Закон отрицания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:16, контрольная работа

Описание

Закон отрицания отрицания есть диалектический закон, отображающий прогрессивную линию развития, т.е. процесс самоорганизации. Отрицание отрицания - важнейшая закономерность, характеризующая развитие как накопление информации, как процесс, содержащий моменты преемственности, относительности, цикличности и повторяемости, вытекающие из законов единства и борьбы противоположностей и перехода количества в качество.

Содержание

Введение
1. Закон отрицания отрицания
1.1. Диалектическое отрицание
1.2. Сущность и роль диалектического отрицания в процессе развития
1.3. Поступательный характер развития
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

     Может возникнуть вопрос: почему же рассматриваемый  закон называется законом отрицания  отрицания? Нельзя ли ограничиться одним  понятием отрицания? Не усложняем ли мы искусственно картину развития, выдвигая понятие двойного отрицания, отрицания отрицания? На эти вопросы нужно ответить, что само объективное развитие содержит в себе это двойное отрицание, а понятие "отрицание отрицания" лишь отражает совершающиеся независимо от нашего сознания процессы.

     Мы  уже видели, что то, что выступает  в качестве отрицания, в свою очередь  само со временем изменяется, превращается в новое качество, т.е. отрицается. И эта цепь отрицаний бесконечна. Но было бы ошибочно думать, что это  развитие протекает гладко, без противоречий. В действительности поступательное развитие путем отрицания происходит противоречиво, и сущность отрицания отрицания, необходимость двойного отрицания в каждом отдельном цикле развития как раз и вытекает из противоречивого характера развития, из действия закона единства и борьбы противоположностей.

     Чтобы это стало ясным, представим себе спор между двумя сторонами по какому-нибудь вопросу науки. Одна сторона  выдвигает определенное положение (тезис). Другая сторона выступает с отрицанием этого положения (антитезис). В каждом из этих двух противоборствующих мнений могут быть элементы истины, но они односторонне противопоставляются друг другу как взаимоисключающие. Между спорящими развертывается борьба мнений, завершающаяся в итоге возникновением нового положения, которое отрицает оба предыдущих, боровшихся между собой взгляда. Но отрицая их, снимая спор, борьбу противоположных мнений, оно не отбрасывает те элементы истины, которые односторонне содержались в каждом из них, а является известным синтезом, использующим положительные моменты развития спора. При этом синтез нужно понимать не как механическое соединение того, что раньше существовало раздельно, не как внешнее сочетание двух противоположностей, а как совершенно новую ступень в развитии. На этой новой ступени благодаря борьбе противоположностей преодолеваются те односторонности, которые были свойственны каждой ступени, и достигается высшая истина, в которой сохраняется все положительное, что было раньше, и вместе с тем исчезает то, что было неистинным, преходящим. Вот эта новая ступень и выступает как отрицание отрицания. Следовательно, отрицание отрицания есть закономерное следствие разрешения борьбы противоположностей.

     Мы  привели в качестве примера спор (борьбу двух противоположных мнений), разрешающийся достижением истины. История науки полна примерами такого рода движения человеческих знаний к объективной истине.

     В XVII в. господствовала теория, утверждавшая, что свет состоит из мельчайших частиц и распространяется по законам движения частиц. В этот же период возникла теория о том, что свет имеет волновую природу и распространяется по законам волн. В XIX в. в трудах Френеля и Юнга эта теория получила блестящее подтверждение. Казалось, что в борьбе двух противоположных взглядов победу одержала вторая теория. Но в XX в. была открыта и доказана квантовая природа света, причем оказалось, что дифракция и интерференция свидетельствуют о волновой природе света, а фотоэлектрический эффект, химические действия света и другие явления говорят, что он в то же время обладает свойствами частиц.

     В качестве отрицания отрицания современная  теория света вобрала в себя и  синтезировала положительные элементы прежних теорий, освободив их от односторонности. Вместе с тем как  высшая ступень, как известный итог она невозможна была бы без связи со старыми теориями, без опоры на них и их использования.

     Развитие  всюду происходит так, что высшая ступень того или иного цикла  развития выступает как синтез всего  предшествующего движения. Это можно видеть на следующем примере из истории общества. До мануфактурного и машинного производства отдельный работник выполнял все или почти все операции по изготовлению продукта. Производитель в этом смысле выступал как универсальный работник, выполняющий весь процесс производства данного предмета. В мануфактуре и особенно в машинной промышленности процесс производства дробится на многие отдельные операции и каждый рабочий выполняет лишь часть всего процесса. Универсальный работник "отрицается" рабочим, прикрепленным к отдельной операции. Но в условиях социализма и особенно коммунизма благодаря автоматизации производства возникает новый тип рабочего, выполняющего уже не отдельные операции (это за него делают механизмы), а управляющий всем процессом или значительной его частью. Рабочий снова становится в известном смысле многосторонне развитым работником, овладевшим рядом смежных профессий, и знатоком всего производственного процесса, при этом он, конечно, должен быть хорошим специалистом в определенной области. Это новая ступень, являющаяся отрицанием отрицания, выступает в качестве "синтеза" всего предыдущего развития, преодолевшего однобокость и вобравшего ценные стороны первых двух ступеней: универсальность старого работника и высокий технический уровень нового производства.

     Приведенные примеры показывают, почему развитие того или иного конкретного процесса не завершается на первом отрицании, а требует в свою очередь отрицания  этого отрицания. Старое, отрицаемое новым, и новое, отрицающее старое, суть противоположности. Каждой из этих противоположностей присущи и такие элементы, свойства, которые не могут быть утрачены в последующем развитии, и такие, которые исчезают, уничтожаются. Эти противоположности представляют собой как бы односторонности, которые исчезают в дальнейшем развитии. Это и происходит на ступени отрицания отрицания.

     Таким образом, развитие проходит ступень  утверждения (существования) явления, затем ступень его отрицания  и, наконец, ступень отрицания отрицания. Благодаря тому, что на этой высшей ступени "синтезируется", осваивается, перерабатывается ценное, что было на первых двух ступенях, и исчезают, уничтожаются отжившие элементы этих первых ступеней, развитие в целом идет по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему. Вот почему закон отрицания отрицания имеет важное значение для объяснения основной тенденции развития.

     Теперь  рассмотрим вопрос о формах поступательного  развития. Движение от низшего к  высшему, от простого к сложному образно  можно изобразить не в форме прямой линии или круга, а в форме спирали. Понятие "отрицание отрицания" отражает эту спиралевидную форму развития. Как показывают многочисленные факты, взятые из истории природы, общества и мышления, развитие обычно включает в себя момент возврата на высшей ступени к исходному моменту, но возврата на новой, более высокой основе. Это и есть форма развития, сходная со спиралью: конец каждого витка или круга спирали смыкается с началом, но в пределах уже не старого, а нового витка, круга, расположенного над старым. Высшая ступень в развитии, выступающая в качестве отрицания отрицания, завершает определенный – большой или малый – цикл развития, и в ряде случаев оказывается, что высшая точка развития есть как бы возврат к начальному, исходному пункту развития, но на более высокой основе.

     Поясним это на примерах. В "Капитале" Маркс  показывает, что капиталистическая  форма собственности возникла в  результате экспроприации массы  мелких производителей, добывавших себе средства существования с помощью  находившихся в их собственности средств производства. Крупная капиталистическая собственность явилась отрицанием мелкой собственности. Но в свою очередь капитализм отрицается высшей, социалистической формой собственности. "Экспроприаторов экспроприируют". Это – отрицание отрицания. Развитие как бы возвращается к исходному пункту, но уже на высшей основе. Непосредственные производители, трудящиеся снова становятся владельцами средств производства, но уже не в форме индивидуальной, а в форме коллективной собственности. Стало быть, отрицание отрицания не просто повторяет исходный момент, а вбирает, "синтезирует" все достижения предыдущих ступеней развития, воспроизводя на высшей ступени цикла некоторые черты первоначальной ступени.

     Спиралевидная форма поступательного развития проявляется и в истории мышления. Древняя философия начиналась с материализма, проникнутого стихийной диалектикой. Позже, особенно в XVII-XVIII вв., воспреобладал метафизический метод мышления. Метафизический материализм был отрицанием диалектического подхода древних материалистов к природе. В середине XIX в. возник диалектический материализм, явившийся отрицанием отрицания. Он как бы завершил многовековую цепь развития философии в том же пункте, с которого она началась, но на несравненно более высокой основе.

     Та  же форма развития наблюдается часто  и в природе, особенно в органической. Например, из семени вырастает растение, которое затем снова дает семя. Последнее в новом жизненном  цикле производит новое растение, которое не будет простым повторением  предыдущих, а включает в себя изменения, приобретенные в процессе приспособления к изменяющейся среде.

     Многочисленные  факты из самых разнообразных  областей природы, общества и мышления показывают, что развитие на высшей ступени включает в себя момент возврата к исходному пункту, но уже на новой, более высокой основе. Эти факты говорят о том, что такая форма развития не случайна, а тесно связана с сущностью процесса, который мы и называем отрицанием отрицания. Ведь когда второе отрицание "снимает", отрицает первое, то тем самым закономерно восстанавливаются некоторые черты, свойства исходного состояния, в свое время отрицавшиеся первым отрицанием.

     Закон отрицания отрицания, как и любой  другой закон диалектики, указывает  лишь самое общее направление  и тенденцию развития. Подобно любому закону, он модифицируется, видоизменяется в своем осуществлении в зависимости от природы предмета и условий, в которых происходит развитие предмета. Энгельс специально предупреждал, что способ отрицания "зависит от особой природы каждого отдельного случая".

     Знание  общих диалектических законов развития и категорий диалектики вооружает  нас научным методом, предпосылкой правильного подхода к действительности как при ее изучении, так и в  практической деятельности. Зная законы и категории диалектики и руководствуясь ими, мы должны находить, схватывать, устанавливать те особенные формы, в которых в каждом отдельном явлении, процессе, событии, в разных исторических условиях, при решении разных практических задач выражается действие общих законов.

 

      Заключение

     Итак, закон отрицания отрицания есть закон, действием которого обусловливается  связь, преемственность между отрицаемым и отрицающим, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое, зряшное отрицание, отвергающее  все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, прогрессивный характер.

     Закон отрицания отрицания, как и другие законы диалектики,  является одним из важных законов как бытия, так и самого процесса познания. Самое главное здесь состоит в том, что в движении познания, в его логике с огромной силой проявляется момент диалектического отрицания как отрицания с удержанием положительного, как условия поступательного развития человеческих знаний. Этот закон заключает в себе огромный мировоззренческий смысл.

     Следовательно, закон отрицания отрицания является не только одним из всеобщих законов  диалектики, но как бы синтезирует в себе и другие законы диалектики и в этом смысле в какой-то мере совпадает с диалектическим методом в целом.

 

     

Список  использованных источников

  1. Кохановский В.П. Философия: Учебник.- Ростов Н/Д, 1995.
  2. Лавриенко В.Н. Философия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристь, 2004. – 520 с.
  3. Никонов К.М. Семинарские занятия по философии: Учеб.- метод. пособ. – М.: Высш. шк., 1991. – 287 с.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736с.

Информация о работе Закон отрицания