Госудаственный долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов экономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Также определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.
Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при испо

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджетная система………………………………………………………..4
1.1. Бюджетный дефицит…………………………………………………………..7
Глава 2. Государственный долг………………………………………………….....7
2.1. История государственного долга………………………………………………8
2.2. Внутренний государственный долг………………………………………….11
2.3. Внешний государственный долг……………………………………………..12
Глава 3. Современное состояние проблемы государственного долга…………15
3.1 Что произошло с госдолгом России?............................................................16
3.2. Что нас ждет впереди?...................................................................................18
3.3 Бремя государственного долга для будущих поколений………………..20
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы …………………......................................................................23
Приложение ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 История государственного долга.docx

— 614.25 Кб (Скачать документ)

         Министерство образования и науки Российской Федерации

Российская  экономическая академия им. Г.В. Плеханова

Финансовый  факультет 
 

Курсовая  работа

                            По дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»  на тему: 
 

Государственный долг России  
 

Выполнила:

Студентка 2212 группы

Параскевич М.В

Научный руководитель:

Антошкин В. Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Москва – 2011

Содержание:

Введение 

Глава 1.  Бюджетная система………………………………………………………..4 

1.1.   Бюджетный дефицит…………………………………………………………..7 

Глава 2.  Государственный долг………………………………………………….....7 

2.1.  История государственного долга………………………………………………8 

2.2.   Внутренний государственный долг………………………………………….11 

2.3.   Внешний государственный долг……………………………………………..12 

Глава 3.  Современное состояние проблемы государственного долга…………15

3.1      Что произошло с госдолгом России?............................................................16

3.2.      Что нас ждет впереди?...................................................................................18 

3.3        Бремя государственного долга  для будущих поколений………………..20 

Заключение………………………………………………………………………….22 

 Список литературы …………………......................................................................23 

Приложение ………………………………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В настоящий  момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов экономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Также определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.

Среди расходов государственного бюджета  особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании  государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление  связано с превышением бюджетных  расходов над доходами).  

Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда

национальный  доход сокращается, или не может  увеличиваться, налоговые

поступления автоматически сокращаются и  приводят к бюджетным дефицитам.

Весь  мир сейчас живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности.

В  данной  работе   мне  бы  хотелось  рассмотреть проблему: во сколько же нам обходится сам государственный долг.

А также  найти ответы на такие вопросы, как:

- Почему  государственный долг существует как проблема, и возможно  ли ее решить?

- Как  зависит государственный долг  от дефицита бюджета страны?

- Не  станет ли госдолг тяжким бременем  для будущих поколений и как нынешний кризис повлиял на госдолг России?

Прежде,  чем  начать  основную  часть  моей  работы,  следует  сделать  одну оговорку, без которой рассматривать  ситуацию в России нельзя.

Россия  -  это  страна,  находящаяся  в  стадии  развития   переходной рыночной экономики,  которая пришла  на  смену командно-  административной экономике. Также следует помнить,  что экономическая политика  последнего десятилетия нередко строилась на  политических  махинациях   и   неверных прогнозах экономистов, проводящих генеральную линию развития  экономики в стране. Реформы необходимые на той или иной стадии,  подчас  не  проводились из-за страха политиков потерять  популярность,  власть  или личную  выгоду. Экономический спад, инфляция, кризис государственных финансов   и огромный бюджетный дефицит - вот основные  характеристики  экономической ситуации  в России последнего десятилетия.  Поэтому регулирование бюджетного дефицита  и государственного долга в России  проводится в крайне сложных условиях. 
 

Глава 1. 

Бюджетная система страны представляет собой  сложный механизм, характеризующий  особенности взаимоотношений государства  и местных органов власти. Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и местный бюджеты. Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории.

К бюджетам территории относятся:

1)бюджеты крупных регионов - штатов, земель, департаментов;

2)бюджеты местных органов управления - городов, районов и т. д.

Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи, например государства, подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности. К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Всё более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь - на образование и здравоохранение.

Доходы  государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, собранных  как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера. К числу их относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое.

Государственные финансы, в которые входят бюджеты  центрального правительства, местных  органов власти всех уровней, а в  ряде стран и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть  хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью  которого правительство оказывает  огромное воздействие на весь процесс  производства и распределения.

Бюджетная система выполняет при этом три  функции: 

  1. фискальная
  2. экономическое регулирование
  3. выравнивания доходов

Фискальная - через изъятие налогов обеспечивает необходимые ресурсы для правительственной  деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические  и социальные программы, а также  на существование аппарата управления;

Экономическое регулирование - налоги и расходы используются как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);

Выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.

Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в том, что  с помощью бюджета финансируются  по преимуществу только те общественные потребности или сферы народного  хозяйства, где частное предпринимательство  и рыночные отношения не работают или работают плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов  отдельных слоёв общества или  населения в целом.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил  и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу.

    1.      А теперь расскажу про бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит возникает, когда расходы превышают доходов. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики. Но, бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса. Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг.

Глава 2.

Государственный долг – это долг, накопившийся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

2.1. Теперь немного об истории государственного долга.

   Кредитная история России началась в 1769 г., когда  Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались шести процентные займы 1917-18гг. Их нарицательный капитал составлял 93 миллиона рублей, а непогашенная часть к 1 января 1913 года равнялась 38 миллионам рублей. Сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

Информация о работе Госудаственный долг России