Анализ производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:16, реферат

Описание

Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ООО «Пикус».

Работа состоит из  1 файл

анализ производства продукции.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 5450 тыс. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 тыс. руб. (8345-5773) и по материальным ресурсам - на сумму 2895 тыс руб. (8345-5450).

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

Глава 4. Анализ влияния изменения объема выпускаемой продукции на величину прибыли

Анализ затрат и взаимозависимости себестоимости, объема производства и прибыли традиционно называется СVP-анализом. Он основан на следующих допущениях:

ь Все затраты строго делятся на постоянные и переменные;

ь Переменные затраты в расчете на единицу продукции, цена единицы продукции, ассортимент - величины неизменные;

ь Между переменными затратами и объемом производства существует линейная зависимость;

ь Объем производства и реализации является единственным фактором влияющим на изменение затрат и прибыли.

С помощью данного анализа определяют величину той составляющей в цене продукции, которая позволяет покрыть постоянные затраты и обеспечить получение заданного финансового результата.

Общие затраты на производство, а именно себестоимость продукции, состоит из двух частей:

Ш постоянной;

Ш переменной.

Если говорить о расчете общего объема затрат на производство, то необходимо сумму затрат (переменных и постоянных) на единицу продукции умножить на общее количество произведенной продукции за определенный период.

Если прибыль > 0, то хозяйственная деятельность предприятия находиться в прибыльном диапазоне.

Точка перехода из убыточного состояния в прибыльное называется точкой безубыточности.

Рис. 4.1. График точки безубыточности

Еще одним важным показателем данного анализа является маржинальный доход, который определяется сопоставлением выручки и переменными затратами с целью их покрытия.

Данный анализ используется для следующих целей:

1. поиск оптимального ассортимента и оптимального объема производства продукции;

2. для прогнозирования и дальнейшего сворачивания нерентабельной продукции;

3. принятие управленческих решений в условиях ограниченности времени.

Проведение данного анализа невозможно без такого важного показателя как производственный леверижд (leverage в дословном переводе - рычаг). С его помощью можно прогнозировать изменение результата (прибыли или убытка) в зависимости от изменения выручки предприятия, а также определить точку безубыточной деятельности (порог рентабельности).

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные - изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:

(1)

либо , (2)

где ЭПЛ -- эффект производственного левериджа;

МД -- маржинальный доход;

Зпост -- постоянные затраты;

П -- прибыль.

Маржинальный доход является одним из основных понятий данного анализа. Он показывает величину дохода, который приносит каждое дополнительно произведенная единица продукции. Он также показывает сумму постоянных затрат и прибыли на единицу продукции.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности. Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным “грузом” на пути к достижению точки безубыточности.

2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к все большему темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения, при необходимости, суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрей преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организация должна производить такой объем продукции, чтобы оно могло бы покрывать свои затраты в полном объеме, а также обеспечить себя, как минимум необходимым размером прибыли.

Заключение

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

1)анализ формирования и выполнения производственной программы;

2) анализ объема продукции;

3)анализ ассортимента продукции;

4)анализ структуры продукции;

5)анализ качества продукции;

6) анализ ритмичности производства;

7) анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

По данным проведенного анализа производства на предприятии можно сделать следующие выводы: в целом производственная и снабженческая деятельность предприятия в норме.

Динамику производства невозможно представить однозначно, т.к. большую роль в деятельности предприятия имеет сезонный фактор.

В целом за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.

План по ассортименту продукции выполнен на 97,3 %.

При анализе структуры продукции, выяснилось, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.

Выполнение плана по качеству - 101,5 %.

Также, необходимо сделать вывод о том, что выпуск продукции зависит от факторов влияющих на конечный результат. Так валовый выпуск продукции уменьшился за счет сокращения численности рабочих (78 120 рублей), но значительно увеличился за счет увеличения выработки на 1 рабочего (112 840 рублей). Изменения могут произойти, также за счет материалоотдачи, фондоотдачи основных производственных фондов.

Проанализирован хозяйственную деятельность данного предприятия, в части производства товаров, можно сделать вывод о хорошей производственной программе, ассортименте и качестве продукции, что в свою очередь позволяет развиваться предприятию как тактически, так и стратегически в сложившихся условиях рыночной конъюнктуры.

Список литературы

1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник. - М.: 1998.-452с.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 302с.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?- М.: Финансы и статистика, 1995.

4. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 325с.

5. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник - Москва, 2003.-462с.

6. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния предприятия: Учебник

Москва. 2003 .- 652с.

7. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.:- ИКЦ “ДИС”, 1997 . -224с.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие -2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Экоперспектива, 2003.- 344с.

9. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2003.-574с.

10. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999.-496с.

11. Якимов К.Л. Аудит на промышленных предприятиях. М.: Прогресс,2000.-322с.

 



Информация о работе Анализ производства продукции