ей, как в обычной

жизни.

Христианство стремилось донести эту идею до всех членов Церкви, максимально упрощая ее и внося понятие любви в сознание людей не в его космическом значении, а в социально-личностном.

 Познание Бога, слияние с ним – это очень личный, интимный и тайный акт.

Византийские «гуманисты» X-XIII вв пытались достичь гармонии человека и земной любви. Крайностям эстетики античного аскетизма они противопоставляют эстетику эротизма, заключенную в рамки христианской нравственности. Осознав любовь мужчины и женщины неотъемлемым и прекрасным свойством человеческой природы, философы говорят о том, что она достойна уважения, но лишь под покровом целомудрия. Любовь и красота должны привести в конечном итоге к созданию семьи, что соответствовало нормам средневековой этики. Византийская культура, продолжая и развивая многие античные традиции понимания любви, сделала значительный шаг в изучении этого сложнейшего феномена человеческого бытия. Раннее христианские, а затем и византийские мыслители увидели в любви важнейший творческий принцип Вселенной, на котором основывается ее бытие. Византийцы хорошо ощутили двойственное (негативное и позитивное) значение чувственной любви и безоговорочно выдвинули на первый план любовь духовную во всех ее аспектах. Все это выдвигает христианско-византийскую теорию любви на одно из видных мест в истории  культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Глава 3. Философия любви в Новом времени.

    

Бурное развитие естествознания в XVII веке, связанное с зарождением

капитализма, а также целый  ряд открытий в различных областях наук, которые разбивали античные и средневековые представления о мире,  не могли не оказать воздействия на философию своего времени, где происходит решительный разрыв с религией, крах церковных догм и авторитета церкви. В центре внимания философии Нового времени человек с его естественным стремлением к добру, счастью, гармонии, то есть полностью отрицается средневековая идея об изначальной греховности людей. Философии Нового времени присущ гуманизм и антропоцентризм. Соответственно с этими изменениями складываются  совсем иные концепции относительно любви между мужчиной и женщиной.

Здесь на лицо общее тяготение, стремление, о котором пишут многие философы XVII- XVIII веков. Любовь по Гоббсу, Локку и Кондильяку - это сильное желание приятного, только и всего. Проблема «божественной любви» все более уходит на задний план, «любовь земная» все более прочно занимает свои позиции. Особенно яркое выражение подобная идеология нашла во французском обществе, которое в последние десятилетия перед революцией отличалось легкомысленным и фривольным отношением к этому чувству. Любовь в придворных и аристократических кругах превращалось в изощренное искусство флирта, бездушное и бессердечное. Сама любовь и верность стали нечто старомодным, их заменило мимолетное увлечение. Любовь века рококо - это уже не любовь, а скорее подражание ей. И неудивительно, что Ламетри не находит принципиальной разницы между

 

       Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII - первой трети XIX веков - Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель - выразили свое определенное философское отношение к проблеме любви.

Иммануил Кант прежде всего провел различие между «практической» любовью (к ближнему или к богу) и любовью «патологической» (то есть чувственным влечением). Он стремится утвердить человека как единственного законодателя своей теоретической и практической деятельности, а потому Кант занял достаточно трезвую позицию в вопросах отношений между полами, соответствующую его скептическим представлениям об окружающем мире и подкрепленную холодными наблюдениями одинокого холостяка. В «Метафизике нравов» (1797) Кант рассматривает явление любви с этической точки зрения и только.

Это долг, моральное обязательство, и только. Канту представляется, что там, где есть любовь, не может быть равного отношения между людьми, ибо тот, кто любит другого (другую) больше, чем тот (та) его, невольно оказывается со стороны партнера, чувствующего свое превосходство, менее уважаемым. Неудивительно, что Кант и брак рассматривает лишь как вариант обоюдных обязанностей при заключении юридической сделки: это личностное и вещественное право на «естественное использование (представителем) одного пола половых органов другого пола» ради получения наслаждения. И только официальная церемония брака и его юридическое оформление превращают чисто животное в собственно человеческое. Иоганн Готлиб Фихте не принял трезвую и расчетливую теорию Канта и рассуждает

о любви как об объединении  «Я» и «Не Я» - двух противоположностей, на которые сперва разделяется мировая духовная сила, чтобы потом вновь устремиться к воссоединению с самой собой. Позиция Фихте весьма жесткая: несмотря на то, что брак и любовь - это не одно и то же, но не должно быть брака без любви и любви без брака. В сочинении «Основы естественного права на принципах наукочтения» (1796) философ создает установку единства физиологического, морального и юридического в отношениях между полами. Причем мужчине приписывается полная активность, а женщине - абсолютная пассивность – в постели, в быту, в юридических правах. Женщине не следует мечтать и о чувственно-эмоциональном счастье. Покорность и послушание - вот что уготовил ей Фихте. Будучи радикал- демократом, философ всей своей радикальности придает сугубо мужской характер, давая этому философское объяснение, основанное на строении всего мира: «Разуму свойственна абсолютная самодеятельность, а

страдательное состояние  ему противоречит и целиком его  оттесняет.» Где

«разум» - синоним мужского начала, а «страдательное состояние» - женского. Фридрих Шеллинг, провозгласив любовь «принципом наивысшей значимости», в противовес Фихте признает равноправие двух полов в любви. С его точки зрения, каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в наивысшем тождестве. В любви каждый из партнеров не

только обуреваем желанием, но и отдает себя, то есть стремление к обладанию переходит в жертвенность, и наоборот. Эта двойная сила любви способна победить ненависть и зло. По мере эволюции Шеллинга его представления о любви становятся все более мистическими.

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель решительно отвергает всякий мистицизм в любви. В его понимании, Субъект ищет в любви самоутверждение и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда Объект любви достоин Субъекта по своей внутренней силе и возможностям и равен ему. Только тогда любовь обретает жизненную мощь, становится проявлением жизни: с одной стороны, любовь стремится к овладению и господству, но преодолевая противоположность субъективного и объективного, возвышается к бесконечному. Гегель рассматривает функцию, связывающую мужчин и женщин через призму феноменологии духа.

Это пока только природное  отношение, которое становится нравственным

только через наличие  детей, и тогда связь окрашивается чувствами взаимного

умиления и благоговения. В зрелой философской системе Гегеля проблемы любви и семьи затрагиваются в «Философии права» и в «Лекциях по эстетике». В философской концепции права Гегель говорит о том, что брак призван поднять отношения между полами на уровень нравственно сознающей себя любви, которая полностью исключает неверность. В браке страсть - это даже помеха, а потому она не желательна.

Примечательно и то, что  в этом труде Гегель отказывается от стереотипа о неравноправии полов. Его понимание любви нельзя трактовать однозначно, ибо с возрастом его мировоззрение радикально изменяется. Зрелые работы философа представляют наиболее полные и рациональные представления о мире, человеке и его душе. Школу гегелевского понимания человеческих отношений прошел и немецкий материалист середины XIX века Людвиг Фейербах. Он попытался создать учение о морали, полностью основанное на принципах биопсихической чувственности. Поэтому его этика ориентируется прежде всего на достижение чувственного счастья. Фейербахова любовь - и символ единства человека с человеком, и стремление людей к совершенству. Здесь соединены объективное и субъективное, познавательное и предметное. Такое расширенное представление позволяет Фейербаху превратить «любовь» в главную социологическую категорию. Он обожествляет самого человека и отношения людей между собой, выводя эти отношения из потребности «Я» и «Ты» друг в друге, их взаимонуждаемости в смысле половой любви. И только на это наслаиваются все остальные производные потребности людей в общении и совместной деятельности. Фейербах отрицает первостепенную значимость личности, считая, что она слаба и несовершенна.

И только «муж и жена, соединившись, представляют собой совершенного человека», то есть любовь сильна, бесконечна, вечна и делает людей полноценными. Людвиг Фейербах ярко показал величие здоровой и безбрежной человеческой страсти, полностью отрицая возможность построения иллюзий на этот счет. Он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей. И поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии. Новое время принесло новые тенденции в развитие философии в целом. В наследии мыслителей  XVII -XIX вв. важнее всего его общечеловеческое, гуманистическое содержание.  Любовь как жажду целостности  (хотя и не только в этом аспекте)  утверждают в своем творчестве большинство философов Нового времени, не повторяя в своих аргументах ни древних, ни друг друга, они находят в ней все новые и новые черты, исследуют оттенки человеческой страсти, одни, углубляясь в частности, другие - обобщая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Любовь как высшее человеческое чувство - это часть жизни любого из нас.

Проблема взаимоотношений  между двумя полами являлась одной  из ведущих тем философии различных эпох, причем каждая из них вносила свои концептуальные новшества в ее понимание и оценку.

Так, античные философы не сомневались  в могуществе и силе любви. Однако она мнилась как некий вселенский дар, некое космическое чувство, способное порождать в равной степени как добро, так и зло. Брак же мужчины и женщины рассматривался как соединение двух противоположных полисов, каждый из которых выполнял свою функцию, откуда и произошла идея о неравенстве мужчины и женщины в любовных отношениях. Для средневековья же характерно вообще пренебрежительное отношение к эротической любви. Для верующего мыслителя средних веков любовь к женщине - это угроза спасению души, самому великому долгу христианина. Любовь к Богу, противостоит эротической любви во всех ее отношениях. Однако на позднем этапе развития христианства любовь мужчины и женщины осознается неотъемлемым и прекрасным свойством человеческой природы, которое достойно уважения, но лишь под прикрытием целомудрия и с целью создания семьи. Эпоха Нового времени породила целую плеяду философов, каждый из которых высказал свою оценку сущности любви между мужчиной и женщиной. Каждая из философских концепций глубоко индивидуальна, однако их всех объединяет общая идея антропоцентризма, ставшая ведущим мотивом всей идеологии Нового времени.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Бердяев Н. А.  О  назначении человека. - М., 1993

2. Большая Российская энциклопедия / Перераб. и доп. В 2хт.  Т.2.– М.:Научное издательство,1998.

Информация о работе Любовь как выражение человеческой страсти