Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Содержание

Введение
Система нетарифных ограничений
1. Меры финансового воздействия
2. Меры административного регламентирования
2.1. Запрещения
2.2. Количественные ограничения
2.2.1. Квотирование
2.2.2. Контингентирование
2.2.3. Лицензирование
2.2.4. «Добровольное самоограничение поставок»
3. Технические нормы, стандарты, правила
4. Антидемпинговые меры
5. Предписания таможенных органов
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Нетарифное регулирование курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Контингентирование реализуется через систему лицензирования.

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3. Лицензирование.

В международной практике различают индивидуальные и генеральные лицензии.

Индивидуальная лицензия — это разовое разрешение на импорт (экспорт) товаров. Она именная и не может быть передана другой компании. Срок ее действия ограничен.

Генеральная лицензия — это постоянно действующее разрешение конкретной фирме на импорт (экспорт) указанных в ней товаров без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. По лицензии разрешается ввозить указанные в ней товары из конкретной страны либо из всех стран мира.

Лицензирование (licensing) – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

· Разовая лицензия (индивидуальная лицензия)– письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

· Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;

Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях.

· Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Помимо названных существуют также неавтоматические лицензии, т.е. практика получения разрешения на импорт в качестве предварительного, не оговоренного конкретно условия. Такие лицензии свободно не предоставляются и используются для ограничения импортера в тех случаях, когда квоты на ввоз продукции заранее не установлены[7].

Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

· Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

· Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров.

· Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями[8].

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.


2.2.4.  «Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом[9].

Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся  странам  было  навязано долгосрочное   соглашение   по   текстилю,   которое   затем   переросло   в

многостороннее (в котором участвует и Россия, приняв на себя  "добровольное" ограничение  экспорта  текстиля  в  Европу  и  США).  Япония   "добровольно" ограничила экспорт автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и  изделий  из него, также некоторых других видов продукции.  В  случае  отказа  экспортера сократить объем вывоза продукции  страна-импортер  может  осуществить  более жесткие, неприемлемые для экспортера меры, вплоть до запрета ввоза.

   Одно из соглашений  ГАТТ  вводит  запрет  на  "добровольные"  ограничения экспорта[10]. Существующие подобные ограничения должны быть устранены в  течение четырех лет  с  момента  вступления  соглашения  в  силу.  Соглашение  также устанавливает  порядок  проведения  расследований,   предваряющих   введение защитных мер на основании  ст.  XIX  ГАТТ,  и  определяет  критерии  наличия "серьезного ущерба", причиняемого  национальной  промышленности,  отсутствие которых в прошлом  часто способствовало  неоправданному  введению  подобных мер. Наконец, оговаривается время действия защитных мер (не более 8 лет),  в

течение  которого  должна  быть  осуществлена  модернизация  производства  и повышена   конкурентоспособность соответствующей   отрасли    национальной промышленности.

   Что касается ограничения торговли текстилем и одеждой, то в  соответствии с соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая  торговля  этими товарами должна была вернуться к торговле по принципам и правилам ГАТТ.

В 1969 г. система "добровольных" квот начала действовать на мировом рынке черных, металлов, охватив почти 2/3 мирового экспорта этих товаров. Позднее США принудили иностранных поставщиков ограничить поставки шерстяного текстиля, продукции радиоэлектронной промышленности. Словом, "добровольные" ограничения экспорта совсем не являются таковыми.

Япония в 1989 г. объявила «добровольный» отказ от увеличения экспорта автомобилей в США, срок которого истек только в 1994 г.

Разновидностью ограничений, предусмотренных соглашениями межправительственных организацией, выступают неконкретизированные количественные ограничения, форма применения которых индивидуальна.

Например, соглашение об упорядочении сбыта, об ограничении косвенного импорта в страны ЕС (Договор стран ЕС) или ограничение в рамках международной торговли текстильными товарами, предусматривающее двусторонние договоренности по количественному объему конкретных категорий текстильных изделий.

 

 


3. Технические нормы, стандарты, правила.

В настоящее время в регулировании импортных поставок широко используются технические барьеры.

Под техническим барьером понимается существующее препятствие для импорта иностранных товаров, возникающее в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения, требованиям качества и техники безопасности, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным нормам, правилам упаковки и маркировки и т. п.

С одной стороны, технические барьеры вызываются объективными требованиями производства и потребления, с другой, конечно, они могут выполнять и протекционистскую роль. Так, в 1969 г. Министерство сельского хозяйства США установило стандарт на продаваемые в стране помидоры, предусматривавший их максимальный размер в 2,5 дюйма. Это было вызвано интересами консервного производства, использующего автоматические устройства для сортировки и расфасовки помидоров, однако в то же самое время это сделало невозможным поставки на американский рынок более крупных мексиканских помидоров[11].

Первая группа представляет собой запрет или ограничение импорта товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты, каменный уголь и нефть с высоким содержанием серы).

Вторая включает расширение протекционистских  мер в отношении промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха.

В связи с этим, например, в большинстве стран Западной Европы с 1992 г.[12] были установлены жесткие нормы допустимого уровня шума для самолетов и грузового транспорта, состава выхлопных газов для автомобилей, обязательность оснащения нефтеналивных танкеров двойным дном и приемо-разфузочными устройствами, гарантирующими от попадания нефти в воду, и другие.

Третья связана с качеством товаров. Она защищает интересы потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного дефектом товара, и от возможного вреда при употреблении. Это относится прежде всего к импорту бытовой электротехники, медицинским препаратам и приборам, пищевым продуктам, детским товарам и т.д. Многие страны приняли законы (например, Директива ЕС 1991 г. и документы по контролю 1993 г.), предусматривающие суровые санкции в отношении поставщиков импортных товаров, обязывающие их информировать покупателя в инструкциях, при маркировке или на этикетке о всех возможных рисках, связанных с потреблением товара[13].

Например, импортируемые в США товары должны быть маркированы несмывающимися надписями на английском языке.

В качестве новых ограничений выступает требование, предъявляемое к импортерам многих товаров, которое предусматривает возможность облегчения утилизации последних, в частности, путем вторичной переработки.

В связи с этим получила распространение специальная «экомаркировка» на упаковках товаров в виде определенных символов («зеленый дельфин», «белый лебедь» и т.д.). Выполнение перечисленных требований обеспечивается системой государственных контролирующих учреждений, подтверждающих соответствие нормам конкретными документами. Национальное законодательство страны импортера устанавливает размеры, массу и форму упаковки, объем информации, который должна содержать маркировка товара, и другие особенности[14].

Различия в национальных и фирменных стандартах, а также системах измерения при производстве и оценке их параметров целенаправленно используются государствами для создания нетарифных барьеров против импортной продукции и обеспечения интересов национальных производителей.


4. Антидемпинговые меры

В свою очередь среди экономических инструментов регулирования импорта особое место занимали, преимущественно в промышленно развитых странах, антидемпинговые меры.

Причины и виды демпинга разнообразны. Демпинг может быть постоянным, вызванным необходимостью поддержания нормальной загрузки производственных мощностей или развития крупносерийного производства без снижения внутренних цен; эпизодическим, осуществляемым для сбыта случайного излишка продукции; непреднамеренным, когда поставщик не имеет достаточной ценовой информации о рынке импортера. К демпингу могут прибегать и как к ответной мере. Бывает, что демпинг квалифицируется как недобросовестная практика с установлением низких цен для вытеснения конкурента с данного рынка ("разбойничий" демпинг).

При установлении факта демпинга, в частности в странах ЕС, определяется "нормальная стоимость" товара и анализируются два критерия демпинга — ценовой, или стоимостной, и экономический ущерб.

Согласно первому из них демпинг будет налицо, если экспортная цена товара оказывается ниже его "нормальной стоимости". Причем определяться это может различными методами. Чаще всего цена устанавливается по фактической оплате или подлежащей к оплате сумме за товар, ввозимый в ЕС из стран, не входящих в него. Данный метод неприменим в случае, когда невозможно получить такую цену или она устанавливалась специфическим образом (например, по сговору между продавцом и покупателем). Тогда экспортная цена определяется иначе, например, по цене первой продажи товара продавцом покупателю. При этом учитываются все затраты на изготовление и доставку товара, уплаченные налоги и пошлины, комиссионные расходы и прибыль. Экспортная цена может выясняться по таможенной стоимости и по другим методам.

Расчеты "нормальной стоимости" ведутся различными методами в зависимости от имеющейся ценовой информации, издержек производства, страны-поставщика (страна с рыночной экономикой либо нет). На основании законодательства, например ЕС, при ввозе товаров из стран с рыночной экономикой "нормальная стоимость" устанавливаемся по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспортера или стране происхождения товара. При условии, если такой товар не продается на внутреннем рынке или реализуется на специальных условиях, что не позволяет сравнивать внутренние и экспортные цены, "нормальная стоимость" определяется по цене экспорта в третью страну или рассчитывается специально с учетом возникших затрат на производственные и сбытовые операции и норм прибыли.

Информация о работе Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности