Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является проведение анализа внешнеэкономической деятельности одного из действующих отечественных предприятий.
Предметом курсовой работы являются экономические отношения возникающие при проведении внешнеэкономической деятельности предприятием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организации внешнеэкономической деятельности предприятия..5
Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия..5
1.2Внешнеэкономическая деятельность, этапы в развитии внешней торговли России..6
1.3 .Форма организации ВЭД на уровне предприятия….8
Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Газпром»..15
2.1Анализ ВЭД ОАО «Газпром»…22
2.2 Оценка рынки нефти и нефтепродуктов.29
2.3 Оценка эффективности ВЭД ОАО «Газпром»30
Глава 3 Проблемы и потенциал компании33
3.1Проблемы ВЭД 33
3.2 Потенциал после вступления в ВТО .35
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложения 39

Работа состоит из  1 файл

1_kursovaya_rabota (1).docx

— 470.47 Кб (Скачать документ)
  • посредством небольшого увеличения оъема взаимных поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается благодаря тому, что к небольшой части импортных комплектующих, которые в России не производятся, наши предприятия могут присоединить значительно больше компонентов своего производства и живого труда;
  • в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;
  • быстрее повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

Российские предприятия, вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и конкурентоспособности  производимой продукции,  которая  пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также  применение высокоэффективной  и  экологически чистой техники и технологий.

МКП имеет множество форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.

Одним из  важнейших критериев  при выборе предприятием наиболее подходящей для него формы МКП, являются  отношения собственности. Здесь  можно выделить такие варианты, как:

  • полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства производства, ресурсы и имущество;
  • объединение собственности российских и зарубежных партнеров в различных формах совместного предпринимательства;
  • различные сочетания двух перечисленных выше видов отношений собственности.

В применяемой Европейской  Экономической Комиссией ООН  укрупненной группировке форм МКП, выделены  следующие модели договорной МКП.

Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование  последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев  передача лицензий дополняется продажей лицензиаром  лицензиату некоторых  видов оборудования или технологических  линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат  поставляет лицензиару кооперированную  продукцию, а также может выполнять  работы и услуги.

    1. Кооперация дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.
    2. Кооперация с одновременной передачей оборудования в порядке лизинга.
    3. Совместное производство, предусматривающее:
        • использование технологий, переданных друг другу сторонами кооперационного проекта;
        • производство на их основе кооперированной продукции и взаимные ее поставки;
        • специализацию каждой стороны договора о МКП на производстве какой либо конечной или промежуточной продукции в соответствии с договором о МКП;
        • распределение сбыта продукции между участниками МКП.
    1. Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще и совместное проведение НИОКР.
    1. МКП по комплексу работ, охватываемых всеми перечисленными выше моделями.
    2. Подрядная МКП, при которой заказчику предоставляется согласованное количество продукции, произведенной подрядчиком с использованием "ноу-хау" и документации заказчика. Эта форма  МКП наиболее проста и распространена. Но она чаще бывает недолговременной для российских предприятий, так как иностранный заказчик при определенном повороте событий может приостановить и не возобновлять заказ, что ставит российского подрядчика в затруднительное положение.

Однако во многих случаях  российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими  простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП  в России препятствуют: отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного  сотрудничества; ограниченный научно-технический  и производственно-технологический  потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран; отсутствие средств, особенно валютных, на   перестройку производства.

Государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и приоритет его экономических мер

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством  применения экономического и административного  методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы:

    • таможенно-тарифного регулирования, т.е. применения импортных и экспортных тарифов;
    • нетарифного регулирования, т.е. использования квотирования, лицензирования и т.п.

Таможенный тариф - это  систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении  товаром таможенной границы государства. Одним из видов таможенного тарифа являются экспортные пошлины. В мире существуют две основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины определяется в виде фиксированной  суммы с единицы измерения  товара (вес, объем, площадь). Такие пошлины  называются специфическими. Специфическими пошлинами обкладываются сырьевые товары (стандартные, большие по объему товарной массы). Экспортные пошлины, как  правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары. Вторая методика основывается на следующем: пошлина устанавливается  в виде процента от декларируемой  продавцом стоимости товара. В  результате чего, такая пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется  к товарам, которым присуще дифференциация производимой продукции (машинотехнические  изделия). Наряду с двумя упомянутыми  методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в том, что таможенный орган, непосредственно применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной). Указанные пошлины, с учетом их устанавливающих методик нашли свое отражение в ст.4 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".При этом законом провозглашается, что ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации. Цель экспортной пошлины - обеспечить или увеличить дополнительное количество валюты для пополнения государственной казны. Специфика экспортной пошлины заключается в удорожании стоимости товара на мировом рынке, где конкуренция может быть значительной. Как правило, экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом или в случаях, когда государство стремится ограничить вывоз такого товара. С другой стороны применение экспортных пошлин вызвано в связи с ограничением поставок на мировой рынок сырьевых товаров, по которым государство обладает монопольным природным преимуществом, что влечет за собой увеличение цен на такие товары и повышение доходов в бюджете государства и прибыли национальных производителейНетарифные меры являются инструментом административного регулирования внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены.

В соответствии с разделом I Закона основными целями таможенного  тарифа являются:

    • оптимизация товарной структуры импортных поставок в РФ;
    • поддержание экономически обоснованного отношения (стоимостного и физического) экспорта и импорта, валютных поступлений и расходов на территории РФ;
    • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров и услуг в РФ;
    • защита экономики РФ от негативного воздействия иностранной конкуренции;
    • содействие созданию условий для эффективной интеграции РФ в мировую хозяйственную систему

К мерам нетарифного регулирования  включают:

  • лицензирование;
  • квотирование;
  • сертификация;
  • разрешительная система;
  • система экспортного контроля;
  • иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и

транспортных средств.

Некоторые специалисты также  относят к нетарифным мерам понятия  таможенной блокады и эмбарго. Лицензирование - это разрешение на ввоз, вывоз или  транзит товаров, свободное перемещение  которых через таможенную границу  РФ не допускается.

Компании, занимающиеся внешнеэкономической  деятельностью, экспортом и импортом товаров и услуг – основные потребители бизнес-схем с помощью  оффшорных компаний Если компания использует общепринятые способы расчетов и  проводок денежных средств, часть прибыли  уходит на уплату налогов, пошлин и  других обязательных платежей Если фирма  привлекает оффшорную компанию, вся  прибыль от сделки остается на счетах оффшора. Такая операция называется экспортом прибыли При проведении операций во внешнеэкономической деятельности с использованием оффшоров очень  часто используется реинойсинг –  специальное завышение или занижение  цены с целью получения большей  прибыли от сделки. В таких случаях  обходиться без оффшора просто нет  смысла, ведь только таким способом можно минимизировать налогооблагаемую прибыль.  В таком случае оффшорная компания является посредником между российским и иностранным предприятием. Товар экспортируется оффшору, причем его цена искусственно занижается, а прибыль остается на счетах оффшорной фирмы. При импорте операция обратная – оффшорная фирма закупает товар у поставщика по реальной цене, а потом перепродает аффилированной фирме по цене, завышенной в несколько раз, в результате ее налогооблагаемая база уменьшается.

 

 

Глава 2. Анализ внешнеэкономической  деятельности ОАО «Газпром»

 

  ОАО «Газпро́м» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России (по данным журнала«Эксперт»), крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отрасли. Согласно списку Forbes 2000 (2010 год), «Газпром» по выручке занимает 24-е место среди мировых компаний. Согласно рейтингу Fortune Global 500, по итогам 2009 года Газпром стал самой прибыльной компанией в мире, опередив американскую Exxon Mobil, заняв при этом 50-е место по общему объему выручки. Компания занимает общее 22 место в Fortune Global 500 (2009 год).В 2000-х годах резко возросла задолженность «Газпрома»: с $13,5 млрд в 2000 году до $40 млрд в 2006 году. По мнению некоторых аналитиков, это говорило о неэффективности деятельности компании, которая увеличила текущие операционные издержки с $14,5 млрд в 2000 году до $50 млрд в 2006-м и при этом снижает производственные инвестиции. Открытие больших месторождений газа в Сибири, на Урале и в Поволжье в 1970-е и 1980-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. В 1965 г. образовано Министерство газовой промышленности, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. В августе 1989 года постановлением Совета Министров СССР Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в государственный газодобывающий концерн «Газпром» (в 1993 ставшее РАО«Газпром»). Главой «Газпром» стал Виктор Черномырдин.

   В 1991 в результате развала СССР «Газпром» потерял часть своего имущества на территории бывших советских республик — треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций.

   До лета 1992 года (начало ваучерной приватизации) доля государства в «Газпроме» составляла 100 %. 5 ноября 1992 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о преобразовании государственного концерна «Газпром» в РАО «Газпром», и 17 февраля 1993 года РАО «Газпром» было учреждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ. Тем же постановлением был утверждён устав РАО «Газпром».

В декабре 1992 Борис Ельцин назначил Виктора Черномырдина Премьер-министром, что способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы. В ходе рыночных реформ часть акций «Газпрома» была «продана» за приватизационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.

   В октябре 1996 «Газпром» продал 1 % своих акций в виде лондонских глобальных депозитарных расписок, а в 1997 — облигации на сумму 2,5 млрд долларов.

Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия