Аграрный сектор экономики в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – показать степень развития и тенденции развития сельского хозяйства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– раскрыть сущность, специфику и роль аграрного сектора в развитии национальной экономики;
– провести анализ аграрного сектора Республики Беларусь, уровень его развития и проблемы функционирования на примере ;

Содержание

Введение 4-5
1. Теоритеческие основы развития аграрного сектора экономики
1.1 Аграрный сектор: сущность, специфика, роль в развитии национальной экономики 6-10
1.2 Специфичексое реформирование и нормативы развития аграрного сектора. 10-17
2. Характеристика аграрного сектора Республики Беларусь, уровень его развития и проблемы функционирования.
2.1 Анализ динамики финансового развития аграрного сектора Республики Беларусь. 18-22
2.2 Аграрный сектор Республики Беларусь , уровень его развития и проблемы фунукционирования. 22-26
Заключение 27-28
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

Аграрный сектор экономики в РБ.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Конечно, их темпы пока не сопоставимы с происшедшим в 90-е годы истекшего столетия катастрофическим спадом производства. Но все же заметно оживление. Сокращается убыточность отрасли.

Но нельзя сказать, реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается приоритет развития АПК, как это определено Программой совершенствования АПК на 2005-2010 гг. и рядом прогнозных документов. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, не паритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.

Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политики должна базироваться на следующих основных принципах (таб. 1).

Таблица 1 - основные принципы государственной агропродовольственной политики

Базисные принципы

                            Содержание             

1. Целевой характер и программность реализации государственных приоритетов

2.Адресность государственной поддержки

 

 

3. Разграничение обязательств республиканских и местных хозяйственных органов

 

4. Учет международных обязательств

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Гарантированность мер государственной поддержки

 

 

 

 

6. Ограничение размеров государственной поддержки и усиление самофинансирования             

Государственные приоритеты АПК должны реализоваться через научно-обоснованные целевые республиканские и отраслевые программы развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы

Государственная поддержка должна оказываться непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями             

Государственные целевые программы должны иметь 2 уровня республиканские и местные. Республиканские программы следует обеспечивать за счет республиканского бюджета и централизованных фондов, а местные - за счет местных источников. Нецелесообразно смешивать источники, это приводит к их размыванию.             

При осуществлении государственной поддержки национального аграрного комплекса важно учитывать обязательства Беларуси, содержащиеся в международных соглашениях. Прежде всего, необходимо учитывать требования Всемирной торговой организации, членом которой, по всей вероятности, в скором времени станет Беларусь. Это предполагает переориентацию мер и средств поддержки с «янтарной корзины» на «зеленую», т.е. с беспорядочной многовидовой поддержки на программно-целевую и инновационную.

Преференции государства сельским товаропроизводителям должны быть гарантированными. Это означает, что все целевые государственные программы должны быть полностью обеспечены финансовыми и материальными ресурсами. Иначе будет иметь место их невыполнение, а, следовательно, и обесценивание государственных обязательств.

Государственные республиканские, централизованные и местные бюджетные средства и фонды должны иметь вспомогательный характер при ресурсном обеспечении развития всей совокупности сельскохозяйственных предприятий и составлять меньшую часть в общих объемах инвестиций и капиталовложений в АПК. Основные средства для развития и воспроизводства агропромышленного производства должны быть заработаны самими сельскими товаропроизводителями. Агропромышленное производство должно функционировать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самовоспроизводства             

 

 

Источник : собственная разработка

 

Достижение целей государственной аграрной стратегии и политики должно контролироваться Правительством страны на основе ряда показателей. Основные из них приведены в табл. 2.

 

Таблица 2 - контролируемые показатели достижения целей государственной политики

 

 

 

 

1

2

1. Обеспечение продовольственной безопасности страны

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сбалансированность продовольственного рынка по спросу и предложению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Доступность основных видов продовольствия всем категориям населения             

 

 

 

 

 

4. Мотивация труда и рост качества жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Доходность (рентабельность) отрасли             

 

Продовольственная безопасность Беларуси может быть обеспечена при условии удельного веса продукции собственного производства в общем объеме продуктооборота на внутреннем рынке не менее 80%, а по таким продуктам как зерно и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты не менее 95%. При этом экспортный потенциал должен составлять не менее 15-20% общих объемов производства продовольствия

Сбалансированность продовольственного рынка можно считать достигнутой, если Правительство, используя интервенционное вмешательство, осуществляет постоянный мониторинг продовольственного рынка в разрезе конкретных видов продукции. По недостающим или избыточным видам продукции должны приниматься оперативные действия в связи с необходимостью их экстренных поставок имеющихся фондов и резервов (вплоть до ввоза из-за рубежа), а также закупки излишков. Для этого важно формировать и постоянно обновлять стратегические государственные резервы и оперативные фонды регулирования

Продовольствие является доступным тогда, когда все слои населения имеют возможность приобретать необходимые продукты питания с учетом их ассортимента и качества по ценам, адекватным заработной плате. У наиболее низкой по доходам части населения расходы на продукты питания должны занимать не более 50-60%

Мотивация и стимулирование труда являются ключевыми факторами эффективности производства. Для стимулирования экономических интересов товаропроизводителей важно использовать не только рычаг роста оплаты труда, но и механизм накопления собственности посредством выплаты дивидендов, участия работников в прибылях предприятия, начисления процентов на используемый частный капитал в совместном производстве и т.п. Все это призвано обеспечить устойчивый рост качества жизни сельского населения. Механизмы мотивации труда считаются действенными, если растет экономический интерес к труду, активизируется предпринимательство, увеличиваются доходы, повышается качество жизни работников             

Доходность отраслей агропромышленного комплекса должна обеспечивать устойчивое расширенное воспроизводство средств производства и постоянное обновление технико-технологической базы предприятий за счет собственной хозяйственной деятельности. В зависимости от специализации предприятий и специфики отраслей минимально необходимая рентабельность не должна быть ниже 20-40%. Государству важно строго отслеживать уровни доходности отраслей АПК и предпринимать оперативные меры для их поддержания

Доходность отраслей агропромышленного комплекса должна обеспечивать устойчивое расширенное воспроизводство средств производства и постоянное обновление технико-технологической базы предприятий за счет собственной хозяйственной деятельности. В зависимости от специализации предприятий и специфики отраслей минимально необходимая рентабельность не должна быть ниже 20-40%. Государству важно строго отслеживать уровни доходности отраслей АПК и предпринимать оперативные меры для их поддержания

Источник: собственная разработка

Крупной угрозой рыночному развитию сельского хозяйства является наличие преобладающей доли убыточных и неплатежеспособных предприятий. Число убыточных хозяйств достигает 60%, а суммарная величина всех видов кредиторской задолженности приблизилась к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное хозяйство составляет почти 1.5 млрд. руб. В результате парализуется вся нормальная хозяйственная деятельность, предприятия не в состоянии вести оперативное производство, произошло неправомерное разделение производства и капитала. Чем больше хозяйства производят продукции, тем больше наращивают убыточность и попадают в зависимость от кредиторских и контрольных структур. Это требует принятия неотложных мер по реструктуризации долгов и освобождению хозяйств от текущих долговых обязательств. Иначе никакого прогресса ждать не приходится. Большие надежды здесь связываются с предпринятыми в последнее время Правительством мерами по санации хозяйственной деятельности предприятий и созданию им благоприятных исходных условии для рыночной реорганизации.

Еще одной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК, является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарность действующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективности производства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, но является сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночную хозяйственную деятельность. Надо сказать, что в рамках существующего законодательства нельзя открыто и прямо реформировать устаревшие формы традиционных предприятий (колхозы и совхозы), а необходимо изобретать сложные обходные пути, чреватые своего рода препятствиями и нарушениями, нельзя даже вести самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Право и конкретные его носители - законы должны быть стимулирующими хозяйственную деятельность, прозрачными, понятными, однозначными и гибкими. Сельскохозяйственной практике необходимы рыночноориентированные законодательные акты о кооперации, о реформировании, о государственном регулировании, о продовольственной безопасности и ряд других, в основе которых должны находиться приоритеты экономической свободы и самостоятельности товаропроизводителей, а именно самохозяйствования, самоопределения, самоуправления, самофинансирования и саморазвития.

Государству важно своевременно выбирать оптимальные приоритеты воздействия на агропродовольственный рынок и создавать благоприятные условия для динамичного рыночного развития агропромышленного производства, т.е. строить такую систему взаимоотношений между властью, товаропроизводителями и бизнесом, которая отвечала бы экономическим интересам всех этих ветвей развития аграрного комплекса. Важнейшая роль в этой триаде задач принадлежит государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Наиболее целесообразные направления такой поддержки заключаются в поддержке финансовых инструментов, непосредственно производства, развития рынка и социальной инфраструктуры сельской местности.

В свою очередь поддержка финансовых инструментов должна включать:

- льготирование кредитов и субсидирование процентных ставок;

- реструктуризацию непосильной кредиторской задолженности предприятий (особенно рыночноориентированных);

- компенсацию части затрат по договорам страхования имущества и производства;

- уменьшение налоговой нагрузки, субсидирование налоговых льгот и дифференциацию налогообложения между отраслями и предприятиями по уровням эффективности.

Поддержка производства должна иметь строго программно-целевой характер и охватывать такие программы, как: «Зерно», «Картофель», «Лен», «Овощи», «Плоды», «Корма», «Мясо», «Молоко», «Птица», «Растительное масло», «Сахар», «Рыба», а также «Селекция и семеноводство», «Племенное животноводство», «Противоэпизоотия», «Материально-техническая база», «Аграрная наука». Все названные программы должны предусматривать необходимое финансовое и ресурсное обеспечение, мониторинг рынка и критерии окупаемости инвестиций.

Поддержка рынка должна включать:

- закупочные и товарные интервенции для поддержания баланса продовольственного рынка по спросу и предложению;

- залоговые операции и ипотеку для привлечения инвестиций;

- закупки продукции в государственные фонды и резервы;

- информационное и консультационное обеспечение, мониторинг и регулирование земельных отношений, мониторинг и регулирование межотраслевого соотношения цен для поддержания ценового паритета;

- антимонопольное вмешательство и регулирование (в ценообразование, в поставки продукции и т.п.);

- мониторинг и регулирование процессов рыночного реформирования предприятий, включая разгосударствление и приватизацию собственности;

- мониторинг доходов сферы сельского хозяйства и оперативные меры по их формированию для обеспечения процессов Воспроизводства, регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.

Можно сделать вывод, что поддержка социальной инфраструктуры сельской местности должна в первую очередь включать поддержку передачи сельхозпредприятиями объектов социальной инфраструктуры на баланс местных органов государственного управления (заметим, что при рынке производство - это функция предприятий, а социальная инфраструктура - это функция государства), поддержку создания на предприятиях новых рабочих мест, поддержку развития в селе несельскохозяйственных видов деятельности, поддержку развития культурных и самобытных производств и промыслов, поддержку культуры агроландшафтов и т.п. Все это должно находить отражение в специальной государственной программе «Развитие сельской социальной инфраструктуры, культуры и качества жизни».


2. ХАРАКТЕРИСТИКА АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, УРОВЕНЬ ЕГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

2.1 Анализ финансового развития аграрного сектора Республики Беларусь на примере «Смолевичская бройлерная птицефабрика»

 

 

Сельское хозяйство представляет собой одну из важнейших областей развития экономического и промышленно-производственного благосостояния нашей страны.

Задачей сельского хозяйства является удовлетворение продовольственных потребностей населения. Что касается промышленного комплекса, то сельское хозяйство здесь выступает главным поставщиком сырья.

Аграрный сектор включает животноводство и растениеводство.

Одной из самых развитых отраслей является птицеводство.

Предприятие «Смолевичская бройлерная птицефабрика» создано в 1964 году. Целью деятельности предприятия выступает насыщение рынка качественной продукцией птицеводства. Предметом производственной деятельности предприятия является производство мяса цыплят-бройлеров и полуфабрикатов из мяса птицы, а также широкий ассортимент колбасных изделий и копченой продукции из мяса птицы. С ноября 2005 г. продукция ОАО «Смолевичская бройлерная птицефабрика» реализует свою продукцию под торговой маркой «Братья Грилль».

Таблица 3 – размеры и производственный потенциал ОАО

«Смолевичская бройлерная птицефабрика»

 

Показатели

 

Еденицы измерения

годы

 

2010

в % к 2009

2009

2010

2011

Общая уборочная площадь

Урожайность зерновых

 

га

ц/га

 

1430

27,1

 

2000

18,6

 

2120

18,7

 

139,9

68,6

Произведено мяса птицы в

живом весе

Тонн

24522

25275

26297

103,1

Поголовье птицы, всего

В т. ч.: молодняк

из них бройлеры

взрослое поголовье

Тыс. гол.

Тыс. гол.

Тыс. гол.

Тыс. гол.

1907

1735

1566

173

2002

1923

1735

179

2000

1919

1729

176

110,2

110,8

110,8

103,5

Валовое производство:

- яйцо

- привес

в т. ч. бройлеры

Валовый сбор зерновых

Тыс. шт.

Тонн

Тонн

ц

36054

23790

22725

38784

38974

24942

23785

37199

40324

25902

24800

36209

108,1

104,8

104,7

95,9

Стоимость основных средств

Млн. руб.

723,1

814,1

814,1

112,6

Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах,всего

В т.ч. 1 работника

 

 

Тыс.руб.

Тыс.руб.

 

 

50101

25,1

 

 

 

52320

26,1

 

 

54460

27,1

 

 

104,4

103,9

Реализовано:                   -мясо птицы в живом весе                                  -яиц

В т.ч. на плем. цели

 

 

Тонн

Млн. шт.

Млн. шт.

 

 

 

 

24676

14,751

8,2

 

 

25275

16,171

8,4

 

 

26702

17,2

8,5

 

 

102,4

109,6

102,4

Выручка от реализации

Млн. руб.

100,6

121,2

134,9

120,4

Прибыль(убыток) по балансу

Тыс. руб.

98903

120577

134245

121,9

Численность работников, всего

в т ч. занятых в с/х

 

Чел.

Чел.

 

1998

1183

 

2006

1157

 

2004

1155

 

100,4

97,8

Фондовооруженность

тыс. руб.

361,9

405,9

407,8

112,2

Энергетические мощности

л. с.

65499

57802

59203

88,2

Энерговооруженность

л. с.

32,8

28,8

30,1

87,8

Производительность труда

тыс. руб.

25,1

26,1

26,3

103,9

Число цехов

шт.

10

10

10

100

Число корпусов, всего

в т. ч. по производству мяса

по производству яиц

шт.

 

шт.

шт.

27

 

9

18

27

 

9

18

27

 

9

18

100

 

100

100

Информация о работе Аграрный сектор экономики в РБ