Анализ внешней торговли субъектов Центрального Федерального округа России и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать внешнюю торговлю субъектов Центрального федерального округа России, и узнать дальнейшие перспективы ее развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Главной задачей является проанализировать основные показатели внешней торговли Центрального Федерального Округа;
Исследовать дальнейшие перспективы развития внешней торговли.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы внешней торговли 6
1.1.Основные показатели внешней торговли 8
1.2. Центральный федеральный округ 13
2.Анализ внешней торговли хозяйствующих субъектов 17
2.1. Анализ показателей внешней торговли субъектов ЦФО России 17
2.2. Расчет показателей состояния и динамики валового регионального продукта, стоимостных объемов товарооборота и внешнеторговой квоты Центрального Федерального округа. 21
3. Перспективы развития внешней торговли и формирование внешнеторгового контракта. 25
3.1. Госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности» рассчитана на 2013-2018 годы 25
3.2.Формирование внешнеторгового контракта экспортера на условиях «CIF «порт Сасебо» 27
Заключение 31
Список используемой литературы: 33

Работа состоит из  1 файл

Didenko_Yulia_121_-_Vn_torgovlya_TsFO.docx

— 103.18 Кб (Скачать документ)

Федеральная таможенная служба

Государственное казённое образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Мировая экономика»

 

 

Студента Диденко Юлии Игоревны

группа 121 форма обучения очная

факультета таможенного  дела

на тему: «Анализ внешней торговли субъектов Центрального Федерального

округа России и перспективы ее развития».

 

 

 

 

 

Руководитель: Ю.В.Ведерников;

старший преподаватель

 

Оценка_____________________

Подпись____________________

«___»_______________2012 г.

 

 

 

Владивосток

2012

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы внешней торговли 6

1.1.Основные показатели внешней торговли 8

1.2. Центральный федеральный округ 13

2.Анализ внешней торговли хозяйствующих субъектов 17

2.1. Анализ показателей внешней торговли субъектов ЦФО России 17

2.2. Расчет показателей состояния и динамики валового регионального продукта, стоимостных объемов товарооборота и внешнеторговой квоты Центрального Федерального округа. 21

3. Перспективы развития внешней торговли и формирование внешнеторгового контракта. 25

3.1. Госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности» рассчитана на 2013-2018 годы 25

3.2.Формирование внешнеторгового контракта экспортера на условиях «CIF «порт Сасебо» 27

Заключение 31

Список используемой литературы: 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внешняя торговля - одна из наиболее развитых и  традиционных форм международных экономических отношений. Проблема равноправного участия России в мировой торговле остается актуальной. Активное развитие внешней торговли России делает необходимым интеграцию страны в мировую хозяйственную систему. Это позволит Российской Федерации укрепить свои позиции на мировых рынках, обезопасить своих экспортеров от несправедливых мер по ограничению торговли со стороны других стран и изменить сырьевую направленность экспорта.

Внешняя торговля России – торговля России со странами мира. Россия экспортирует в основном углеводородное сырьё (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), металлургическую и химическую продукцию, машины и оборудование, вооружения, продовольствие. Экспорт России в 2008 году составил $468,1 млрд. и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33 %. Крупнейший импортёр товаров из России — Нидерланды ($36,3 млрд., 2009). Импорт в Россию в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 33,6 % и составил $266,9 млрд. Крупнейший импортёр товаров в Россию — Германия ($21,2 млрд., 2009). Импорт электроэнергии в Россию сократился с 12,2 млрд. кВт*ч в 2004 году до 3,1 млрд. кВт*ч в 2009 году.

Внешняя торговля всегда играла и продолжает играть огромную роль в экономической жизни нашей страны. Наличие больших запасов полезных ископаемых стало для России палочкой-выручалочкой, помогая компенсировать ошибки и провалы в экономической политике. Не будь у страны возможности осуществлять огромный экспорт нефти и газа, трудно сказать, как Россия пережила бы последние годы. По сути дела весь тот внешний блеск «новой экономики», который мы можем наблюдать в витринах роскошных магазинов, в рекламах развлекательных клубов и игорных домов, оплачен пока только экспортом природных ресурсов.

Все это  говорит о том, что проблемы российского  экспорта и импорта еще долго  будут оставаться одной из главных  проблем внутренней и внешней  политики.1

Цель  работы: проанализировать внешнюю торговлю субъектов Центрального федерального округа России, и узнать дальнейшие перспективы ее развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    1. Главной задачей является проанализировать основные показатели внешней торговли Центрального Федерального Округа;
    2. Исследовать дальнейшие перспективы развития внешней торговли.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков  экономической науки, современных  отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна состоит в прогнозировании  будущего торговых отношений РФ и  других стран и предложении возможных  путей балансирования этих отношений.

Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что её результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.

Объектом  исследования является внешняя торговля Центрального федерального округа. Предметом – анализ внешней торговли ЦФО и перспективы ее развития.

При решении  поставленных задач использовались такие методы исследования, как системный и ситуационный анализ, метод логического мышления, методы прогнозирования и моделирования.

В первой главе планируется рассмотреть  теоретические основы и основные внешнеэкономические показатели, с  какими странами происходит товарооборот, какие субъекты входят в состав Центрального федерального округа.

Во второй главе будет рассмотрена  статистика оборота внешней торговли, анализ показателей внешней торговли, расчет показателей состояния и динамики валового регионального продукта, стоимостных объемов товарооборота и внешнеторговой квоты Центрального Федерального округа.

В третьей главе будут приведены  перспективы развития внешней торговли России. А именно Госпрограмма «Развитие  внешнеэкономической деятельности», рассчитанная на 2013-2018 годы  и формирование внешнеторгового контракта экспортера на условиях «CIF «порт Сасебо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы внешней  торговли

Внешняя торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.

В литературе часто дается следующее определение: «Внешняя торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Внешняя торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Становление рыночных отношений дало мощный импульс  развитию внешней торговли. Внешняя торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны. В начале XXI в. воздействие НТП становится все более значительным, а связанные с ним изменения в международной торговле - все более динамичными. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные государства.

Начиная с 80-х гг. XX в. развитие внешней торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.

Все более  значительное место в современной  внешней торговле занимает электронная торговля (e-commerce, electronic commerce). В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.

Существенное  воздействие на развитие внешней торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние («интернальные») рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли - до отдельных физических лиц - «челноков»), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.

Международные товарные потоки в целом приобретают  огромные масштабы и охватывают все  регионы мира. В 2005 г. международная торговля товарами (суммированный мировой экспорт товаров) достигла 10,338 трлн. долларов.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.2

Эффективность или неэффективность внешней  торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующие субъекты и на население различных стран мира. Так, например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д.

1.1.Основные показатели внешней торговли

 

Внешняя торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта товаров.

Технологический жизненный цикл товара проходит в  международной торговле пять основных этапов. На первом этапе новый товар выходит на внутренний рынок. В процессе его завоевания качество товара совершенствуется. На втором этапе спрос на внутреннем рынке полностью удовлетворяется, и товары начинают экспортировать. На этом этане государство-производитель (или фирма-производитель) обладает временной монополией в выпуске и реализации товара на мировом рынке. На третьем этапе возможности отработки технологии для производства товара внутри страны исчерпаны, большинство потенциальных покупателей на внутреннем рынке удовлетворили потребность в данном товаре. Перспективы повышения эффективности просматриваются в перенесении производства с унифицированной технологией в экономику других стран, имеющих более дешевые факторы производства, например, более дешевую рабочую силу. На этом этапе товар начинает выпускаться другими государствами по лицензии для их внутреннего рынка. На четвертом этапе увеличивается выпуск товара в странах, в которые было перенесено производство. Удовлетворив спрос на внутреннем рынке, они начинают завоевание рынков в других странах и, в частности, национального рынка страны-разработчика. Дешевизна рабочей силы обусловливает более низкие издержки производства в стране, воспринявшей товар, поэтому разворачивается ценовая конкуренция на национальном рынке страны-разработчика. Победа в этой борьбе остается за страной с более низкими издержками производства, и страна-разработчик вынуждена свернуть производство и прекратить экспорт. На пятом этапе страна-разработчик полностью прекращает производство товара, а оставшиеся потребности удовлетворяет за счет ею импорта. В этих условиях она вынуждена заняться разработкой принципиально нового товара.3

В международной  торговле практикуются варианты технологического жизненного цикла товара с последовательным или одновременным началом как в стране-разработчике, так и в стране, воспринимающей технологию производства нового товара. Циклы с одновременным внедрением эффективны для товаров с коротким жизненным циклом, так как именно он диктует повышенную скорость коммерческого маневра. Товары с длительным жизненным циклом продвигаются в национальную экономику других государств последовательно, согласно традиционным вариантам технологического жизненного цикла товара.

Участие страны в международной торговле обусловлено уровнем её экономического развития, размерами территории, численностью населения, степенью обеспеченности природными ресурсами, емкостью внутреннего рынка, задачами и целями экономической политики.

Экспорт - вывоз за границу товаров для  их реализации на внешнем рынке. Импорт - ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт - вывоз  ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.

При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой стоимость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.4

Номинальный объем международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет общую тенденцию к росту. Она отражает, прежде всего, тенденцию роста физического объема международной торговли (поставок товаров в натуральном исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной торговле имеют в целом тенденцию к росту, то в результате стоимостный объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.

Объемы  экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.

Информация о работе Анализ внешней торговли субъектов Центрального Федерального округа России и перспективы ее развития