Мировой рынок кофе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:50, реферат

Описание

Кофе — напиток, изготавливаемый из жареных зёрен кофейного дерева. Благодаря содержанию кофеина оказывает стимулирующее действие. Кофе всегда ценили за ту бодрость и свежесть, которую приносит чашка этого божественного напитка. На мусульманском Востоке, где запрещено употребление спиртных напитков, кофе является обязательной составляющей любого праздничного стола. В России, несмотря на свободное употребление вина и более крепких напитков, кофе так же очень популярен.

Содержание

Введение
Глава 1: Все о кофе
1.1 История кофе
1.2 Сегментация рынка
1.3 Сорта и виды кофе
1.4 Влияние кофе на здоровье человека
Глава 2: Мировой рынок кофе
2.1 География кофе
2.2 Международные соглашения о кофе
2.3 Обзор мирового рынка кофе
Глава 3: Рынок кофе в России
3.1 Обзор российского рынка кофе
3.2 Динамика и перспективы рынка кофе в России
3.3 Таможенное регулирование экспорта и импорта
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 781.00 Кб (Скачать документ)

2.3  Обзор мирового рынка кофе

В мировой торговле необжаренные зерна кофе занимают второе место после сырой нефти. В зависимости от урожая 4 - 5 млн. тонн кофе ежегодно отправляют на экспорт. Потребление кофе в странах происхождения составляет около 1,3 млн. тонн.

Во всем мире под плантации кофе занято 10 млн. гектаров, на которых растет 15 млрд. кофейных деревьев. С одного кофейного дерева можно получить урожай 0,5 - 0,8 кг (3500 - 5000 зерен кофе).

Выращивание кофе - очень трудоемкий процесс. Во всем мире около 25 млн. людей зарабатывают на жизнь, выращивая или обрабатывая кофе[11]. В зависимости от социально-экономического строя страны выращивание и обработка кофе главным образом осуществляется в небольших хозяйствах, кооперативах, на средних и крупных плантациях.

Продажей кофе на мировом рынке занимаются международные торговые компании, брокеры, агенты. Кроме того, крупные предприятия по обжариванию кофе и государственные экспортные организации заключают между собой прямые контракты. Цены на кофе устанавливаются на биржах сырьевых материалов в Нью-Йорке (с 1882 г., Арабика) и Лондоне (с 1954 г., Робуста) по результатам заключенных контрактов.

Изменения между предложением и спросом, а также биржевые игры привели в прошлом к большим колебаниям цен. Неоднократно предпринимались попытки уменьшить этот высокий экономический риск со стороны поставщиков и покупателей путем подписания торговых соглашений.

С 1963 по 1989 г.г. наиболее важным явилось Международное Соглашение по Кофе (МСК), которое выполняли и экспортирующие, и импортирующие страны. Однако это соглашение потерпело фиаско, потому что цены не соответствовали спросу. В 1993 г. страны-экспортеры объединились в Ассоциацию Стран Производителей Кофе (АСПК), что позволило им более-менее успешно сдерживать чрезмерное падение цен на необжаренный кофе путем вмешательства в процесс назначения цен и увеличения резервных поставок.

На мировой рынок кофе поставляют более 50 стран. Всего ежегодно производится около 4,5 млн. тонн кофейного зерна. Динамика объемов производства по странам в период с 2005 по 2010 гг. представлена в Приложении 2. Большую роль играет эта культура в экономике латиноамериканских стран. После Бразилии крупнейшими производителями кофе являются Колумбия, Гватемала, Сальвадор[12](более подробная структура экспорта представлена в Приложении 3).

Мировой рынок кофе с середины 2008 года, как и большинство мировых продовольственных рынков, переживает период значительного падения цен вопреки нормальному рыночному балансу спроса и предложения. Такая ситуация является следствием мирового кризиса, изменившего финансовые условия существования всех участников рынка (производителей, посредников, оптовиков, переработчиков и самих потребителей). С августа по декабрь средние цены на мировом рынке снизились на 21,5% и достигли отметки в 227,2 центов США за килограмм зеленого кофе[13].

В 2010 г. цены кофе арабика и робуста выросли. Кофе арабика с поставкой в марте 2011 в Нью-Йорке подорожал на 2.6%, а цена кофе робуста с поставкой в марте 2011 в Лондоне поднялась на 5.3%.

Расчетная цена закрытия на кофе арабика с поставкой в марте 2011 составила 239,15 центов за фунт на нью-йоркской бирже NYBOT (ICE) в четверг 13 января 2011.

Сертифицированные запасы кофе арабика нью-йоркской биржи NYBOT по состоянию на 13 декабря 2011 уменьшились до 1 678 747 мешков по 60 кг (-12 738 мешков к 6 января 2011).

Международная Кофейная Организация пересмотрела свой прогноз мирового производства кофе в сезоне 2010/11 с 133 млн. мешков по 60 кг до 134,6 млн. мешков по 60 кг. Урожай предыдущего сезона 2009/10 составил 122,9 млн. мешков по 60 кг по оценкам Международной Кофейной Организации.

В Бразилии урожай сезона 2011/12 будет меньше текущего 2010/11 и составит 41,9-44,7 млн. мешков по 60 кг, как полагает бразильское министерство сельского хозяйства. В то же время это самый большой из «малых» урожаев двугодичного цикла производства.

Производство кофе в Колумбии выросло на 14% до 8,92 млн. мешков по 60 кг, а экспорт снизился на 1% до 7,81 млн. мешков по 60 кг. Колумбийская Федерация Кофе ранее прогнозировала, что урожай кофе в Колумбии достигнет 9 млн. мешков по 60 кг. Производство кофе в декабре 2010 в Колумбии выросло на 42% к декабрю 2009 года и составило 1,16 млн. мешков, а экспорт вырос на 40% и составил 1,1 млн. мешков по 60 кг.

Расчетная цена закрытия на кофе робуста составила 2137$/т по январскому фьючерсу лондонской биржи Euronext (LIFFE) в четверг 13 января 2011.

Производство кофе во Вьетнаме в сезоне 2010/11 вырастет до 18 млн. мешков по сообщениям Международной Кофейной Организации (МКО), что на 1,1% больше вьетнамского урожая кофе сезона 2009/10. В Индонезии производство кофе робуста в сезоне 2010/11 может снизиться на 16,5% до 9,5 млн. мешков по 60 кг из-за неблагоприятной погоды.

Вьетнамские экспортеры продали от 6,67 до 10 млн. мешков кофе по 60 кг в сезоне 2010/11, что составляет примерно половину урожая сезона[14]. На более длительные сроки поставки вьетнамские экспортеры не спешат подписывать контракты из-за высоких ценовых рисков.

Динамика цен на кофе за период с 1998 по 2010 г.г. представлена в Приложении 4.

Рис.2.1. Динамика цен на кофе арабика, Нью-Йорк (март 2011) Usc/lb

Источник: Интернет-ресурс http://www.orimitrade.ru

Рис.2.2. Динамика цен на кофе робуста, Лондон (январь 2011), USD/mt

Источник: Интернет-ресурс http://www.orimitrade.ru

 

К крупнейшим компаниям и фирмам мирового рынка кофе можно отнести:

1.      Kraft Foods – бренды Carte Noire, Jacobs (Monarch, Night and Day, Aroma и Cappuccino) и Maxwell House;

2.      Melitta - известная немецкая компания, производитель фильтров для кофе, аксессуаров для кофеварения, всё, что связанно с кофе и чаем;

3.      Nestlé – бренд Nescafé (Nescafé Classic, Nescafé Gold, Nescafé Espiro, Nescafé Cap Colombie, Nescafé Espresso, Nescafé Montego, «Nescafé для дам», Nescafé Alta Rica, Nescafé EXELLA («Экселла»), Nescafé KOUMIBAISEN («Коюми Байзен»), Nescafé President («Президент»));

4.      Paulig Group — финская компания, известный производитель кофе. Штаб-квартира компании расположена в Хельсинки;

5.      Squesito — итальянская торговая марка капсульного кофе («Intenso», «Arabica». «Delicato», «Prezioso», «Deca»);

6.      UCC Ueshima Coffee Co., Ltd. — японская компания-производитель растворимого кофе;

7.      ЗАО «Московская кофейня на паяхъ» — крупная российская компания пищевой промышленности, является одним из лидеров на рынке растворимого и молотого кофе.

8.      Tchibo GmbH— официальное название известного во всем мире производителя высококачественного кофе под торговой маркой Tchibo, занимает пятое место среди крупнейших компаний-производителей кофе. С появлением Tchibo в кофейном бизнесе началось формирование сегмента дорогих сортов кофе;

9.      Sara Lee – бренд Moccona;

10. Milagro Food Industries (Milagro Deluxe, Milagro Triumph)

11. Elite Platinum (Элит Платинум) - 100% Натуральный сублимированный кофе;

12. Grand;

13. «Жокей»;             

14. «Русский стандарт»;              

15. Ruscafe;             

16. Ambassador;             

17. Kaffa Elgresso;              

18. «Майский кофе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: Рынок кофе в России

3.1  Обзор российского рынка кофе

Российский рынок кофе кардинально отличается от американского и европейского. Лидирующим сегментом на рынке является растворимый кофе (55%)[15]. По его потреблению на душу населения Россия занимает 3 место в мире после США и Великобритании.

Расширение ассортимента натурального и растворимого кофе в России свидетельствует о том, что рынок кофе является одним из наиболее перспективных в стране.

По данным Прайм-ТАСС, ежегодный рост кофейного рынка России составляет 10-15 %[16]. «В ближайшие годы рост всего рынка будет обеспечивать в основном натуральный кофе»,- полагает гендиректор отраслевой ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.

По оценкам специалистов, размер рынка кофе  составляет  порядка  35  тыс. тонн, хотя точных данных по емкости рынка из-за серого импорта и  нелегально произведенного кофе сегодня не существует.

Все основные количественные показатели российского рынка по результатам 2008 года показали поступательный рост и свидетельствуют об относительной стабильности на рынке. Импорт кофе за январь-ноябрь 2008 года, по данным ФТС РФ, вырос примерно на 14% и составил 67,7 тыс. тонн. Производство кофе также демонстрирует рост на уровне 17%. Объем рынка, при этом, по оценкам МА ROIF Expert, вырос лишь на 3-5% и составил 130-140 тыс. тонн в натуральном выражении. Экспорт кофе из России остается примерно на прошлогоднем уровне (3-4 тыс. тонн)[17].

Средние потребительские цены на кофе в России с августа по декабрь (за период наиболее значительного падения цен на мировом рынке кофе) выросли на 4-5% в различных сегментах.

Категория кофе является одной из наиболее стабильных на рынке товаров повседневного спроса. Лояльность бренду здесь очень высока, и потребители откажутся от привычной марки и перейдут на более дешевую только в самом крайнем случае. Как показали исследования Nielsen, в период кризиса доля потребителей, переключившихся на другую марку, была незначительной.

Рынок кофе характеризуется слабовыраженной сезонностью: наблюдается ежегодное временное снижение продаж в летние месяцы – на 2-4% в натуральном выражении – с восстановлением в сентябре[18]. Как и для всех рынков горячих напитков самый высокий сезон для рынка кофе приходится на зимний период.

В структуре потребления кофе по регионам наибольшую долю стабильно занимает Центральный регион, на долю которого в июне-июле 2009 года приходилось 31,8%[19] розничных продаж в натуральном выражении.

Рис.3.1. Структура розничных продаж кофе по регионам РФ

Источник: http://www.kuppo.ru

 

Также в июне-июле по сравнению с предыдущим периодом потребление осталось неизменным на Дальнем Востоке, а немного выросло – в Северо-Западном и Южном регионах. Незначительное снижение потребления наблюдалось в Сибири, Поволжье и на Урале.

В июне-июле 2009 года почти 55% кофейного рынка в объемном выражении приходилось на растворимый кофе[20].

Рис.3.2. Структура розничных продаж кофе по видам

Источник: http://www.kuppo.ru

 

Более 24% продаж принадлежали кофе в цельных или молотых зернах. Остальные доли занимали растворимый кофе с добавками – сухое молоко, сахар и другие – и кофейные напитки. Такое соотношение долей рынка достаточно стабильно на протяжении последних лет.

Несмотря на кризис, в сегменте растворимого кофе наблюдается долгосрочная тенденция переключения потребителей с дешевой продукции на более дорогую. Можно предположить, что кофе – это не та категория, на которой потребитель готов экономить. Потребитель, скорее, будет покупать меньшими объемами, но по-прежнему хороший, качественный продукт, к которому он привык. Кроме того, в кризис кофе можно причислить к категории продуктов «маленьких радостей» для потребителя, он может сэкономить на других товарах повседневного спроса, в том числе и для того, чтобы иметь возможность купить тот напиток, который ему нравится.

Современная торговля остается основным каналом розничных продаж кофе – более 58% объемов категории приходится на гипер-/супер- и минимаркеты.

Рис.3.3. Структура розничных продаж кофе по каналам дистрибьюции

Источник: http://www.kuppo.ru

 

За июнь-июль продажи остались стабильными продажи в киосках и павильонах по сравнению с весной, а также на открытых рынках.

В тройку компаний – лидеров российского кофейного рынка входят Kraft Foods Inc. (США, ТМ Jacobs), Nestle S.A. (Швейцария, ТМ Nescafe) и Tchibo GmbH (Германия, ТМ Davidoff). На долю этих компаний приходится около 60% рынка в стоимостном выражении[21].

Что касается видов упаковки, то их разнообразие характерно для сегмента растворимого кофе. Более половины продаж в стоимостном выражении здесь приходится на кофе в стеклянной банке, однако доля этой упаковки в течение уже 2,5 лет постепенно сокращается в пользу мягких упаковок, которые позволяют производителям снижать конечную цену продукции. Металлические банки устойчиво занимают вторую позицию по объемам продаж в стоимостном выражении[22].

Среди основных тенденций рынка кофе в России можно отметить следующие:

1.     Натуральный обжаренный кофе входит в домашнее потребление 30% российских семей.

2.     Объем рынка натурального обжаренного кофе вырос за год на 5% в объеме и 10% в стоимости, число покупателей кофе в зернах и молотого выросло за год на 2%.

3.     Рост рынка натурального обжаренного кофе обеспечивает рост потребления молотого кофе, что привело к изменению позиций сегментов: на молотый кофе приходится уже 52% объема всего обжаренного кофе, на кофе в зернах 48%.

4.     Число потребителей молотого кофе, более чем в два раза, превышает число потребителей кофе в зернах (73% на 27%). Соответственно, уровень среднедушевого потребления кофе в зернах более чем вдвое выше уровня потребления молотого.

5.     Хотя Россия всегда считалась страной культуры чая, в последние годы россияне все чаще стали отдавать предпочтение крепкому ароматному напитку. В России в год на душу населения приходится 160 чашек кофе. 61 % потребителей кофе в нашей стране предпочитает черный кофе с сахаром, 24 % пьют кофе с сахаром и молоком, 11 % любят просто черный кофе, 3 % - с молоком, но без сахара и 1 % - добавляют в кофе коньяк, лимон[23].

 

 

Рис.3.1. Производство кофе в России

Источник: Интернет-ресурс http://www.orimitrade.ru

3.2  Динамика и перспективы рынка кофе в России

  Первая половина 1998 года обозначила спад активности на  кофейном  рынке. На оборотах кофейных компаний отразились сложности с таможенным  оформлением кофе и весенний финансовый кризис в России.

Информация о работе Мировой рынок кофе