Исследование туристско-рекреационных ресурсов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание

Рекреационные ресурсы - фактор развития туристской индустрии, без знания о методах исследования, оценки и использования которых невозможно осуществить грамотное развитие туризма и отдыха. В условиях рыночной экономики, когда рынок российского туризма развивается крайне неравномерно, современный работник сферы туризма должен осознавать, что рекреационные ресурсы ограниченны, требуют рационального освоения и имеют цену.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ…………………………………………………………………………….. 5
1.1 Теоретические аспекты исследования туристско-рекреационных ресурсов России…………………………………………………………………………...…... 5
1.2 Развитие туристско-рекреационных ресурсов России……………………..… 9
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………… 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ…………………………………………………………………………… 13
2.1 Анализ туристско-рекреационных ресурсов России и Краснодарского края ……………………………………………………………..……………………….. 13
2.2 Рекомендации по улучшению туристско-рекреационной деятельности в Краснодарском крае………………………………………………………………. 22
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………… 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Селевые очаги имеются в верховьях  таких крупных рек Черноморского  побережья, как Шахе, Сочи, Мзымта, Псоу. В перечисленных реках нередко  проходят сели, достигающие берега моря и наносящие большой ущерб курортной зоне. Широко известны значительные разрушения, которые получил Мацестинский курорт, попавший под грязекаменные потоки. На Азово-Черноморском побережье края также широко распространены оползневые явления.

Климат  Черноморского побережья Краснодарского края различен. От Адлера до Туапсе сформировался  уникальный, единственный в России уголок влажных субтропиков. Это  самый северный район этой климатической  зоны. Климат побережья от Туапсе до Анапы средиземноморский. Он отличается от сочинского несколько более низкими зимними температурами и меньшим количеством осадков. Климат Азовского побережья умеренно континентальный с чертами морского.

Климатические особенности курортов Краснодарского края характеризуются таким набором средних многолетних параметров и их сочетанием, которые считаются наиболее комфортными, создают наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышают эффективность санаторно-курортного лечения. В целом рекреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценности и могут быть широко использованы в различных видах туризма.

Наличие большого количества гор в непосредственной близости от хорошо освоенного в рекреационном отношении побережья предоставляет широчайшие возможности для развития в регионе пешеходного туризма, альпинизма, скалолазания, спелеотуризма, различных видов экстремального туризма.

Геологические ресурсы поселка Красная Поляна, наличие высоких гор и соответствующих склонов стали основой для развития здесь в зимний период горнолыжного спорта, а в летний период - различных видов горного туризма.

Целостность природных комплексов, взаимосвязь  и взаимообусловленность компонентов  в природном комплексе требуют осторожного вмешательства человека в природную среду в процессе хозяйственной деятельности, общения с природой. С этой целью необходимо разработать региональную целевую программу охраны природных комплексов.

Природные лечебные ресурсы Краснодарского края - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, пляжи водных объектов, ландшафтно-климатические и другие условия, используемые для санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний, отдыха и туризма.

Сегодня лечение морем занимает одно из ведущих мест в курортной медицине большинства мировых курортов. Азово-Черноморское побережье края является единственным в России субрегионом, который в полном объеме может предоставить комплекс талассотерапии или приморской климатотерапии.

Уникальность  курортам Краснодарского края придает  богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого  профиля, лечебными грязями.

На территории края прошли государственную экспертизу 45 месторождений минеральных вод, еще 173 участка являются перспективными для изучения и дальнейшей разработки.

Необходимо  отметить, что на сегодняшний день состояние скважин и большинства  минералопроводов оценивается как  неудовлетворительное, их износ составляет от 80 до 100 процентов. Практически все эти сооружения нуждаются в модернизации или полной замене. Коммерческие организации, эксплуатирующие их, не стали эффективными собственниками. В результате снижения числа отпускаемых бальнеологических процедур и, соответственно, удорожания эксплуатации месторождений цены на процедуры с использованием минеральных вод и лечебных грязей постоянно растут.

Из-за отсутствия финансовых ресурсов практически прекращены работы по установлению округов санитарной (горно-санитарной) охраны, устанавливающих особый режим хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающих защиту и сохранение природных лечебных ресурсов края. Результатом интенсивного и нерационального использования природных лечебных ресурсов является их преждевременное истощение и загрязнение лечебно-оздоровительных местностей Краснодарского края.

Природные лечебные ресурсы Краснодарского края настолько велики и разнообразны, что создают практически неограниченные возможности для развития климатических (приморских, горных, предгорных, равнинных, степных) бальнеогрязевых курортов для лечения самого широкого спектра заболеваний.

Необходимо  провести работы по обобщению всех данных о лечебных ресурсах Краснодарского края с целью создания краевого реестра природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей), что позволит иметь четкое представление о возможностях дальнейшего развития гидроминеральной базы и использования столовых и лечебно-столовых вод в целях розлива и пакетирования лечебных грязей.

Несмотря  на то, что лечебная составляющая в  предлагаемых курортами края услугах  постоянно увеличивается, использование  в санаторно-курортном лечении  природных минеральных вод снижается. Растет тенденция замены их искусственными (суррогатными) или преформированными лечебными факторами с использованием различных видов современного оборудования зарубежного производства.

Поэтому для дальнейшего развития курортов Краснодарского края помимо изыскания  новых месторождений природных  лечебных ресурсов необходимо создавать новые подходы к лечению минеральными водами и лечебными грязями, разрабатывать новые медицинские технологии и современные методы и методики лечения. Сохраняя уникальность имеющегося опыта организации санаторно-курортного лечения в России, который в 46 странах мира взят за образец, необходимо сформировать новый лечебный курортный продукт, отвечающий требованиям мировых стандартов. Создание такого продукта практически невозможно без проведения научно-исследовательских работ и ведения маркетинговых исследований по его реализации.

Сосредоточение  и систематизация всех сведений о  природных лечебных ресурсах в одном  органе исполнительной власти Краснодарского края, создание и ведение им краевого реестра природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей) Краснодарского края позволили бы подойти к созданию краевой программы развития гидроминеральной базы Краснодарского края.

Перспектива развития Краснодарского края как курорта  во многом зависит от качества и  разнообразия его уникальных природных лечебных ресурсов. Развитие же туризма неизбежно влечет за собой как позитивные, так и негативные для окружающей среды последствия.

Все крупные  города Азово-Черноморского побережья  края относятся к наиболее загрязненным, а Новороссийск наряду с Краснодаром практически ежегодно включается в список городов Российской Федерации с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Туапсе в последние годы практически не меняется и находится примерно на уровне допустимого, в то же время содержание диоксида азота и бензапирена в нем превышает допустимые нормы в несколько раз. В связи с этим необходимо разработать региональную программу сокращения загрязнения атмосферного воздуха.

До настоящего времени продолжают испытывать острый дефицит воды питьевого качества город-курорт Анапа и города Геленджик и Новороссийск. В то же время, по некоторым экспертным оценкам, запасы пресных вод для питьевого водоснабжения города Геленджика освоены лишь на 20 процентов. Не обеспечены питьевой водой также Ейский, Щербиновский, Темрюкский районы. Износ водопроводных и канализационных сетей с каждым годом возрастает, что приводит к потерям воды и перебоям в водоснабжении.

Критическая ситуация сложилась на очистных сооружениях  канализационных систем прибрежной зоны: из 39 глубоководных выпусков сточных вод 11 технически неисправны и подлежат срочному ремонту, 5 требуют удлинения, а из 10 выпусков сброс сточных вод производится у береговой черты. Необходима программа выхода из этой ситуации с соответствующим финансовым обеспечением.

Особое  место среди экологических проблем  курортов занимает проблема утилизации твердых бытовых отходов. На Азово-Черноморском побережье отсутствуют отвечающие экологическим требованиям объекты (сооружения) по утилизации отходов. Действующие свалки исчерпали свои ресурсы и являются мощным источником загрязнения окружающей среды, нарушают природные ландшафты, занимают значительные площади ценных рекреационных земель. Таким же источником загрязнения окружающей среды являются стихийно образованные свалки мусора.

Особую  проблему в регионе Азово-Черноморского  побережья представляет собой охрана уникальных природных комплексов, имеющих  важнейшее значение для развития курортов и туризма. К сожалению, многие природные комплексы в последние годы претерпели значительные изменения, в основном по причине вырубки лесов, урбанизации причерноморских ландшафтов, общей деградации многих ценных биоценозов.

Значительное  количество памятников архитектуры, истории, монументального искусства находится под негативным воздействием экологических и антропогенных факторов, при этом многие из них утрачиваются.

Эти проблемы требуют скорейшего разрешения.

Особенностью  современного этапа развития туризма  является формирование цивилизованных рыночных отношений в сфере туризма.

Возрождается  внутренний туризм. Разрабатывается  новая государственная концепция  развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный  туристский поток и география  туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

На развитие санаторно-курортного и туристского  комплекса края и на аналогичные  комплексы Российской Федерации  в ближайшие годы будут влиять следующие факторы:

  • структурные и качественные реформы, проводимые в экономике туризма: изменение форм собственности и смена собственников, дальнейшее сокращение числа государственных объектов санаторно-курортного и туристского назначения, изменение законодательной базы;
  • значительное снижение уровня доходов населения, связанное с пиком платежей по государственному внешнему долгу, колебаниями валютных курсов и политическими и военными конфликтами;
  • снижение загрузки большинства здравниц в результате резкого сокращения бюджетного финансирования социального туризма;
  • снижение финансовой устойчивости, ценовой и сервисной конкурентоспособности организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края в связи с сокращением туристских потоков, ростом налогов, земельных и коммунальных платежей;
  • несоответствие существующей материально-технической базы санаторно-курортного и туристского комплекса края требованиям платежеспособного клиента.

В результате комплексного воздействия этих и  других факторов на финансово-хозяйственную деятельность организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края уже сегодня резко снизилась их рентабельность, многие здравницы не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для реконструкции собственных основных фондов и внедрения инноваций.

Прямые  и косвенные доходы от туризма  могут резко сократиться, что  негативно скажется на финансовом положении  как самого санаторно-курортного и  туристского комплекса края, так  и на экономике курортных городов  и районов края.

Главным направлением в развитии средств  размещения должна стать реконструкция  существующего фонда санаторно-курортного и туристского комплекса края с незначительным увеличением его  вместимости и доведение его  комфортности до среднеевропейского уровня.

При этом финансирование строительства новых  средств размещения и реконструкция  действующих средств размещения должны вестись частными и корпоративными инвесторами.

Весь  объем бюджетного финансирования санаторно-курортного и туристского комплекса края необходимо направить на реконструкцию существующих и строительство новых инженерных сетей, модернизацию городских коммуникаций (прежде всего очистных сооружений, водоводов, сети тепло- и энергоснабжения), развитие транспортной системы, пляжного хозяйства, инфраструктуры развлечений.

Реализация  задач, стоящих перед санаторно-курортным  и туристским комплексом края, станет возможной только при наличии  выверенной маркетинговой стратегии  и тактики, включая коммуникационную составляющую по продвижению курортного и туристского продукта на внутреннем и международном рынках.

Единого федерального органа, осуществляющего  государственное регулирование  в области туризма и лечебного (рекреационного) туризма как его  части, в Российской Федерации не существует. Курортным делом занимается Министерство здравоохранения Российской Федерации, а туризмом - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Вследствие отсутствия связи между Минздравом России и Минэкономразвития России проводится несогласованная и разновекторная государственная политика, что, безусловно, отрицательно сказывается на развитии санаторно-курортного комплекса в целом.

Несмотря  на то, что законодательство Российской Федерации и законодательство Краснодарского края, регламентирующие деятельность санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края, обширны, существует целый ряд причин, по которым они должны быть дополнены и переработаны. Среди этих причин можно назвать следующие:

Информация о работе Исследование туристско-рекреационных ресурсов России