Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа
Целью данного исследования является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его в финансовой системе;
изучить структуру рынка страховых услуг;
разобрать государственное регулирование страховой деятельности;
исследовать современное состояние страхового рынка Российской Федерации;
изучить становление рынка страховых услуг в Российской Федерации;
проанализировать проблемы и перспективы развития страхового деятельности в Российской Федерации.
Введение
1 Теоретические основы функционирования рынка страховых услуг
1.1 Понятие, функции и место страхового рынка в финансовой системе
1.2 Структура рынка страховых услуг
1.3 Государственное регулирование страховой деятельности
2 Современное состояние страхового рынка Российской Федерации
2.1 Становление рынка страховых услуг в Российской Федерации
2.2 Современное состояние российского страхового рынка
2.3 Проблемы и перспективы развития страхового деятельности в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
3
6
6
12
16
21
21
26
33
40
44
Современное состояние страхового рынка Российской Федерации оценивается как благоприятное, так как влияния мирового экономического кризиса российской экономики менее пагубным, чем для других развитых стран. Но все же существуют определенные проблемы, которые тормозят развитие страхового дела в России. Следует проанализировать данные отрицательные аспекты функционирования рынка страховых услуг и предложить пути выхода из сложившейся ситуации.
2.3 Проблемы
и перспективы развития
Трудноразрешимая проблема для страхового рынка, экономики и общества в целом – недострахование, или страхование имущества не на полную стоимость. При таком положении наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения, понесенного страхователем убытка. Проблема недострахования объектов народнохозяйственного комплекса вызывает еще большую озабоченность. Страховая сумма по договору страхования имущества юридических лиц в настоящее время не превышает 4,3% полной восстановительной стоимости основных средств.
Несмотря на свою историю развития страхования, страховой рынок не мог преодолеть и еще один барьер на пути предоставления гражданам и предпринимателям действенной страховой защиты. Многочисленные национальные страховщики не обладают необходимым финансовым потенциалом, позволяющим взять на свою ответственность крупные риски30.
Было бы наивно предполагать, что формирование российского страхового рынка не будет испытывать тех сложностей, которые присутствуют на рынках развитых стран. Не нова, к сожалению, и проблема мошенничества в страховании. Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых услуг, сопровождается и проявлением такого факта, как мошенничество. Со стороны страхователей это выражается главным образом в предоставлении фиктивных документов о характеристике предпринимаемого риска и в искажении информации о страховых случаях. Существуют и факты мошенничества со стороны страховых компаний. Обычно это выражалось в выдаче страхователям недействующих страховых полисов, опубликовании недобросовестной рекламы, обмане клиентов.
Недостаточны собственные финансовые ресурсы национальных страховщиков, прежде всего из-за недостаточных требований к начальным размерам уставного капитала. Увеличение собственных средств и страховых резервов страховщиков сдерживается низким развитием страховых операций, что, в свою очередь, зависит не только от общего состояния экономики, но и от совершенствования законодательства в части развития обязательных видов страхования, долгосрочного страхования жизни и пенсий, налогообложения. Недостаточная финансовая емкость страхового рынка не позволяет покрывать крупные хозяйственные убытки, что порождает дополнительные бюджетные затраты на компенсацию последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.
Вопросы страхования нечетко ставятся при подготовке вопроса о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС31.
Открытие отечественной страховой отрасли является обязательным условием ее успешного развития и интеграции в мировой страховой рынок. Глубокий отпечаток на данный процесс накладывает то обстоятельство, что российские страховые компании развивались фактически «с чистого листа», а национальная страховая отрасль и по темпам реформирования, и по количественным параметрам, и по качеству продуктов отстает от некоторых других переходных экономик.
Многоступенчатый переговорный процесс, затрагивающий страховую проблематику, будет развиваться в отношениях России и с ЕС, и с ВТО. В этом плане открытие рынка, как постоянно подчеркивает ВСС, действительно не может быть «одномоментным» актом.
Анализ состояния и перспектив страхования в России невозможен без понимания того, что страховой рынок является частью экономики страны. Отношения, складывающиеся на рынке, формируются в процессе взаимодействия трех основных групп участников. Это потребители страховых услуг, страховые предприниматели и государство. И отношения эти достаточно сложные.
Потребители занимают наиболее важное положение в рыночных отношениях. Можно с уверенностью утверждать, что и в ближайшей, и в долгосрочной перспективе единственным заслуживающим внимания источником развития российского страхового рынка будут являться денежные средства, которые потребители страховых услуг будут тратить на страхование. Это тем более важно, что в силу причин как макроэкономического, так и внутриотраслевого характера инвестиционную деятельность страховых организаций в современной России нельзя рассматривать как источник воспроизводства страхового капитала32.
Поэтому состояние платежеспособного спроса на страховые услуги должно волновать всех участников рынка. И говорить о нем следует без предвзятости и идеологизации, которые сегодня более, чем в советские времена, присущи официальным заявлениям.
Анализ показывает, что в течение ряда лет предложение услуг по реальному страхованию превышает платежеспособный спрос на них как со стороны юридических, так и физических лиц. Эта диспропорция существует на фоне крайне низкого уровня удовлетворения страховых потребностей: 80 - 90% собственности предприятий и организаций в России не застрахованы, а доля сборов страховых премий в ВВП, «очищенных» от поступлений по квазистраховым схемам и ОМС33.
При сохранении основ экономической политики государства едва ли можно рассчитывать на то, что платежеспособный спрос предпринимателей и населения на ресурсы, товары и услуги будет расти в среднем не более 1 - 2% в год. Эта оценка имеет еще большее отношение к спросу на страховые услуги, потребность в которых не относится к разряду первоочередных. Иными словами, в долгосрочной перспективе мы столкнемся с угрозой фактической консервации платежеспособного спроса на страхование на крайне низком уровне.
Особые проблемы порождает
необходимость обеспечения
Пожалуй, самая важная задача развития страхования ближайшего будущего должна стать преимущественная ориентация не на корпоративного (как сейчас), а на индивидуального страхователя.
Существует необходимость
учета в страховании как
В среднесрочной и
долгосрочной перспективе должно осуществляться
возрастающими темпами
Есть все основания связывать развитие страхования с совершенствованием трудовых отношений на производстве. Страхование за счет работодателя должно рано или поздно стать одним из непременных условий коллективных или индивидуальных договоров найма. Как минимум тут необходимо страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, но правомерно медицинское страхование, страхование определенной пенсии и т.д.
Необходимо обеспечение
такого сочетания обязательного
и добровольного страхования, которое
соответствует характеру
Совершенно необходимо формирование эффективных правовых механизмов по мониторингу финансового состояния страховых организаций, по их финансовому оздоровлению, реструктуризации и передаче страховых портфелей, а также по процедуре банкротства страховых организаций. Страхование принадлежит к такой сфере деятельности, где нельзя однозначно ориентироваться на ослабление государственного регулирования, а тем более дерегулирование (по крайней мере, в ближайшие годы). Несомненно, некоторые аспекты страхования будут выходить из-под надзора. Но вместе с тем по другим регулирующую роль государственных органов надо усиливать34.
Остро строит вопрос определения механизма интеграции российского, европейского и мирового рынка. Не соглашаться с такой перспективой нельзя закономерный, объективный процесс. Но вместе с тем именно реальное состояние российской экономки свидетельствует, что форсировать действия в этом направлении нельзя. Вступление в ВТО и другие международные структуры не может достигаться «любой ценой». Здесь мы должны исходить из соразмерности наших потерь и приобретений.
Все направления развития страхования связаны с совершенствованием его кадрового обеспечения. Поскольку вопросы страхования стали непременным пунктом многих законодательных актов, относящихся к различным отраслям экономики и социальной сферы, постольку знание основ теории и практики страхового дела необходимо лицам самых разных профессий. Поэтому его преподавание осуществляется не только в экономических вузах, но и на неэкономических факультетах технических и иных вузом. Расширяется понятие «специалист по страхованию». Оно охватывает работником страховых и перестраховочных компаний, а также организаций, образующих инфраструктуру страхового рынка. Интеграция в европейский и мировой страховой рынок подводит к необходимости иметь специалистов по международному страховому праву.
Таким образом, из данной главы можно сделать следующие выводы:
1. В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль. Страхование – это не только часть финансового механизма, но и часть социальной сферы, непосредственно затрагивающая интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния, сбалансированности денежных доходов и расходов населения, устранению негативных тенденций в распределительных отношениях.
2. Число страховых компаний в России, зарегистрированных в Едином госреестре, сократилось на 13% (83 компании) в 2010 г. относительно 2009 г. и составило 660 организаций. Другой важный показатель рынка - общий объем страховых премий - в 2010 г. вырос на 5,6% в годовом выражении и составил 521,1 млрд. руб. Объем страховых выплат увеличился на 4,3% по сравнению с прошлым годом до 367,2 млрд. руб.
3. Темп роста страхового рынка по собранным премиям в 2010 г. составил 22%. По выплатам - 29%. При этом наибольший объем выплат пришелся именно на 2-е полугодие прошлого года. Наиболее емкий сегмент рынка страховых услуг (кроме ОМС) - страхование имущества, рост которого в 2010г. по сравнению с 2009г. составил 15% соответственно.
4. Динамику взносов на российском страховом рынке в 2012 г. будут определять следующие факторы:
5. Трудноразрешимая проблема для страхового рынка, экономики и общества в целом – недострахование, или страхование имущества не на полную стоимость. При таком положении наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения, понесенного страхователем убытка. Страховая сумма по договору страхования имущества юридических лиц в настоящее время не превышает 4,3% полной восстановительной стоимости основных средств.
6. Недостаточны собственные финансовые ресурсы национальных страховщиков, прежде всего из-за недостаточных требований к начальным размерам уставного капитала. Увеличение собственных средств и страховых резервов страховщиков сдерживается низким развитием страховых операций, что, в свою очередь, зависит не только от общего состояния экономики, но и от совершенствования законодательства в части развития обязательных видов страхования, долгосрочного страхования жизни и пенсий, налогообложения.
7. Вопросы страхования нечетко ставятся при подготовке вопроса о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997г. 35 под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
2. Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности. Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения.
Информация о работе Страховой рынок Российской Федерации и проблемы его развития