Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является проведение анализа внешнеэкономической деятельности одного из действующих отечественных предприятий.
Предметом курсовой работы являются экономические отношения возникающие при проведении внешнеэкономической деятельности предприятием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организации внешнеэкономической деятельности предприятия..5
Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия..5
1.2Внешнеэкономическая деятельность, этапы в развитии внешней торговли России..6
1.3 .Форма организации ВЭД на уровне предприятия….8
Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Газпром»..15
2.1Анализ ВЭД ОАО «Газпром»…22
2.2 Оценка рынки нефти и нефтепродуктов.29
2.3 Оценка эффективности ВЭД ОАО «Газпром»30
Глава 3 Проблемы и потенциал компании33
3.1Проблемы ВЭД 33
3.2 Потенциал после вступления в ВТО .35
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложения 39

Работа состоит из  1 файл

1_kursovaya_rabota (1).docx

— 470.47 Кб (Скачать документ)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

Кафедра мировой экономики и мировых  финансов

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность компаний »

на тему «Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия »

 

 

 

 

 

Выполнил :студент 4 курса,

1 группы ,факультета МЭФиС

Мурзаев А.Е.

Научный руководитель;

Перцева С.Ю.

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание 

 

Введение  3

Глава 1. Организации  внешнеэкономической деятельности предприятия..5

    1. Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия..5

1.2Внешнеэкономическая деятельность, этапы в развитии внешней торговли России..6

1.3 .Форма организации ВЭД на уровне предприятия….8

Глава 2. Анализ внешнеэкономической  деятельности ОАО «Газпром»..15

2.1Анализ ВЭД ОАО «Газпром»…22

2.2 Оценка рынки нефти  и нефтепродуктов.29

2.3 Оценка эффективности  ВЭД ОАО «Газпром»30

Глава 3 Проблемы и потенциал компании33

3.1Проблемы ВЭД 33

3.2 Потенциал после вступления  в ВТО .35

Заключение 36

Список используемой литературы 38

Приложения 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Активный интерес к ВЭД возник у российских промышленных предприятий  после ее либерализации, а также  в связи со снижением платежеспособного  спроса на внутренних рынках. Последняя  причина явилось камнем преткновения для многих российских промышленных предприятий, поскольку им грозило  сворачивание производства с последующим  ростом издержек и утратой ценовой  конкурентоспособности (иногда единственного  преимущества). Поиск новых рынков сбыта за рубежом был одной  из немногочисленных альтернатив в  сложившейся ситуации.Организация  ВЭД чаще происходит в виде надстройки предприятия еще одной службой  или подразделением международных  операций. Последний способ более  характерен для западного бизнеса, но его развитие имеет совершенно иную качественную основу. Российское предприятие, как правило, не может  рассматривать международный рынок  как просто еще один рынок сбыта  в силу качественных различий в развитии внутренних и международных рынков. Такие качественные различия характерны, прежде всего, для рынков сложной  наукоемкой продукции, в частности, продукции машиностроения. Именно в  тех условиях, когда внутренний рынок  отстает по своему развитию от мировых  рынков, ВЭД способна оказать наибольшее качественное влияние на развитие предприятия.Вовлеченность  в ВЭД означает увеличение степени  экономической свободы в выборе наиболее эффективных путей для  решения важнейших производственных задач. Эта свобода реализуется  в следующих направленияхСвобода  выбора направлений и форм реализации производства продукции с максимальной прибыльностью для себя как следствие  обострения конкуренции на внутреннем рынке. По мере его насыщения однотипной продукцией предприятия ищут более  благоприятные зарубежные рынки  сбыта. Свобода в выборе производственного  партнера, в наибольшей степени отвечающего  экономическим интересам предприятия. Свобода в выборе путей и возможностей повышения технического уровня производства продукции, укрепления экспортного  потенциала как закономерного результата участия в международной производственной кооперации. Участвуя в международной  производственной кооперации, предприятие  становится участником международного воспроизводственного процесса как  единого целого, отдельные части  которого тесно взаимосвязаны. Это  создает основу для экономической  стабилизации отдельных звеньев  воспроизводственной цепи.При выходе на внешний рынок предприятие  попадает в условия жесткой международной конкуренции. Успешная работа в этих условиях возможна лишь при применении современных методов управления. Несмотря на отсутствие принципиальных различий в работе с внутренним и внешними рынками, последние накладывают ряд дополнительных требований: зарубежные рынки предъявляют повышенные требования к предлагаемым товарам, сервису, рекламе; изучение зарубежных рынков более трудоемко и сложно, поскольку требует обработки больших объемов информации из множества источников; эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования маркетинговых методов: правильного выбора организации закупок и сбыта, контроля производственного процесса, контроля за работой торговых партнеров, применения различных методов стимулирования сбыта и т.п.; необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенности национальных законодательств, правила и технику расчетов, деловые обычаи, социально-культурную среду, политические факторы. 
Помимо вышеуказанных проблем возникают и задачи, непосредственно связанные с организацией и техникой внешнеторговых операций: подготовка и проведение переговоров, подготовка контрактов, расчет контрактных цен, выбор формы и слежение за состоянием расчетов с зарубежными контрагентами, организация доставки и решение вопросов, связанных с страхованием. Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов, когда плановая экономика изжила себя и разрушился "железный занавес".До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны и не  нуждались в выходе на внешние рынки. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.

 Целью работы является проведение анализа внешнеэкономической деятельности одного из действующих отечественных предприятий.

Предметом курсовой работы являются экономические отношения возникающие при проведении внешнеэкономической деятельности предприятием.

 

 

 

 

 

Глава 1. Организации внешнеэкономической деятельности предприятия

1.1 Понятие внешнеэкономической  деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих  субъектов. В первом случае внешнеэкономическая  деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых,  торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических  связей. Рациональная внешнеэкономическая  политика государства может привести к повышению темпов роста национального  дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных  вложений. Предприятием является хозяйствующий  субъект, который на основе использования  экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет  работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая  деятельность предприятия - это сфера  хозяйственной деятельности, связанная  с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом  и импортом товаров и услуг, выходом  на внешний рынок. На уровне предприятия  внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами.  Внешнеэкономическая деятельность  является составной частью всей работы большинства предприятий России. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ  международной кооперации производства и свобода в принятии решений  для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий  это такие задачи, как:

  • свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
  • свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
  • свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;
  • свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
  • включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеэкономической  деятельности предприятия от внутрихозяйственной  заключаются в том, что внешнеэкономическая  деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую  деятельность предприятия оказывает  влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых  цен, а также правовая система  собственной страны и правовые системы  стран, в которых предприятие  осуществляет внешнеэкономическую  деятельность.

1.2Внешнеэкономическая деятельность, этапы в развитии внешней торговли России

Понятие внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) в нашей стране появилось  в 1987 г. В связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) и ВЭД на уровне предприятий.В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: ВЭС и ВЭД, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.

Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.Содержание ВЭС состоит в безусловном обеспечении экспортных экономических государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляются федеральными структурами, т.е на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организации, определяются в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения государственного заказа.

Государственный заказ является директивным планом, включающие контрольные цифры на производство экспортной продукции за счёт государства средств.Главная привлекательность государственным заказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, представлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.К государственным заказам приближают и заказы региональных органов власти, финансируемых за счёт гос. Бюджета.

ВЭД представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом внешнеэкономических стратегий стратегий, форм, методов работы на рынке иностранного партнёра.ВЭД, в отличие от ВЭС осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспорта импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельностью, как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а так же юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.Участник ВЭК, может открыть валютный счёт в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счёт и конверсионный.Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах, что требует заключения соответствующим договором между банком и предприятием. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты в счёт увеличения размеров валютных средств, а, кроме того, имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финансированием.В момент открытия валютного счёта потенциальным участником ВЭД ему открывают два счёта: транзитный и текущий, которые вздуться параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг),зачисляется сначала на транзитный счёт, а затем, после обязательной продажи на внутренний валютном рынке, остаток её перечисляется на текущий валютный счёт участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счёт.Что касается транзитного счёта, то на имеющиеся, на нём валютные средства  не начисляются. На валютные средства, хранящихся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачивают % только по тем валютам по которым они получили доходы от их размещения на международном валютном рынке.

 

1.3 .Форма организации ВЭД на уровне предприятия.

Основными формами внешнеэкономической  деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная  кооперация производства.Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен  товарами и услугами, связанными с  осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат  внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и  обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного  товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и  исполнение контрактов.

В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

  1. Экспортная операция - это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.
  2. Импортная операция - это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.
  3. Реэкспортная операция - продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара.
  4. Реимпортная операция - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

Предприятия  стремятся  к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может  потребоваться закупка сырья  или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную  продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит  к  необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции  охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера. Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями. Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, фирмы которых находятся на территории одного государства. И в то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы которых находятся на территории разных государств. Таким образом, основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках. К понятию "торговая сделка" относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг.Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля  все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и навязывалась им "сверху". Международная кооперация производства имеет ряд особо важных преимуществ для предприятий России в современных условиях. Она позволяет:

Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия