Организационная структура таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:10, контрольная работа

Описание

Цель работы является изучение организационной структуры таможенных органов. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие таможенных органов;
рассмотреть организационную структуру таможенных органов.
обобщить все полученные данные и сформировать единое представление об организационной структуре таможенных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Понятие таможенных органов………………………………………….5
1.1. Понятие таможенных органов, их правовой статус и функции……5
1.2. Единая система таможенных органов………………………………11
2. Организационная структура таможенных органов…………………..13
2.1. ФТС в системе таможенных органов……………………………….13
2.2.Организация таможенного управления на региональном уровне…………………………...............................................................…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...……....21

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 36.25 Кб (Скачать документ)

Реализация компетенции  таможенных органов осуществляется в различных правовых формах –  путем правоустановления, правоприменения и правоохраны.

1.2. Единая система таможенных  органов

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно  определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных  звеньев, характеризующуюся едиными  целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев  вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Эта система имеет четыре основных звена: федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Хотелось бы отметить, что таможенные посты  за редким исключением не являются юридическими лицами и, следовательно, не обладают правоспособностью в  полном объеме. А раз так, то их не следовало бы выделять в качестве самостоятельного звена системы таможенных органов. В то же  время, четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление [3].

Взаимоотношения в системе  таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации  и децентрализации. Централизация  выражается в строгой иерархической  подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы  таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы выполняют  возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы  таможенных органов подчеркнуто  также наличием у них единой государственной  символики: все таможенные органы и  находящиеся в их распоряжении морские  и речные суда имеют свой флаг, а  автотранспортные средства и воздушные  суда – опознавательный знак (эмблему  таможенных органов).

Деятельность таможенных органов должна осуществляться в  строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные  решения, действия или бездействие  службы несут ответственность как  юридические лица, если иное прямо  не предусмотрено международным  договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в  этом таможенные служащие несут дисциплинарную, административную, уголовную или  иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Организационная структура  таможенных органов

2.1. ФТС в системе таможенных  органов

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции  по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области  таможенного дела, а также функции  агента валютного контроля, функции  по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную  границу Российской Федерации и  санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного  контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями[1].

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.

Свою деятельность ФТС  осуществляет непосредственно и  через таможенные органы и свои представительства  за рубежом во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями  и иными организациями.

Федеральная таможенная служба России с целью реализации полномочий в установленной деятельности имеет  право: по согласованию с Минэкономразвития  России создавать, реорганизовывать и  ликвидировать таможенные посты  и специализированные таможенные органы, определять регион деятельности таможенных органов, утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.

Нормативно-правовое регулирование  в сфере таможенного права  осуществляет Минэкономразвития России. Оно принимает нормативные правовые акты, определяющие, например:

      1. порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также реестра объектов интеллектуальной собственности;
      2. порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Минфином России;
      3. форму и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций.

ФТС России является юридическим  лицом со всеми присущими статусу  юридического лица признаками. Финансирование деятельности ФТС России и подчиненных  ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных  органов исполнительной власти, а  также иных предусмотренных законодательством  Российской Федерации источников.

Таким образом, можно сделать  вывод, что Федеральная таможенная служба входит в единую, централизованную систему таможенных органов России и возглавляет ее. В соответствии с постановлением правительства  ФТС наделяется правами и обязанностями, устанавливаются сферы ее компетенции, задачи. Основное назначение обеспечивающих управлений в структуре ФТС России – создавать нормальные условия  для функционирования системы таможенных органов, обеспечивать развитие таможенной инфраструктуры, социально-бытовые и финансовые условия, предусмотренные законами или иными нормативными актами для государственных таможенных служащих.

2.2. Организация таможенного  управления на региональном уровне

Региональное таможенное управление (РТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную  централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и  обеспечивающим реализацию задач и  функций ФТС России в регионе  деятельности РТУ в пределах компетенции  [3].

Таможенное управление на региональном уровне организует и регулирует Региональное таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ). РТУ входит в  единую систему таможенных органов  Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного  ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все  расположенные на территории подведомственного  ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных  ФТС России. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему  региона организациями таможенной службы (таможенными лабораториями, учебными заведениями и др.).

Необходимость создания РТУ  как промежуточного звена в системе  управления таможенным делом в стране обусловлена в первую очередь  огромными размерами таможенной территории России. Руководить таможнями  и таможенными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с  этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых  региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. При этом следует отметить, что границы таможенных регионов могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и административно-территориальных единиц.

Основными задачами РТУ являются:

1. реализация таможенной  политики РФ на территории  подведомственного региона;

2. разработка и реализация  в пределах своей компетенции  в подведомственном регионе мер,  направленных на обеспечение  единства таможенной территории  Российской Федерации;

3.  разработка и реализация  в пределах своей компетенции  в подведомственном регионе мер,  направленных на обеспечение  экономической безопасности страны;

4. обеспечение в подведомственном  регионе защиты экономических  интересов России в пределах  компетенции таможенных органов;

5. организация таможенного  дела в подведомственном регионе;  обеспечение соблюдения единообразного  применения и осуществления контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства о таможенном деле и других актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

6. организация и осуществление  в подведомственном регионе борьбы  с контрабандой, иными преступлениями  в сфере таможенного дела, а  также с нарушениями таможенных  правил; руководство, обеспечение,  координация и контроль за деятельностью подведомственных таможенных органов; обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных платежей;

7. содействие развитию  внешнеэкономических связей на  территории подведомственного региона.

Важно подчеркнуть, что функции  РТУ условно можно разделить  на девять основных направлений:

1. функции по реализации  таможенной политики Российской  Федерации на территории подведомственного  региона;

2. функции по организации  и осуществлению таможенного  дела в подведомственном регионе;

3. функции по организации,  координации и осуществлению  контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона;

4. функции по организации,  координации и контролю за осуществлением таможенного контроля нижестоящими таможенными органами;

5. функции по организации,  координации и контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела;

6. функции по осуществлению  валютного контроля в подведомственном  регионе в качестве агента  валютного контроля;

7. функции по осуществлению  контроля за соблюдением законодательства о таможенном деле в подведомственном регионе;

8. функции по обеспечению  развития таможенной инфраструктуры  в подведомственном регионе;

9. функции по организации  и осуществлению кадровой работы  в таможенных органах подведомственного региона [5].

Создание, реорганизацию  и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ФТС России.

Так же, как и в ФТС  России, в РТУ РФ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместитель  начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. При этот члены РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются ФТС России по представлению начальника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утверждаются ФТС России.

На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие  вопросы, связанные с деятельностью  управления и находящиеся в его  непосредственном и оперативном  подчинении таможенных органов и  организации таможенной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ФТС России, проводятся в жизнь приказами ее председателя – начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ФТС России.

Региональное таможенное управление (РТУ) входит в единую систему  таможенных органов и осуществляет руководство таможенным делом  пределах территории закрепленного за ним (подведомственного) региона под непосредственным руководством ФТС России. Она е создает, реорганизует, ликвидирует РТУ и определяет, утверждая все это соответствующими приказами, пределы территории подведомственных им регионов, которые в настоящее время совпадают с границами федеральных округов.

РТУ РФ является органом  федеральной исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансирует как из средств  федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством  Российской Федерации источников. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из поставленной цели, при написании данной контрольной  работы, можно сделать следующие  выводы.

Таможенные органы России — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Таможенные органы – одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможенной границ. Таможенные органы осуществляют защиту экономического суверенитета и экономическую безопасность государства. Деятельность таможенных органов преследует как правоохранительные, так и экономические цели. Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей природной среды.

Информация о работе Организационная структура таможенных органов