Развитие малого и среднего бизнеса в Турции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:34, реферат

Описание

Малый бизнес играет чрезвычайно важную роль в экономике Турции и составляет основу ее торгово-промышленного комплекса. Малые и средние предприятия являются одним из наиболее важных структурных элементов свободно-рыночной экономической системы, уравновешивающих и стабилизирующих социально-политическую ситуацию в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Развитие малого и среднего бизнеса.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Развитие  малого и среднего бизнеса

Малый бизнес играет чрезвычайно важную роль в  экономике Турции и составляет основу ее торгово-промышленного комплекса. Малые и средние предприятия  являются одним из наиболее важных структурных элементов свободно-рыночной экономической системы, уравновешивающих и стабилизирующих социально-политическую ситуацию в обществе.

По численности  доля малых и средних предприятий (МСП) в производственном секторе  Турции по оценкам экспертов составляет от 98,0% до 99,0%. В малом бизнесе занято свыше 60% работающих в производственном секторе. МСП производят, по различным оценкам от 30% до 40% совокупной добавленной стоимости.

Как и во многих странах, в Турции основными  сферами деятельности малого бизнеса  являются сфера услуг и торговля. Однако, как было отмечено выше, и в производственном секторе Турции МСП играют решающую роль.

В процентном отношении  распределение МСП по отраслям производственного  сектора составляет: 
- ткацкая и кожевенная промышленность - 24% 
- обработка металлов - 24% 
- пищевкусовая и табачная промышленность - 15% 
- химическая промышленность - 9% 
- деревообработка - 8% 
- прочие - 20%

Главным критерием  при определении МСП в Турции принято считать численность  занятых на предприятии рабочих  и служащих. Однако различные турецкие организации по-разному устанавливают соответствующие границы. Так, государственная организация КОСГЕБ, занимающаяся проблемами развития и поддержки малого бизнеса (подробнее о данной организации будет сказано ниже) относит к малым предприятиям структуры с численностью работающих от 1 до 50 человек, а к средним предприятиям структуры с численностью от 51 до 150 человек; 
Промышленная палата Стамбула определяет эти параметры соответственно - от 1 до 19 человек и от 20 до 99 человек.
 
 

Правовое  стимулирование малого бизнеса 

Система государственной  поддержки малого бизнеса в Турции неразрывно связана с общей политикой  турецкого правительства по развитию и укреплению национальной промышленности, которая начала формироваться в  середине 80-х годов.

Главным направлением этой полити,ки стало стимулирование инвестиционно-производственной деятельности в стране, и, в первую очередь - развития экспорториентированных отраслей. В основу принятой программы поддержки инвестиционной деятельности предприятий, как отмечалось выше, было положено условное деление страны на зоны с различной степенью приоритетности в зависимости от уровня их экономического развития. Наряду с этим на "более" и "менее" приоритетные были разбиты отрасли экономики.

Основные  формы государственной поддержки инвестиций в сфере малого бизнеса в Турции были суммированы в принятом правительством страны в феврале 1998года "Решении о государственной поддержке инвестиций малых и средних предприятий".

В соответствии с данным документом государство  в Турции применяет 5 основных форм стимулирования и поддержки МСП в рамках их инвестиционной деятельности: 
1. Предоставление кредитов за счет созданного Инвестиционного фонда. 
2. Освобождение от таможенных пошлин и других таможенных сборов при ввозе инвестиционных товаров. 
3. Применение "инвестиционной скидки" (снижение налогооблагаемой базы предприятия на определенную сумму в зависимости от региона и отрасли в которые МСП вкладывает средства). 
4. Применение "поддержки по уплате НДС" (частичное или полное возвращение уплаченных в качестве НДС сумм в зависимости от региона и отрасли, в которые инвестируются средства). 
5. Льготное налогообложение.

Чтобы иметь  возможность воспользоваться указанными мерами, предприятие должно обладать основными фондами, по стоимости  не превышающими 200 тыс.долл., и общее число работающих на нем не должно превышать 150 человек.

Для того, чтобы  получить соответствующие льготы, необходимо обратиться с запросом в Секретариат  аппарата премьер-министра Турции по делам  казначейства. Направление запроса осуществляется через отделения Народного банка Турции, созданного специально с целью кредитования МСП.

В результате рассмотрения обращения малого предприятия  Секретариатом по делам казначейства выдается "поощрительный сертификат" в соответствии с которым, все уполномоченные ведомства и организации Турции должны применять по отношению к данному предприятию льготный режим, предусмотренный в указанном сертификате.

Наряду с  мерами, направленными на стимулирование инвестиционной активности МСП, в Турции применяются меры по наращиванию их экспортного потенциала. В частности, согласно принятой в 1997 году поправке к решению правительства страны "О поддержке участия в ярмарках и выставках за рубежом на национальном и индивидуальном уровне" государство оплачивает до 100% средств, затраченных МСП для участия в выставках. При принятии решения о возмещении затраченных средств при этом учитываются размеры предприятия - число занятых не должно превышать 200 человек, стоимость основных фондов не должна превышать 2 млн. долл. Максимальный уровень возмещения устанавливается в случаях, когда предприятие действует в одном из приоритетных районов (см.выше) и обладает соответствующим "поощрительным сертификатом". При этом отметим, что крупные предприятия также попадают в сферу действия указанных поощрительных мер, однако размеры возмещения затраченных средств в этом случае ниже, чем для МСП.

Кроме этого, МСП, производящие и экспортирующие свою продукцию, частично освобождаются  от уплаты импортных пошлин при ввозе  сырья, необходимого для производства; они также имеют возможность оплачивать расходы на электроэнергию по льготным тарифам. 

Организованные  промышленные зоны 

В последние  годы одной из наиболее действенных  форм развития и поддержки в Турции малого предпринимательства стало создание так называемых Организованных промышленных зон (ОПЗ).

Смысл создания таких зон состоит в том, чтобы  обеспечить поддержку МСП путем  объединения их в мощные промышленные комплексы, не затрагивая при этом их юридической и экономической  самостоятельности.

ОПЗ представляют собой отраслевые территориально-промышленные объединения, в которые входят сотни  МОП, осуществляющие свою деятельность на определенной территории (а иногда также - и в определенном промышленном секторе). Основная задача ОПЗ - предоставить располагающимся на их территории предприятиям широкий спектр организационно-технических услуг, за счет чего достигается решение многих проблем МОП, о которых говорилось выше.

Как правило, решение о создании ОПЗ принимается  на государственном уровне и весь проект, таким образом, обеспечивается поддержкой государства. При этом учитывается мнение действующих в данной сфере отраслевых союзов и объединений предпринимателей. Затем, также совместно с заинтересованными организациями и местными органами муниципального управления определяется оптимальное место расположения оргпромзоны, источники финансирования ее строительства (возможно использование как госсредств, так и прямых частных инвестиций), подрядные фирмы, на которые будут возложены работы по строительству зданий и помещений будущих цехов и мастерских. После завершения строительных работ все эти помещения продаются. При этом иногда помещения покупаются с целью последующей сдачи их в аренду.

Проект строительства  оргпромзон обычно включает в себя создание химических лабораторий, учебных центров, объектов социально-культурного назначения. Для руководства зоной создается эксплуатационная фирма, на которую возлагается работа по организации деятельности всех технических служб и инфраструктуры.

Приведем  пример создания одной из первых ОПЗ в Турции - Зоны кожевенных производств в районе Тузла (близ Стамбула). Она объединяет 223 компании, занимающихся выделкой кож, и около 150 фирм, производящих вспомогательные материалы и компоненты для кожевенной индустрии. Зона создана на площади около 6,5 млн.кв.м, из которых под промышленные помещения выделено 2,2 млн.кв.м.

Финансирование  строительства инфраструктурных объектов на 90% взяло на себя государство. Из оставшихся 10% треть средств была получена через специальные банковские кредиты, две трети были привлечены из средств самих предпринимателей-кожевенников, которые намеревались разворачивать свое производство на территории Зоны.

В Зоне действует  единая система очистных сооружений, оборудованных современной техникой физической, химической и биологической очистки, позволяющей также восстанавливать соли хрома. На специально созданных площадях расположен парк и спортивные сооружения, пожарная служба, мечеть, профилактический диспансер, несколько лабораторий химического анализа, профессиональное училище и другие объекты. Всего под парковую зону и под объекты социально-культурного назначения выделено около 4 млн.кв.м., т.е. почти в 2 раза больше, чем под промышленные помещения.

Расположение  в такой ОПЗ позволяет турецким предпринимателям снижать расходы на закупку сырья, благодаря организации совместных закупок сразу для большого количества предприятий Зоны. Централизованная система водо- и энергоснабжения обеспечивает снижение соответствующих затрат. Наличие в ОПЗ учебных заведений позволяет руководителям предприятий постоянно повышать уровень профессионально-технической подготовки кадров.

Созданием подобных зон турецкое государство также  намерено решить сложные экологические  проблемы, стоящие в Турции, поскольку  ОПЗ позволяют вынести за пределы крупных жилых массивов имеющиеся производства и сконцентрировать их в определенных местах, обеспечив необходимыми очистными сооружениями и лабораториями.

Политика, проводимая в настоящее время турецким правительством, направлена на постепенное объединение в ОПЗ подавляющего большинства действующих в Турции МСП. В числе принимаемых с этой целью мер: льготное налогообложение предприятий, создаваемых в ОПЗ или переносящих сюда ранее действовавшие производства, льготное кредитование государственными банками, а также пропаганда ОПЗ как перспективной формы объединения предприятий малого бизнеса. 

Преимущества-проблемы малых и средних  предприятий 

Суммируя мнения турецких экспертов, занимающихся проблемами малого бизнеса, можно выделить следующие основные преимущества МСП (по сравнению с крупными предприятиями), которые позволяют им играть ведущую роль в турецкой экономике: 
- способность производить более диверсифицированный спектр продукции с минимальными затратами; 
- способность создавать дополнительные рабочие места с минимальными капитальными вложениями; 
- меньшая подверженность влиянию со стороны экономических потрясений и кризисов; 
- МСП легче адоптируются в процессах технологического развития; 
- МСП играют весомую роль в развитии регионов страны; 
- МСП играют решающую роль в процессе формирования и развития "среднего" класса; 
- МСП "заставляют работать" индивидуальные накопления граждан; 
- МСП в Турции являются неотъемлемой составляющей производственного процесса, осуществляемого на крупных производствах.

В то же время малый  бизнес в Турции испытывает множество  проблем, многие из которых носят  интернациональный характер. По оценкам, сделанным некоторыми торгово-промышленными  палатами Турции, для малого бизнеса  наиболее свойственны следующие основные общие проблемы: 
1. В области производственного процесса наиболее характерны: 
- проблемы высокой себестоимости сырья из-за небольших, как правило, объемов осуществляемых закупок, необходимость часто прибегать к услугам посредников для получения небольших партий сырья; 
- относительно низкий уровень технологии и производительности труда, ограниченность средств для их повышения; 
- отсутствие системы контроля качества производимой продукции; 
- проблемы сертификации и стандартизации. 
2. В области маркетинга и сбыта: 
- отсутствие, как правило, четкой маркетинговой концепции, что часто приводит к неверному сегментированию рынка, определению целевых рынков сбыта и пр. (данная проблема характерна как для внутренней, так и для внешней торговли, осуществляемой МСП); 
- ограниченность каналов сбыта и возможностей для расширения рынков сбыта; 
- ограниченные возможности для экспорта в силу отсутствия необходимых знаний и опыта; 
- проблема создания собственных торговых марок и их продвижения на рынках сбыта. 
3. Для обеих областей также характерны: 
- вопросы финансирования и кредитования, с которыми сталкиваются МСП, начиная с момента создания предприятия и вплоть до стадии реализации конечной продукции, а также ограниченные возможности привлечения иностранных инвестиций; 
- проблемы информационного обеспечения бизнеса;  
- проблемы подготовки и использования профессиональных кадров (очень часто в Турции МСП руководят их владельцы, далеко не всегда располагающие соответствующим образованием, а не профессиональные менеджеры); 
- психологические проблемы, обусловленные малыми размерами предприятия.

Государственные программы по развитию малого бизнеса  и меры по его стимулированию Государственными экономическими ведомствами при  поддержке торговых и промышленных палат и других наиболее крупных  объединений предпринимателей Турции принимаются меры, направленные на решение стоящих проблем. 

Совместные  экспортные компании 

Наряду с  объединением МСП в организованные промышленные зоны экономическая политика турецкого руководства направлена на формирование и укрепление их экспортного  потенциала. С учетом характерных для МСП проблем и трудностей, о которых говорилось выше, одной из ключевых структур Турции, занимающихся вопросами экспорта, Центром развития экспорта (ИГЕМЕ) летом 1997 года на основании имеющегося в Турции опыта была предложена концепция создания отраслевых внешнеторговых объединений или так называемых Совместных экспортных компаний (СЭК).

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в Турции