Содержание деловой и профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:24, контрольная работа

Описание

Целью написания настоящей контрольной работы является рассмотрение выбранной мною темы: «Содержание деловой и профессиональной этики». Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать понятие деловой и профессиональной этике; рассмотреть понятие принципов делового общения, этику бизнеса и партнерских отношений, обобщить рассмотренные темы в заключении.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
1. Основные этапы и направления развития этики
2. Деловая этика
2.1. Понятие делового общения
2.2. Понятие принципов делового общения.
3. Профессиональная этика.
3.1. Этика бизнеса и партнерских отношений
III. Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Содержание деловой и профессиональной этики.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

      Если  круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная  ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

      В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

      Если  вас просят временно перевести в  другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

      Не  относитесь с предвзятостью к  своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

      Называйте своих собеседников по имени и  старайтесь делать это почаще.

      Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте  все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните – что посеешь, то пожнешь.

      Не  давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.

      Не  лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

      Старайтесь  слушать не себя, а другого.

      Не  старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все все равно выплывет наружу и встанет на свои места.

      Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

      Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.  

3. Профессиональная  этика

3.1. Этика бизнеса и партнерских отношений

      Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствует определенные виды профессиональной этики. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится ко времени появления ремесленного разделения труда в средневековых цехах в ХI-ХII веках. Именно тогда в цеховых уставах впервые появился ряд нравственных требований применительно к той или иной профессии  и характеру труда.

      Каждому из видов профессиональной этики  – врачебной, педагогической, этики ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т. д. – присущи свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность, личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону.

      Правда  врача и правда пациента, врачебная  тайна, ответственность врача – это сложный узел этических проблем, который неотъемлемо связан с современной медициной. В 1947 году была принята «Женевская декларация» - современный вариант древнейшей «Клятвы Гиппократа». Эта декларация стала морально-этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктанта. Ее аналог был принят в нашей стране только в 1971 году. Но хотя все наши врачи с тех пор давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике указание в листке нетрудоспособности конкретного заболевания было обязательным вплоть до 1993 года. В течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально наслаждался этический нигилизм. Еще в 1920-х годах официальное руководители советского здравоохранения (в частности, Н. А. Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как «буржуазный пережиток» и были убеждены, что понятие «врачебная тайна» в будущем отомрет.

      Не  менее важными нравственные проблемы связаны с предпринимательской деятельностью, бизнесом. Предпринимательство –это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль, культура жизни, имеющая свои, очень определенно выраженные нравственные принципы.

      Возникновение капитализма в Европе в ХVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что  протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса, нравственных стандартов эффективной экономической деятельности. Ведь средневековая католическая идеология морально осуждала «делание денег», Фома Аквинский полагал, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

      Основоположник  современной социологии Макс Вебер (1864-1920) в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что первые капиталистические предприятия и сам дух предпринимательства возникли в протестантской среде. С точки зрения протестантства, успешный труд, приносящий прибыль, и есть знак того, что твои действия отмечены Богом. Протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате религиозного и морального освящения стремления к прибыли. Он утверждал, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместными, но и взаимообусловливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной культуры.

      Каждый  человек, согласно протестантской морали, должен выполнять свой долг. Этот долг заключается в том, чтобы быть хорошим работником в своей профессии, твердо знать свое место, призвание и не покладая рук работать во имя него. Применительно к купцу и предпринимателю это понимание долга означает, что нажитые деньги следует использовать для того, чтобы наживать еще больше денег и т. д.,  а не тратить их ради своего удовольствия. Для протестантской этики наживание денег – это цель жизнь человека, а не средство удовлетворения его материальных потребностей.

      Наживание денег как самоцель противопоставляется  их непосредственному потреблению, освобождается от всяких эвдемонистических  или гедонистических мотивов и становится по отношению к «счастью» или «выгоде» отдельного индивидуума чем-то совершенно потусторонним, неким высшим законом.

      Вебер ссылается на высказывания протестантского  богослова Ричарда Бакстера, согласно которым работа две одинаково важные функции: во-первых, дает человеку в руки могучее орудие против всяких плотских (в том числе и сексуальных) искушений; во-вторых, делает осмысленным земное существование человека, становясь основной целью его жизни. Эта вторая функция работы открыла путь безграничному производству ради производства. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего.

      В наше время подобная позиция, но в  более мягкой  и модернизированной форме, выступает необходимой составной частью предпринимательской деятельности. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, причем моральная добродетельность оказывается необходимым условием успеха. Так, изобретатель современного конвейерного производства Генри Форд полагал, что произведенный продукт – это не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее», цель чего состоит в превращении мира вещей в источник радостей. Сила и машины, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

      Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, к характеру общения между партнерами по бизнесу, к приемам и методам конкуренции.

      В России у народа всегда существовало неприязненное отношение к богатству и успешным людям, что сдерживало развитие экономики. Несомненно и то, что пороки нашего народившегося бизнеса – производные от общего состояния общественной морали. Многие бизнесмены в разных странах придерживаются принципа: «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволенно», «Не обманешь – не продашь».  

      Между тем у прежнего российского купечества были иные этические нормы. Миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была честь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи во многом основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувство долга.

      За  свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления:

      1. Иерархия, то есть вертикальная организация, где основное средство воздействия – давление на человека сверху, принуждение, отношения «власть-подчинение».

      2. Культура и этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

      3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя продукции и услуг, на отношениях собственности.

      В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия – самым мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем роль предпринимательского чутья, организации труда или искусства управления.

      Главным условием формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:

      · политическая и экономическая свобода. Следовательно, и демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя, антимонопольные механизмы и т. д.;

      · стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемленных стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и борьба с негативным проявлением в среде бизнеса;

      · пропаганда, создающая образ преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами; осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

      Ни  одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому  наше предпринимательство развивается в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата, с одной стороны, а с другой – с глухим или явным недоброжелательством массы населения, которая не умеет и не любит работать. Нищенски оплачиваемый долгие годы советской власти труд не стал для нашего общества высшей ценностью.

      Все это не способствовало формированию этики современного предпринимателя, который в идеале убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как  к искусству; при всей необходимости конкуренции понимает и необходимость сотрудничества; уважает себя как личность, а любую личность – как себя; уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы; доверяет себе и другим, уважает профессионализм и компетентность; ценит образование, науку и технику, культуру, сознает важность экологических требований; стремиться к инновациям; не перекладывает ответственность за принятие решения на подчиненных; никого никогда не унижает.

      Отношения бизнеса и государства в нашей  стране очень сложны и противоречивы. Например, широко распространена практика уклонения от налогов, существует масса приемом и методов такого уклонения. С другой стороны, государство, устраивающее конфискационные «денежные реформы» и допустившее дефолт 1998-го, который разорил массу собственников, подорвало доверие к себе.

      Нужно сказать, что государство, власть и  бизнес всегда и везде находились в непростых отношениях. Макс Вебер говорил в этой связи о трех основных типах власти: традиционный, харизматической и бюрократический.

      Традиционная  власть – это власть передаваемая по наследству, по традиции. Король правит  не по тому, что он умный или талантливый, а потому что родился королем. Как правило, монархическая власть малоэффективна для решения экономических проблем.

      Харизматическая власть покоится на личном обаянии (харизме) человека. Харизматический лидер  приходит к власти за счет своей  мощной воли и энергии. Типичными харизматическими лидерами были Наполеон, Ленин, Муссолини, Кастро, Ельцин в ранний период своей политической деятельности. Однозначной зависимости между харизматической властью и экономической жизнью нет. Ленинская продразверстка чуть не погубила страну, но Ленин же ввел нэп. Ф. Кастро полностью упразднил рыночные отношения на Кубе и обрек население на полунищенское существование. Наполеон провел ряд реформ, способствовавших быстрому экономическому развитию Франции.

Информация о работе Содержание деловой и профессиональной этики