Антифляционная политика республики Казахстан на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК.

Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
Изучить особенности инфляционных процессов в РК;
Дать анализ состояния инфляции;
Рассмотреть необходимость совершенствования мероприятий по предупреждению инфляции в Казахстане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………3

1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ

1.1 Сущность и виды инфляции ………………………………………….………...5

1.2 Особенности развития инфляции в Республике Казахстан………….………13

2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан…….…….…….16

2.2 Основные направления и пути решения антиинфляционной политики Республики Казахстан ………………………………………………….….………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………..………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..………..30

Работа состоит из  1 файл

Антиинфляционная политика бары.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

    Итак, инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежных факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая инфляцию.

    В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают  виды инфляции:

    1. Инфляция спроса 

    2. Инфляция издержек

    3. Структурная инфляция

    В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции, вызванные различными денежными факторами.

    Инфляция  спроса. По Дж. М. Кейнсу, теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из необходимости управлении совокупным спросом. Согласно этой концепции, «спрос создает денежную массу». Проводя анализ доходов и расходов экономических субъектов (государства, предпринимателей, трудящихся), этот исследователь доказал, что стимулирование увеличения спроса со стороны государства и предпринимателей влечет за собой рост производства и занятости.

    Инфляция  спроса - это результат увеличение совокупного спроса, из-за которого кривая совокупного спроса сдвигается вправо с одновременным повышением уровня всех цен.

    В такой ситуации экономика будет  работать как бы выше уровня полного использования (полной занятости) всех производственных ресурсов. Но поскольку реально это невозможно, то возникает ситуация кратковременного (поначалу) завышения оценки обществом товаров и услуг, произведенных из имеющихся ресурсов.

    Итак, можно сделать вывод, что инфляция спроса это - явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса и вызывается следующими денежными факторами:

    - Милитаризация экономики и рост  военных расходов.

    - Дефицит государственного бюджета  и рост внутреннего долга.

    -Кредитная  экспансия банков.

    -Импортируемая  инфляция. Это эмиссия национальной  валюты сверх потребностей товарооборота  при покупке иностранной валюты  странами с активным платежным  балансом. Второй канал связан  с колебаниями валютных курсов.

    -Чрезмерные  инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно  извлекаются элементы производительного  капитала, взамен которых в оборот  поступает дополнительные денежный  эквивалент.

    2) Инфляция издержек. Теория «инфляции издержек» вытекает из теории «инфляции спроса» Кейнса, считавшего «истинной» инфляцией -- инфляцию издержек производства. Основу этой теории составляет «инфляционная спираль» -- заработная плата, цены. Она объясняет рост цен ростом издержек производства, причем, по мнению Кейнса, инфляцию вызывают лишь издержки, связанные с ростом заработной платы. Рост заработ-ной платы и доходов населения не должен опережать роста производительности труда в экономической системе.

    Инфляция  издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

    -Лидерство  в ценах. Крупные компании отраслей  при формировании и изменении  цен ориентируются на цены, установленные  крупными производителями в отрасли  или в рамках локально-территориального  рынка. 

    -Снижение  роста производительности труда и падение производства.

    -Возросшее  значение сферы услуг. Оно характеризуется,  с одной стороны, более медленным  ростом производительности труда  по сравнению с отраслями материального  производства, а с другой - большим  удельным весом заработной платы в общих издержках производства.

    Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая  мощь рабочего класса, активность профсоюзных  организаций не позволяют крупным  компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".

    - Энергетический кризис.

    3) Структурная инфляция. В латиноамериканском регионе сформировалась идея структурной инфляции. Под ней подразумевают процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, негибкостью цен в сторону их снижения. В механизм структурной инфляции включают наряду с внутренними факторами также и внешнеэкономические аспекты, например, частые девальвации национальной валюты, резкие изменения в экспортном доходе, дефицит твердой валюты, быстрое увеличение импорта и т.д.

      Однако данные оценки односторонни  и истину следует искать в  синтезе двух противоположностей, т. е. объяснять инфляцию, как  со стороны спроса, так и со  стороны предложения. На практике  нелегко отличить один существующий  тип инфляции от другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек. Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию "инфляции издержек", но и оказывают большое влияние на развитие "инфляции спроса".

    Существует  несколько видов инфляции. Для  классификации инфляции применяют  следующие критерии:

    темп  роста цен;

    степень расхождения роста цен по различным  товарным группам;

    ожидаемость и предсказуемость инфляции;

    особенность проявления.

    В международной практике в зависимости  от величины роста цен принято деление инфляции на три вида:

    * ползучую -- среднегодовой темп прироста  цен не выше 5--10%;

    * галопирующую -- при среднегодовом  темпе прироста цен от 10 до 50% (иногда  до 100%);

    * гиперинфляцию -- когда рост цен  превышает 100% в год.

    Выделяют  также супергиперинфляцию, - когда  темп роста превышает 50% в месяц.

    1. Умеренная (ползучая или нарастающая)  инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. Данные за 70-е, 80-е и 90-е гг. и начало нового столетия по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.

    Этот  тип инфляции наименее опасен и, по мнению многих экономистов, являются просто платой за развитие промышленности страны, должен стимулировать рост производства и увеличение ВНП. Нарастающая инфляция изменяется, следуя за экономическим циклом. Она увеличивается во время подъема и уменьшается в период спада. Однако здесь выявлена интересная закономерность: спад снижает темпы инфляции на меньшую величину, чем увеличивает их следующий за ним подъем. За эти свойства умеренная инфляция получила еще два названия - ползучая и нарастающая.

    2.Галопирующая  инфляция (рост цен на 10--50% в год, иногда до 100%). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

    Психология  населения претерпевает значительные изменения. Люди стремятся защитить свои сбережения от инфляции. Наблюдается  ускоренная материализация денег. Обычно процесс галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейся необдуманной денежно-кредитной политики. Галопирующая инфляция сначала движет кривую спроса вверх вдоль кривой предложения, что приводит к увеличению цен и объема производства. Дальнейшее развитие процесса лишь перемещает вверх кривую предложения параллельно линии естественного объема производства.

    Это объясняется тем, что продолжающееся повышение цен перестает стимулировать  производство к дальнейшему росту, т.к. цены на ресурсы уже успели подняться, повысив издержки. С первого взгляда может показаться, что галопирующая инфляция не несет в себе особенно сильной угрозы, потому что является платой за превышение реального объема производства над естественным его уровнем. Но такая ситуация не может продлиться долго. По мере приспособления инфляционных ожиданий фирм цены на произведенные товары будут даваться с опережением.

    3.Гиперинфляция - (более 100% в год). Известный ученый-энциклопедист О.Ю Шмидт сформулировал закон гиперинфляции, который заключается в следующем: при этой форме инфляции количество денег в обращении возрастает в арифметической прогрессии, а цены -- в геометрической. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Гиперинфляция представляет собой период времени, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значимой, что начинает доминировать в повседневной жизни, приводя к дезорганизации производства и рынка, а также перераспределяя доходы и богатство в обществе[2,C.9].

    Гиперинфляция может проявляться в различных  формах: в катастрофически высоком  росте цен, когда экономика базируется на рыночных принципах, или в подавленной своей форме, которая характеризуется страшным дефицитом товаров. Люди вынуждены ''тратить деньги сейчас''. Предприятия поступают также, покупая инвестиционные товары. Жестокая инфляция способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность.

    Деньги  фактически теряют цену и перестают  выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. При соответствующей государственной  политике нет оснований для перерастания умеренной или ползучей инфляции в гиперинфляцию.

    4. Супергиперинфляция. Темп роста >50% в месяц. Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции - 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время. Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигал 33000%. Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.

    С точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста различают: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.

    При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.

    В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса.

      Риск потери доходности присущ  только тем предпринимателям, которые  стоят последними в цепочке  повышения цен. Это, как правило,  производители сложной продукции,  основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики.

    С позиции критерия ожидаемости различают:

    а) Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени, и она зачастую является прямым результатом действий правительства.

    б) Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

Информация о работе Антифляционная политика республики Казахстан на современном этапе