Анализ внешней торговли субъектов Центрального Федерального округа России и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать внешнюю торговлю субъектов Центрального федерального округа России, и узнать дальнейшие перспективы ее развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Главной задачей является проанализировать основные показатели внешней торговли Центрального Федерального Округа;
Исследовать дальнейшие перспективы развития внешней торговли.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы внешней торговли 6
1.1.Основные показатели внешней торговли 8
1.2. Центральный федеральный округ 13
2.Анализ внешней торговли хозяйствующих субъектов 17
2.1. Анализ показателей внешней торговли субъектов ЦФО России 17
2.2. Расчет показателей состояния и динамики валового регионального продукта, стоимостных объемов товарооборота и внешнеторговой квоты Центрального Федерального округа. 21
3. Перспективы развития внешней торговли и формирование внешнеторгового контракта. 25
3.1. Госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности» рассчитана на 2013-2018 годы 25
3.2.Формирование внешнеторгового контракта экспортера на условиях «CIF «порт Сасебо» 27
Заключение 31
Список используемой литературы: 33

Работа состоит из  1 файл

Didenko_Yulia_121_-_Vn_torgovlya_TsFO.docx

— 103.18 Кб (Скачать документ)

Помимо  показателей экспорта и импорта  во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, представляющего собой стоимостную разницу между экспортом и импортом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса).

В целях  международной сопоставимости экспорт  рассчитывается на основе мировых цен  на момент пересечения товаром таможенной границы на базе цен FOB, а импорт - на базе цен CIF. Эти цены традиционно  используются в связи с тем, что  основная часть товаров во внешней  торговле перевозится морским транспортом. Они являются элементами общей системы  торговых обычаев или базисных условий  поставки товаров Инкотермс, последняя  редакция которых была принята в 2000 г. Учитывая то обстоятельство, что в цены CIF входят помимо стоимости перевозки еще и затраты на страховку и фрахт судна (чего нет в ценах FOB), то стоимость мирового экспорта по этой причине оказывается меньше стоимости мирового импорта (на величину страховки, фрахта судна, а также и на величину некоторых портовых сборов).5

Сумма по стоимости экспорта и импорта  конкретной страны представляет собой  ее внешнеторговый оборот. Однако для  оценки внешнеторгового оборота  в рамках мировой экономики в  целом данная методика подсчета (путем  суммирования экспорта и импорта) неприменима. Причина состоит в том, что экспорт одних стран автоматически является импортом для других, т.е. возникает так называемый «повторный счет». Поэтому в соответствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира.

В развивающейся  национальной экономике необходимы протекционистские меры для защиты новых отраслей, возникших как  результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных  фирм, функционирующих на мировом  рынке достаточно длительное время.

Расширение  протекционистских форм и методов  осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений. Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др.

Импортно-экспортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты. В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю. Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики. Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий.

Вторая  половина XX в. в целом характеризуется  значительным снижением тарифных барьеров.

При оценке выгодности или невыгодности внешней  торговли для отдельных стран, благоприятности  конъюнктуры внешней торговли используется такое понятие, как «условия торговли», которое представляет собой соотношение индексов экспортных и импортных цен. Если экспортные цены для данной страны растут быстрее или снижаются медленнее, чем импортные цены, то условия торговли рассматриваются как благоприятные. Для того чтобы международная торговля была выгодна ее участникам, должна складываться и соответствующим образом изменяться структура экспорта и импорта отдельных стран.

 1.2. Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ (ЦФО) — административное формирование в западной части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. Представлен областями и городом федерального значения.

Территория  округа составляет 650, 7 тыс.км², то есть 3,82 % от территории Российской Федерации. что приблизительно равно площади  Французской Республики.

Расположен  на Восточно-Европейской равнине; имеются  Валдайская, Смоленско-Московская и Среднерусская возвышенности, Мещёрская и Окско-Донская низменности. Высшая точка — 347 м (Макушка Валдая).

Внешние границы: на западе с Белоруссией, на юго-западе с Украиной. Внутренние границы: на юге с Южным, на востоке с  Приволжским, на севере с Северо-Западным федеральными округами.

Лидирующими отраслями промышленности Центрального ФО является машиностроение и металлообработка. По производству товарной продукции и числу занятых в производстве людей машиностроительный комплекс занимает первое место в РФ. В ЦФО хорошо развиты ракетно-космическая промышленность, авиастроение, радио- и электронная промышленность, железнодорожное машиностроение, производство точных станков с ЧПУ, робототехники. Химическая промышленность представлена производством удобрений и химией органического синтеза (пластмассы, синтетические смолы, лавсан и т.д.).6

Центральный ФО – один из крупнейших производителей полиграфической продукции. Значительная часть полиграфии выпускается на полиграфкомбинатах Москвы, Московской области, в Твери, Туле, Рязани и Ярославле. ЦФО среди других федеральных  округов России лидирует по всем основным показателям социально-экономического развития. Только по общему объему промышленного производства слегка уступает Приволжскому ФО. Среди других отраслей выделяется сельское хозяйство, строительство, общественное питание и торговля.

Современный характер и развитие отраслей народного  хозяйства ЦФО в значительной степени обусловлены наличием мощной производственно-технической базой, её большим потенциалом и наличием большого числа высококвалифицированных кадров.

На территории Центрального федерального округа разведано  более 10,5 тыс. месторождений 38 видов  полезных ископаемых. Запасы ряда из них  играют существенную роль в общероссийском сырьевом балансе. Доля запасов промышленных категорий железных руд составляет 59 процентов общероссийских запасов, мела - 64 процента, гипса - 57 процентов, доломитов - 45 процентов, тугоплавких глин - 41 процент, формовочных материалов - 31 процент, цементного сырья - 27 процентов, огнеупорных глин - 18 процентов, стекольного сырья - 26 процентов. Имеются запасы песка, гравия, щебня и камня.

На долю Центрального федерального округа приходится 33,9 процента суммарного валового регионального продукта, 21,6 процента сельскохозяйственной и 26,5 процента промышленной продукции страны.

Структура валового регионального продукта Центрального федерального округа характерна для макрорегиона индустриально-постиндустриального типа. Так, сельское хозяйство составляет 2,3 процента, промышленность - 22,8 процента, в том числе обрабатывающие производства - 18,7 процента, строительство - 4,8 процента, транспорт и связь - 8,6 процента, рыночные услуги - 50,2 процента и нерыночные услуги - 11,2 процента.

Роль  Центрального федерального округа наиболее велика в производстве электроэнергии (22,1 процента общероссийских объемов), черных металлов (19,2 процента), выплавке стали (17 процентов), производстве цельномолочной продукции (35 процентов), хлебобулочных изделий (29,1 процента), водки и ликероводочных изделий (37,9 процента) различных видов тканей (30 процентов), отдельных видов продукции химической и нефтехимической промышленности.7

Развиты ракетно-космическая промышленность, авиастроение, электронная промышленность и радиопромышленность, производство точных машин, станков с числовым программным управлением, железнодорожное  машиностроение, робототехника, оборонно-промышленный комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность.

Производительность  труда в Центральном федеральном  округе в 1,4 раза выше, чем в среднем  по России, более чем в 2 раза выше среднемировой производительности труда. Такое соотношение достигается очень высокими показателями г. Москвы (в 2,9 раза выше среднероссийского значения). Показатели производительности труда других регионов округа ниже среднероссийского уровня, причем в 12 регионах они ниже практически в 2 и более раз. При этом производительность труда в округе на 20 процентов ниже средней производительности труда в Европейском союзе.

Системообразующее значение в Центральном федеральном  округе имеет г. Москва, в котором  проживает 28 процентов населения, производится более 65 процентов валового регионального  продукта и более 40 процентов объема промышленной продукции округа. В г. Москве обеспечено работой почти 40 процентов занятых в экономике округа. Город является основной торговой площадкой, крупнейшим центром оказания услуг для всей страны и округа. Уровень жизни в г. Москве намного выше, чем в среднем по округу, бюджетная обеспеченность выше почти в 2 раза, отношение заработной платы к прожиточному минимуму выше в 1,5 - 1,6 раза. Отсутствие четкой государственной стратегии развития Центрального федерального округа создает опасность деградации его производственного, интеллектуального и социального потенциала, его интегрирующих возможностей в системе экономических и пространственных связей страны. Это является реальной угрозой национальной безопасности страны.8

Центральный федеральный округ обладает наивысшей  в стране концентрацией научного и инженерного потенциала, самой развитой производственной, транспортной и энергетической инфраструктурой, лучшими в стране возможностями для ведения предпринимательской деятельности, но в то же время заметно отстает в эффективности использования своего потенциала от ведущих стран мира.

Главной проблемой для Центрального федерального округа является резкое ускорение внедрения  в мировую экономику и повседневную жизнь населения результатов научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики и автомобилестроения. В настоящее время вклад России и округа в этот процесс связан в основном с применением заимствованных технологий и использованием конечных результатов в качестве пользователей. Резкое усиление инновационной направленности развития округа, проведение модернизации экономики и информатизации социальной сферы поможет решить эту проблему.

2.Анализ  внешней торговли хозяйствующих субъектов

2.1. Анализ показателей  внешней торговли субъектов ЦФО  России

 

Основными показателями внешней торговли являются экспорт и импорт товаров.

В течение  пяти лет внешнеторговый оборот  Центрального Федерального Округа стремительно растет. Но в 2008 году произошел мировой экономический кризис, после которого мы видим отрицательный рост внешнеторгового оборота. Уже с 2010 года мы видим из диаграммы, представленной ниже, положительный рост внешнеторгового оборота.

 

Рис.2.1 Динамика внешнеторгового оборота ЦФО  в 2008–2012 гг.9

 

По итогам августа 2008 года в таможнях г. Москвы внешнеторговый оборот составил 24,1 млрд. долларов США (31,0%), Московской области –

25,1 млрд. долларов США (32,3%) и Западного  региона – 28,6 млрд. долларов США  (36,7%).

Экспорт, оформленный участниками ВЭД  в регионе деятельности Управления, составил 20,9 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 15,5 млрд. долларов США (74,2% от экспорта в целом), страны СНГ – 5,4 млрд. долларов США (25,8%).

Импортные закупки достигли 56,9 млрд. долларов США, в том числе из стран дальнего зарубежья – 49,7 млрд. долларов США (87,3% от импорта в целом), стран СНГ – 7,2 млрд. долларов США (12,7%).

Сальдо  торгового оборота сложилось  отрицательное и составило 36,0 млрд. долларов США.

По итогам апреля 2009 года в таможнях Московского  региона внешнеторговый оборот составил 14,7 млрд. долларов США (68,4%), Западного региона – 6,8 млрд. долларов США (31,6%).

Экспорт, оформленный участниками ВЭД  в регионе деятельности Управления, составил 5,1 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 4,1 млрд. долларов США (80,4% от экспорта в целом), страны СНГ – 1,0 млрд. долларов США (19,6%).

Импортные закупки достигли 16,4 млрд. долларов США, в том числе из стран дальнего зарубежья – 15,0 млрд. долларов США (91,5% от импорта в целом), стран СНГ – 1,4 млрд. долларов США (8,5%).

Сальдо  торгового оборота сложилось  отрицательное и составило 11,3 млрд. долларов США.

По итогам 2010 года в таможнях Московского региона  внешнеторговый оборот составил 60,5 млрд. долларов США (59,1%),   Западного региона – 41,8 млрд. долларов США (40,9%).

Экспорт, оформленный участниками ВЭД  в регионе деятельности Управления, составил 25,1 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 19,5 млрд. долларов США (77,7% от экспорта в целом), страны СНГ – 5,6 млрд. долларов США (22,3%).

Импортные закупки достигли 77,2 млрд. долларов США, в том числе из стран дальнего зарубежья – 68,6 млрд. долларов США (88,9% от импорта в целом), стран СНГ – 8,6 млрд. долларов США (11,1%).

Сальдо  торгового оборота сложилось  отрицательное и составило 52,1 млрд. долларов США.

По итогам января – ноября 2011 года в таможнях московского региона внешнеторговый оборот составил 57,6 млрд. долларов США (51,7%), западного региона – 53,9 млрд. долларов США (48,3%).

Экспорт, оформленный участниками ВЭД  в регионе деятельности Управления, составил 25,6 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 20,6 млрд. долларов США (80,5% от экспорта в целом), страны СНГ – 5,0 млрд. долларов США (19,5%).

Информация о работе Анализ внешней торговли субъектов Центрального Федерального округа России и перспективы ее развития