Исследование туристско-рекреационных ресурсов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание

Рекреационные ресурсы - фактор развития туристской индустрии, без знания о методах исследования, оценки и использования которых невозможно осуществить грамотное развитие туризма и отдыха. В условиях рыночной экономики, когда рынок российского туризма развивается крайне неравномерно, современный работник сферы туризма должен осознавать, что рекреационные ресурсы ограниченны, требуют рационального освоения и имеют цену.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ…………………………………………………………………………….. 5
1.1 Теоретические аспекты исследования туристско-рекреационных ресурсов России…………………………………………………………………………...…... 5
1.2 Развитие туристско-рекреационных ресурсов России……………………..… 9
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………… 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ…………………………………………………………………………… 13
2.1 Анализ туристско-рекреационных ресурсов России и Краснодарского края ……………………………………………………………..……………………….. 13
2.2 Рекомендации по улучшению туристско-рекреационной деятельности в Краснодарском крае………………………………………………………………. 22
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………… 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)
  • слабое отражение в действующем законодательстве реалий рыночной экономики, в условиях которой функционируют санаторно-курортные и туристские организации; необходимость устранения существенных противоречий, имеющихся в действующем законодательстве;
  • необходимость научного обоснования и приведения в соответствие с современными требованиями существующих медицинских стандартов и критериев проведения лицензирования медицинской деятельности санаторно-курортных организаций, аттестации медицинских работников санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и сертификации оказываемых ими услуг.

С целью  преодоления этих негативных явлений  Минздрав России и Минэкономразвития  России подготовили проекты новых  нормативных правовых актов.

Так как  проблема законодательно-нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса наиболее актуальна для края, необходимо воспользоваться правом законодательной инициативы, выйти с предложениями в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации о включении в разрабатываемые законодательные акты норм, регулирующих функционирование хозяйствующих субъектов, оказывающих санаторно-курортные и туристские услуги. [3, c 80]

Основными направлениями совершенствования  законодательства Российской Федерации  и законодательства Краснодарского края в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса края должны стать:

1) включение  вопросов развития санаторно-курортного  и туристского комплекса края  в долгосрочные программы социально-экономического  развития Краснодарского края  как приоритетного направления государственной политики;

2) унификация  понятийного аппарата в сфере  санаторно-курортного и туристского  комплекса в соответствии с  рекомендациями Всемирной туристской  организации и Европейского союза,  международными конвенциями и  соглашениями, в том числе совершенствование общероссийских классификаторов в части вопросов, отнесенных к туризму и туристской деятельности;

3) дальнейшее  совершенствование норм, регламентирующих  деятельность санаторно-курортного  и туристского комплекса, а  также принятие подзаконных актов, направленных на конкретизацию таких норм. Разработка и принятие подзаконных актов, регулирующих предоставление услуг в различных сферах туристской деятельности (культурно-познавательный туризм, конгрессно-выставочный туризм, услуги частных гостиниц, а также туристское обслуживание неорганизованных отдыхающих, экскурсионные услуги), определение порядка осуществления деятельности по продаже прав на клубный отдых, чартерные перевозки воздушным транспортом, морские круизы;

4) разработка  и принятие нормативного правового акта о системе туристских обозначений и знаков;

5) разработка  и принятие нормативных документов  о порядке ведения краевого  государственного статистического  учета и отчетности в сфере  санаторно-курортной и туристской  деятельности;

6) разработка  и принятие подзаконных нормативных  актов о создании и мерах  государственной поддержки туристских  центров краевого значения, включая  вопросы планирования и регулирования  туристских потоков на территории  края с учетом интересов государства и местного населения;

7) разработка  новых стандартов, норм и систем  классификации всех сегментов  индустрии туризма, отвечающих  требованиям Всемирной торговой  организации, правилам и стандартам  Европейского Союза, внедрение  международной системы сертификации услуг в области туризма, в том числе услуг, предоставляемых частными гостиницами;

8) разработка  и принятие ряда поправок в  действующую законодательную и  нормативную базу, а также внесение  проектов новых нормативных правовых  актов, регламентирующих процесс вовлечения малых средств размещения в санаторно-курортный и туристский комплекс края;

9) разработка  нормативных правовых актов о  финансовых расчетах в области  туризма (дорожные чеки, кредитные  карты), выпуске и обращении государственных  (муниципальных) ценных бумаг (туристских облигаций), использование которых позволит создать дополнительные источники финансирования объектов индустрии туризма на курортах Краснодарского края.

Реализация  поставленных задач в сфере туризма  и курортного дела возможна в рамках краевой целевой программы, предусматривающей совершенствование законодательного и нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.

Стратегической  целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны. Предполагается, что данная Концепция станет основой для разработки краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2003 - 2010 годы. При этом отдельные ее направления (развитие инженерной инфраструктуры, экология, транспорт, связь, подготовка и повышение квалификации кадров) войдут в общую программу в виде самостоятельных подпрограмм.

Основные  направления развития санаторно-курортного и туристского комплекса края сформированы в условиях незаконченного перехода экономической системы  страны от централизованно планируемой  экономики к рыночной экономике. Для устойчивого экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса края определены следующие приоритеты:

1) ускоренное  завершение основных институциональных  преобразований, в том числе:

совершенствование организационно-экономического механизма развития санаторно-курортного и туристского комплекса края;

создание  новой и совершенствование имеющейся  нормативной правовой базы, регулирующей вновь возникающие правоотношения, в том числе связанные с  активным использованием индивидуальных домовладений для ведения предпринимательской деятельности в области оказания санаторно-курортных услуг;

поддержка и развитие въездного, внутреннего  туризма;

совершенствование системы статистического учета  и отчетности;

приведение  в соответствие с современными требованиями существующих положений, медицинских стандартов и критериев проведения лицензирования медицинской деятельности санаторно-курортных организаций, аттестации медицинских работников санаторно-курортного комплекса и сертификации оказываемых ими услуг;

разработка  новых стандартов, норм и систем классификации средств размещения туристов, отвечающих требованиям Всемирной  туристской организации, правилам и  стандартам Европейского союза для  всех сегментов индустрии туризма, внедрение международной системы сертификации услуг в области туризма, в том числе услуг, предоставляемых малыми средствами размещения;

2) создание  условий для эффективного функционирования  объектов санаторно-курортного и  туристского комплекса края, в  том числе:

расширение  и упрощение краевой программы  субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных  организациях предприятиями санаторно-курортного и туристского комплекса края, в том числе за счет включения  в программу предприятий, основным видом деятельности которых оказание санаторно-курортных услуг не является, но которые осуществляют финансирование мероприятий, направленных на развитие курортной инфраструктуры курортных городов и районов края;

формирование  системы поддержки предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса края, осуществляющих реконструкцию собственных основных фондов, путем предоставления им налоговых льгот, установления режима административного благоприятствования;

разработка  подпрограммы по подготовке и повышению квалификации кадров, занятых в сфере оказания санаторно-курортных и туристских услуг;

разработка  комплексных методик лечения  на основе курортных факторов края; формирование маркетинговой стратегии  продвижения санаторно-курортных  и туристских услуг на внутреннем и внешнем рынках;

разработка  комплекса мер по обеспечению  безопасности туристов, прибывающих  на отдых в Краснодарский край;

3) разработка  подпрограммы по сохранению природных  лечебных ресурсов и улучшению  экологии курортов, включающей мероприятия по обеспечению экологической безопасности населения на уровне национальных и международных стандартов, а также по предотвращению техногенных и экологических катастроф;

4) развитие  туризма как одной из перспективных  отраслей экономики края, способной  дать значительный социально-экономический эффект:

реконструкция и завершение строительства туристских объектов, расположенных в районах  с наиболее высоким туристским потенциалом;

подготовка  и создание базового пакета информационно-рекламных  материалов о возможностях регионального туристского рынка;

участие туристских организаций в проведении международных, федеральных и региональных туристских выставок;

проведение  рекламных кампаний в средствах  массовой информации с целью формирования положительного имиджа Азово-Черноморского побережья Краснодарского края и продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Реализация  намеченной цели является капиталоемкой  и потребует привлечения в  эту сферу значительных инвестиционных ресурсов. Объемный масштаб проблем общегосударственного и регионального значения предполагает объединение усилий и концентрацию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Для этого необходимо создать портфель первоочередных предложений, ориентироваться на консолидированные инвестиционные средства, установив режим наибольшего благоприятствования для приоритетных инвесторов.

Необходимо  отметить, что проблема привлечения  инвестиций является жизненно важной для края. Создание благоприятного инвестиционного климата является приоритетной задачей социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса края. Для реализации поставленной задачи исключительно важное значение приобретает наличие законодательства Краснодарского края, обеспечивающего прозрачность инвестиционного процесса, стабильность правового поля, защиту прав инвестора как собственника и льготные условия функционирования предприятий в период реализации инвестиционного проекта. В связи с вышеназванным необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства Краснодарского края, стимулирующего инвестиционную деятельность. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края №292- П «Об утверждении Концепции развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы»  

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Российская  Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности до последнего времени использовались в совершенно недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России.

Успешное  развитие внутреннего туризма в  последние годы особенно заметно  в регионах страны.

В настоящее  время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области.

     Туризм  представляет большой экономический  интерес в целом для нашей  страны и, в связи с проведением Олимпийских Игр в г. Сочи в 2014 г., позволяет привлечь иностранный капитал, что имеет особый вес в период мирового кризиса.

     Анализ  возможных направлений решения  системных проблем подтверждает необходимость разработки единой государственной стратегии развития сферы туризма, основанной на сочетании институционального и проектного подходов, развития сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями, и направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исследование туристско-рекреационных ресурсов России