Госудаственный долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов экономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Также определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.
Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при испо

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджетная система………………………………………………………..4
1.1. Бюджетный дефицит…………………………………………………………..7
Глава 2. Государственный долг………………………………………………….....7
2.1. История государственного долга………………………………………………8
2.2. Внутренний государственный долг………………………………………….11
2.3. Внешний государственный долг……………………………………………..12
Глава 3. Современное состояние проблемы государственного долга…………15
3.1 Что произошло с госдолгом России?............................................................16
3.2. Что нас ждет впереди?...................................................................................18
3.3 Бремя государственного долга для будущих поколений………………..20
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы …………………......................................................................23
Приложение ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 История государственного долга.docx

— 614.25 Кб (Скачать документ)

Консолидация  государственного долга производится путем продления срока действия кратко и среднесрочных займов или  путем унификации ранее выпущенных кратко и среднесрочных займов в  один долгосрочный заем. Так формируется  консолидированный долг как часть  общей суммы государственной  задолженности в результате выпуска  долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки  выплат по долгу. Погашение старой государственной  задолженности с помощью выпуска  новых займов называется рефинансированием. 

Глава 3.

Современное состояние проблемы государственного долга.

По некоторым  оценкам, продолжающийся кризис является крупнейшим финансовым и долговым кризисом в известной нам письменной истории  человечества. Тяжесть этого кризиса связана как раз с тем, что он носит всеохватывающий характер. Начался он с кризиса американской ипотеки и потом через систему производных финансовых инструментов расползся по всему миру, «вышиб» национальные банковские системы практически всех развитых стран. Например,  Великобритания. Что же произошло с госдолгом по результатам этого кризиса? Во всем мире, за исключением двух стран – России и Китая – государства бросились спасать свои банковские и финансовые системы. США стали пионером в этой деятельности, за ними быстро последовали Великобритания, Франция, Германия. Были приняты масштабные государственные программы: в первую очередь, для стабилизации банковской системы., ведь поскольку как только начался кризис с долговыми ипотечными финансовыми инструментами и прочими долговыми инструментами, банки моментально прекратили давать друг другу кредиты. Любой банк держится на кредитах, и как только для банка закрывается межбанковский рынок (причем он может закрыться не потому, что банк плохой, а просто возникает ситуация, в которой никто никому не верит, и точно никому неизвестно, сколько тех или иных «проблемных» инструментов находится на балансе того или иного банка), действует логика, что лучше «отсидеться». До кризиса США были действительно спокойной гаванью, с объемом госдолга по отношению к своей гигантской экономике около 60%, сейчас он выходит на уровень 75%.Если такими же темпами продолжится эмиссия госдолга, то к 2013-2014 году объем госдолга США превзойдет размеры экономики страны. В ряде европейских стран этот показатель уже давно перейден: Италия – 114%, Греция – 130%, Великобритания очень близка к 100%-ному показателю. На этом фоне в Европе относительно благополучно выглядит Германия с показателем 60%.В Германии по-прежнему высокая норма сбережения, очень жесткая финансовая политика, экспортно-ориентированная экономика, поздние сроки выхода на пенсию (там плавающая шкала, минимум 60 лет у женщин, 65-67 лет у мужчин, в зависимости от профессии).

3.1. Что произошло с госдолгом России?

В 2009 году, когда шел отток капитала в  западные страны, ситуация на рынке  региональных и муниципальных займов России стала крайне тяжелой. Первая половина 2008 года была еще неплохая, но осенью 2008 года мы вынуждены были полностью свернуть свою программу  заимствований, мы ничего не размещали  и вряд ли сумели бы разместить на российском рынке региональных займов.

В 2009 году Правительство Москвы поставило  очень тяжелую задачу – за счет мощной эмиссии госдолга финансировать  инвестиционную программу города. Москва потеряла четверть своих бюджетных доходов – бюджет 2008 года составил 1,3 трлн. рублей, бюджет 2009 года – 1 трлн. рублей, 300 млрд. рублей были потеряны из-за провала в сборе налога на корпоративную прибыль. Политические решения, принятые на федеральном и региональном уровне, были связаны с тем, что несмотря на кризис, ни в коей мере не должны пострадать социальные расходы. В Москве социальные расходы не только не были сокращены, они даже увеличились в относительных величинах – никогда не было такой высокой доли социальных расходов в столичном бюджете, сейчас они составляют около 60%.Мы начали занимать в 2009 г. в очень тяжелой ситуации, когда шла постепенная девальвация рубля, объемы заимствований были очень большие – первоначальный план в размере 54 млрд. рублей был увеличен, сначала еще на 35 млрд. рублей, потом еще на 45 млрд. рублей, составив в общей сложности 135 млрд. рублей.

В первом квартале 2009 года мы если что-то и занимали, то очень коротко на короткие сроки  и дорого. Сейчас в это трудно поверить, но факт остается фактом – годовая облигация г. Москвы размещалась с доходностью около 17% годовых. Конечно, это были очень высокие ставки. Потом постепенно девальвация закончилась, одновременно начала расти цена на нефть. Цена на нефть это наше все, постепенно и  начал расти обменный курс. Сначала все инвесторы кинулись на валютный рынок, увидев, что курс рубля растет, они стали разгружать свои валютные позиции, снова  и покупать рубли. Эти рубли куда-то нужно было вкладывать, и их направили на рынок долга. Начался процесс снижения доходности по нашим облигациям, тем не менее, в итоге мы заняли 115 млрд. рублей по средневзвешенной ставке, средняя стоимость заимствований у нас составила 15,5%.

Другие  российские города тоже переживали непростой  период, но тем не менее, в конце  года, когда уже начался процесс  снижения процентных ставок, ряд российских регионов и муниципалитетов воспользовались  этим благоприятным моментом и в  конце 2009 года смогли разместить ряд  своих займов.

В начале 2010 года обстановка стабилизировалась. Воодушевившись успехом прошлого года, Правительство Москвы в бюджетном  законе на 2010 год предусмотрело программу  заимствований в 145 млрд. рублей. Мы никогда еще столько так много не занимали, по нынешнему курсу рубля это около 5 млрд. долларов – это очень большой объем займов даже для любого центрально-европейского государства, а уж тем более для европейской столицы. В благоприятной обстановке начала текущего года нам даже удалось разместить свою 12-летнюю облигацию – правда, не всю, из 30 млрд. рублей мы разместили 20, под 7,6% годовых.1

 
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию  на 01 января 2010 года.2
     
     
Категория долга млн. долларов США млн. евро**
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) 37 641,0 26 238,0
     
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
999,8 696,9
     
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 820,4 1 268,9
Задолженность перед официальными 
кредиторами - бывшими странами СЭВ
1 300,1 906,2
     
Коммерческая  задолженность бывшего СССР*** 830,5 578,9
     
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3 793,9 2 644,6
     
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 18 290,5
     внешний облигационный заем 2010 года 328,2 228,7
     внешний облигационный заем 2030 года 19 945,1 13 902,9
     внешний облигационный заем 2018 года 3 466,4 2 416,3
     внешний облигационный заем 2028 года 2 499,9 1 742,6
     
Задолженность по ОВГВЗ 1 775,3 1 237,5
      в том числе:    
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 219,9
     
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным  за счет средств  Банка России   0,00
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 881,4 614,4
 

3.2. Что нас ждет впереди?

В феврале 2010 года начали раздаваться предостережения аналитиков о том, что скорее всего, катится вторая волна кризиса. И, несмотря на бурный рост фондовых рынков, понижение процентных ставок, оживление рынков капитала, эта волна будет вызвана не второсортными облигациями, а кризисом госдолга ведущих стран мира. То есть долга стало слишком много, и у инвесторов встает вопрос: откуда государства будут брать средства на его погашение? В целом ряде европейских стран выстроена очень тяжелая долговая пирамида, ее особенность состоит в том, что она может так очень долго простоять, но и быстро разрушиться.  
Чем располагают управляющие госдолгом в качестве инструментов, особенно в кризисной ситуации? Вариант первый: повышать налоги. Тема очень непопулярная, это значит, душить экономику, особенно сейчас в период, когда она и так не растет. Вариант второй: сократить госрасходы. Конечно, госдолг растет из-за того, что имеется очень большой дефицит бюджета, и Россия здесь не исключение. В Москве сейчас максимально разрешенный дефицит по максимуму  – в размере 15% от бюджетных доходов. Понятно, что сокращать расходы очень сложно: социальные расходы сокращать нельзя; увольнять госслужащих можно, но только до определенного предела; не платить людям в погонах - чревато серьезными политическими последствиями; инвестиционные расходы и так сокращены по максимуму.  
Во многих странах сейчас экономический рост держится на госпрограммах стимулирования экономики. Поэтому остается испытанный старый третий способ – девальвация национальной валюты и инфляция. Девальвация позволяет удешевить и объем долга, и стоимость обслуживания долга, инфляция – это тот скрытый налог, который платит население страны. В тех странах, где валюта является национальной резервной валютой, инфляция

успешно перекладывается не только на собственных  граждан, но и на весь мир. Поэтому  весь 2009 год американский доллар «висел» достаточно низко. Есть одно «но»: это возможно в странах, где есть суверенитет над своей валютной, фискальной, финансовой политикой. Европа же попала в такой капкан, когда: есть Валютный союз с единой валютой евро, есть единые критерии, Центральный банк Европы, но вместе с этим одновременно существуют Центральные банки отдельных стран Евросоюза, Министерства финансов, у них свои автономные бюджеты, своя политика. И поэтому возникла такая ситуация, когда есть валюта, которую нельзя девальвировать, и есть очень жесткие показатели в отношении общеевропейской инфляции, связанной с евро. Вспоминая события 1998 года в России, можно сказать, что если бы федеральное правительство тогда проигнорировало требования МВФ о пресловутом валютном коридоре и стабильном курсе рубля, и с весны начало бы постепенно девальвировать рубль, то в августе не произошло бы таких серьезных событий. Допустим, рубль девальвировался бы на 30-35%, как произошло в 2009 году, но ни в коем случае не в 5-6 раз, как это было в 1998 г.  
Так вот, у «проблемных» европейских стран сейчас нет этой возможности использовать девальвацию и инфляцию. Великобритания, Дания, Швеция и еще несколько европейских стран в свое время мудро отказалась войти в эту валютную систему – они сохранили свою валюту и суверенитет над валютной политикой, сейчас во всех этих странах, за исключением Великобритании, с государственным долгом все в порядке. Можно провести такое сравнение: в городе Москве все ее районные управы получили право осуществлять заимствования самостоятельно, в этом случае  отсутствует возможность удержать под контролем ситуацию с долгом Москвы. Похожая ситуация сложилась и в европейском сообществе. Появилось несколько стран – Греция, Португалия, Ирландия, Италия, Испания, где высокие объемы государственного долга, намного превышающие установленные критерии, отсутствие возможности девальвировать собственную валюту, устроить в своей стране инфляцию, привели к тяжелой нынешней ситуации с долгами. Кроме того, есть такое понятие, как балансовый риск при управлении долгом – это риск для управляющих долгом банковских балансов и риск балансов домохозяйств. Если банки начинают терпеть крах, а домохозяйства перестают сводить концы с концами и живут в долг, то для управляющих госдолгом исчезает рынок, возможность размещать свои долговые обязательства. Одновременно с этим, перенасыщенность банковских балансов государственными облигациями, в случае возникновения проблемной ситуации с госдолгом, немедленно приводит

к жесточайшему кризису национальной банковской системы.  
В 1998 году в России банки потерпели крах, потому что федеральное правительство отказалось платить по ВТО, и перенасыщенные банковские балансы не выдержали этого удара. То же самое происходит и в Европе - сейчас европейские банки накупили друг у друга государственных облигаций, общим объемом около 2 трлн. евро. Взаимные долги этих стран привели к тому, что потеряно доверие к банковской системе друг друга, и на всякий случай банки закрывают межбанковские кредиты, в итоге снова возникает кризис.  
Какой из этой ситуации выход? Для России эта ситуация – нерадостная. Во-первых, Европа – наш крупнейший торговый партнер, она в основном потребляет наши энергоресурсы, металлы. Из-за кризиса госдолга в Европе углубится экономический спад, что означает уменьшение спроса на российские экспортируемые товары, а это удар по российской экономике, по всем нашим бюджетным системам.  
Сейчас наблюдается турбулентность на российском внутреннем рынке, фондовый рынок падает, он уже потерял весь доход, который был получен с начала 2010 года. Не катастрофическая, но тяжелая ситуация на рынке долга. По облигациям г. Москвы доходность выросла примерно на 1,5%, Россия отменила ряд аукционов, которые планировала на май. Конечно, это не облегчает жизнь российским регионам и муниципалитетам.  
Я все-таки надеюсь, что вторая волна кризиса будет остановлена. В Европе имеется серьезная политическая воля, для того, чтобы во-первых, сохранить валютный союз, во-вторых, навести крепкую фискальную дисциплину внутри валютного союза, в-третьих, все-таки использовать инструмент девальвации евро и роста инфляции, чтобы девальвация и инфляция «съели» часть огромного государственного долга.  
Один факт очевиден – европейские государства не могут больше себе позволить проводить такую долговую экспансию, и нам всем предстоит извлечь из этого свои уроки. В течение одного-двух месяцев ситуация в Европе должна стабилизироваться. У России остаются крупные государственные финансовые резервы, ликвидность российской банковской системы высокая, нет никаких серьезных угроз, поэтому Россия понесет определенные потери, но не попадет в тяжелую ситуацию, как осенью 2008- в начале 2009 года.  
3.3. Бремя государственного долга для будущих поколений.

Люди  часто проявляют обеспокоенность  тем, что триллионы федерального государственного долга лягут тяжким финансовым грузом на их детей и внуков, которых когда-нибудь обложат налогами для выплаты этих долгов. С этой точки зрения высокий уровень государственных заимствований равносилен « ограблению будущего поколения» для того, чтобы заплатить за слишком высокие государственные расходы или за слишком низкие налоги в настоящем. В значительной степени мы владеем государственным долгом для самих себя, поэтому долг не является бременем. Тем не менее существует несколько аспектов, в которых государственный долг может стать грузом для будущих поколений. Во-первых, если в будущем потребуется существенно повысить ставки налогов для погашения долга, то это может привести к менее эффективному функционированию экономики и возложить эти издержки на будущие поколения. Во-вторых, большинство людей владеет небольшим количеством государственных облигаций или у них вообще нет никаких государственных ценных бумаг. В будущем люди, у которых немного или вообще нет никаких облигации, могут оказаться в ситуации, когда должны будут платить больше налогов для выплаты государственного долга, чем они получают в виде процентов и платежей в счет основной суммы долга, чем они платят в виде повысившихся налогов. Владельцы облигаций в среднем богаче, чем те, у кого их нет, поэтому необходимость обслуживания государственного долга может привести к передаче ресурсов от относительно бедных к относительно богатым. Однако этот переход может быть компенсирован другим налогом или трансфертной политикой – например, повышением налогов на лиц с высоким доходами.

Информация о работе Госудаственный долг России