Закон отрицания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:16, контрольная работа

Описание

Закон отрицания отрицания есть диалектический закон, отображающий прогрессивную линию развития, т.е. процесс самоорганизации. Отрицание отрицания - важнейшая закономерность, характеризующая развитие как накопление информации, как процесс, содержащий моменты преемственности, относительности, цикличности и повторяемости, вытекающие из законов единства и борьбы противоположностей и перехода количества в качество.

Содержание

Введение
1. Закон отрицания отрицания
1.1. Диалектическое отрицание
1.2. Сущность и роль диалектического отрицания в процессе развития
1.3. Поступательный характер развития
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 3
1. Закон отрицания отрицания 4
1.1. Диалектическое  отрицание 4
1.2. Сущность  и роль диалектического отрицания  в процессе развития 6
1.3. Поступательный  характер развития 9
Заключение  15
Список  использованных источников 19

 

Введение

     Среди многих важных положений материалистической диалектики особое мировоззренческое  и методологическое значение имеет  закон отрицания отрицания.

     Закон отрицания отрицания есть диалектический закон, отображающий прогрессивную  линию развития, т.е. процесс самоорганизации. Отрицание отрицания - важнейшая закономерность, характеризующая развитие как накопление информации, как процесс, содержащий моменты преемственности, относительности, цикличности и повторяемости, вытекающие из законов единства и борьбы противоположностей и перехода количества в качество.

     Всеобщность закона отрицания отрицания на прогрессивной  линии развития следует из того, что он охватывает неорганическую и  живую природу, социальную сферу, а  также процессы познания.

     Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.

 

     

     1. Закон отрицания  отрицания

     1.1. Диалектическое отрицание 

     Возникают, существуют миллионы и миллиарды  лет, а затем погибают звезды, сменяют  друг друга геологические эпохи  в истории Земли. В бесконечной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, поколения людей, нормы общественной жизни. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а стало быть, невозможен процесс развития.

     Цепь отрицаний в процессе развития не имеет ни начала, ни конца. В каждом предмете, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Возникшее новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и неизбежно приводит к новому отрицанию. И так до бесконечности.

     Термин  «отрицание» в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический  смысл. С его точки зрения, в  основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

     Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание», истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в одной области, — указывал Маркс, — не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества — рабовладельческим, рабовладельческого — феодальным, феодализма — капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.

     Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет  или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.

     Диалектика  и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.

     Диалектическое  понимание отрицания исходит  из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все  то лучшее, что в нем имелось. И  не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

     В результате отрицания разрешается  то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникновением нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым — новейшим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, преодолевается, и так без конца. Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым.

 

      1.2. Сущность и  роль диалектического  отрицания в процессе  развития.

     При анализе процесса перехода количественных изменений в качественные и борьбы противоположностей видно, что развитие включает в себя как обязательный и закономерный момент – отрицание. Качественное изменение означает отрицание старого качества. Без отрицания невозможен был бы переход одного в другое. Борьба противоположностей завершается победой одной противоположности над другой, что также означает отрицание одного и утверждение другого. Отрицание, следовательно, не посторонний момент, навязываемый процессу развития извне; оно закономерно обусловливается самой сущностью развития. Отрицание есть результат развития путем раздвоения единого и возникновения взаимоисключающих частей, тенденций, сил в явлениях и предметах. Энгельс указывает, что истинное диалектическое отрицание есть "разделение на противоположности, их борьба и разрешение...".

     Отрицание – это имманентный, т.е. внутренне  необходимый, момент развития. Борьба противоположностей развертывается как  борьба одной стороны (момента отрицания) против стороны, которая утверждает, защищает существующее. Борьба противоположностей завершается гибелью одного и победой другого, т.е. отрицанием того, что существовало ранее, но отжило свое время. Отрицание есть поэтому необходимая, закономерная стадия в развитии. Гегель был глубоко прав, когда он "внутреннюю отрицательность" называл движущей силой развития.

     Отрицание играет важную роль во всех процессах  природы, общества и мышления. При  этом в разных процессах оно проявляется  по-разному. Радиоактивное превращение  урана в радий есть вид "отрицания" одного химического элемента, образование из него другого химического элемента. Отрицание почки цветком, а цветка плодом есть необходимые моменты произрастания растений. История общества немыслима без отрицания отживших социальных порядков новыми. Белинский хорошо сказал, что без момента отрицания общество превратилось бы в стоячее болото. История науки показывает, что и движение познания осуществлялось через отрицание неоправдавшихся гипотез, через отрицание теорий и формул, пришедших в противоречие с новыми фактами, с развивающейся практикой.

     Но  мало признать момент отрицания в  развитии. Нужно правильно понять природу отрицания, его диалектический характер. Только при этом условии  будет ясна основная закономерная линия, тенденция в развитии.

     Из  приведенных выше примеров можно заметить, что отрицание как момент развития нельзя понимать как абсолютное отрицание, т.е. как отрицание, не содержащее в себе ничего положительного. Если бы это было так, то стало бы невозможным развитие. Если бы отрицание почки в цикле произрастания растения было только отрицанием, то не было бы перехода от почки к цветку. Можно, конечно, сорвать почку и сжечь ее; это тоже будет отрицание, но такое, которое разрушит, а не создаст условия для нормального роста растения. Такое отрицание не есть условие развития. Когда гитлеровцы уничтожали веками созданную культуру, то это тоже было отрицание, но такое, которое отбрасывало человечество назад, в мрак средневековья. А когда пролетариат путем социальной революции уничтожает капиталистический строй, то такое отрицание утверждает новый, несравненно более жизнеспособный общественный строй, создающий безграничные возможности развития.

     Диалектический  закон отрицания отрицания –  это закон развития. Поэтому, когда  диалектика говорит об отрицании, она  имеет в виду не всякое отрицание, а лишь такое, которое служит предпосылкой, условием развития. "В диалектике, – пишет Энгельс, – отрицать не значит просто сказать "нет", или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом". Образно выражаясь, диалектически понимаемое отрицание есть такое "нет", которое одновременно содержит в себе "да", т.е. единство отрицания и утверждения.

     Будучи  условием развития, отрицание есть вместе с тем выражение беспрерывности, преемственности развития, связи  между различными стадиями и моментами развития, между тем, что отрицается, и тем, что отрицает. Это важнейшая сторона отрицания. Диалектическое отрицание нельзя понимать как разрыв в развитии, отрицание связи между старым и новым. Связь между ними имеется уже в силу того, что новое рождается не из ничего, а только из старого. Связь заключается и в том, что новое удерживает все положительное, что содержалось в старом. Старое, таким образом, в своем движении, порождающем новое, не просто отбрасывается, а "снимается" новым. Философское понятие снятие означает одновременно отрицание и сохранение, отрицание предыдущего состояния и сохранение в новом всего положительного, что достигнуто предыдущим развитием.

     Например, человек и человеческое сознание есть, несомненно, отрицание того состояния, которое свойственно животному с его чисто биологическим приспособлением к природе и инстинктивной психической деятельностью. Переход от мира животного к человеческому миру был величайшим скачком в развитии природы, но история животного мира была необходимой предысторией человека. Человеческое сознание в преобразованном виде содержит в себе результат всего предыдущего развития психики животных. Диалектический процесс "снятия", т.е. отрицания и сохранения, имеется и в познании. Идя от чувственно созерцаемого к абстрактному, от единичного к общему, познание не теряет на новой ступени приобретенное ранее, а сохраняет его в себе, обогащает, возводя его на высшую ступень. В знании общего содержится знание единичного, но в "снятом" виде. Например, в понятии "материя" отражены все многообразные предметы материального мира, но отражены в "снятом" виде, со своей наиболее общей и существенной стороны – как объективные реальности.

     Понимание сущности диалектического отрицания  важно и в повседневной деятельности. Критика, несомненно, есть отрицание. Но мы притупили бы остроту этого оружия и ослабили бы его, если бы понимали критику как абсолютное отрицание старого. Критика есть отрицание отжившего, неправильного, рутинного и вместе с тем укрепление всего положительного, ценного, что есть в старом. Настоящая критика не только отрицает негодное, но и помогает освободиться от него, указывает критикуемому путь вперед. Иначе говоря, критика как отрицание должна быть и утверждением: утверждением не только в смысле удержания положительного, но и в смысле указания способов преодоления недостатков.

 

      1.3. Поступательный  характер развития.

     Уже анализ роли отрицания подводит к  выводу о прогрессивном, поступательном развитии действительности. В самом  деле, если природа диалектического отрицания такова, что оно не просто уничтожает старое, а снимает его, сохраняя все положительное, то ясно, что новая ступень приносит с собой значительно большие возможности развития, чем предыдущая ступень. Поступательное развитие есть закономерный результат того, что каждое новое отрицание впитывает в себя достигнутое ранее и делает его основой для дальнейшего движения. Поэтому новая ступень, каждый новый цикл развития не повторяет старый, а представляет собой новый круг, возвышающийся над старым, использующий старое, приобретенное предыдущим развитием как трамплин для дальнейшего развития.

     Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное  развитие на нашей планете.

     Исходным  материалом для образования планет Солнечной системы, в том числе  и Земли, послужила газопылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались от простого к сложному: от до клеточных форм — к клетке, из одноклеточных — к более сложным животным, эволюция которых привела к появлению человекоподобных существ, а позднее и человека. С возникновением человека начинается процесс общественного развития. Последовательными этапами прогрессивного развития общества явились первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.

     Таким образом, диалектическая природа отрицания  и его важная роль в развитии объясняют нам причину поступательного, прогрессивного движения, развития от низшего к высшему, от простого к сложному.

Информация о работе Закон отрицания