Микроэкономический анализ деятельности предприятия «Химия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

В работе приводятся решения задач по основным разделам курса микроэкономики. Методика микроэкономического анализа используется для прогнозирования работы фирмы в сфере малого бизнеса. Разрабатывается прогноз ценовой политики фирмы в условиях различных структур.

Содержание

Раздел 1. Основные концепции микроэкономики 4
1.1 Основы теории спроса и предложения 4
1.2 Теория потребительского поведения 7
1.3 Теория производства и издержек 9
1.4 Теория рыночных структур 12
Раздел 2.Микроэкономический анализ деятельности пред-
приятия «Химия» 13
Библиографический список 33

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 477.00 Кб (Скачать документ)
 

 

Рисунок 5.2 — Кривые средних и предельных издержек 

Вопрос  №1

     В учебном пособии по микроэкономике Ильяшенко В.В. приводится типовые  кривые средних и предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде (рисунок 5.3)

     

 

     Рисунок 5.3 – типовые кривые предельных и  средних издержек

     Можно смело сказать, что типовые кривые, приведенные в учебном пособии, и кривые, полученные путем построения по данным для фирмы «Химия», имеют аналогичную конфигурацию

     На  рисунке 5.2 рассмотрим кривую общих  средних издержек ATC. Видно, что, начиная с объема выпуска 5 тысяч контейнеров до объема 27,5 тысяч контейнеров, общие издержки производства снижались, и, начиная с 27,5 тысяч контейнеров, они стали расти.

     

     По  рисунку видно, что сначала средние  общие издержки падают, а затем  начинают расти, т.к. суммы переменных издержек подлежат закону убывающей  отдачи факторов производства. На стадии возрастающей отдачи вес меньше, и  меньше дополнительных переменных ресурсов требуется для производства. В результате переменные издержки будут снижаться в расчете на единицу продукции. При производстве 27,5 тысяч контейнеров порошка средние общие издержки достигнут своего минимума (там, где АТС=МС) и вслед за этим начнут возрастать, так как эффект убывающей отдачи обусловит необходимость использовать большее количество переменных ресурсов для производства каждой дополнительной единицы продукции. Т.о., при малом объеме производства процесс будет относительно дорогостоящим, т.к. имеющееся у фирмы оборудование окажется недогруженным.

     Недостаточное количество переменных ресурсов будет  комбинировать с оборудованием  фирмы, производство будет неэффективным, однако по мере расширения производства, более полного использования оборудования фирмы, обеспечится и повышение эффективности производства. В результате средние общие издержки на единицу продукции будут снижаться. Вследствие применения все большего количе6ства переменных ресурсов наступит такой момент, когда закон убывающей отдачи вступит в действие. С этого момента оборудование фирмы будет использоваться настолько интенсивно, что каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать объем производства на меньшую величину, чем предыдущая, следовательно, график начнет возрастать, т.е. начнут возрастать средние общие издержки.  

                                            Вопрос №2 

     Средние общие издержки ATC будут уменьшаться до тех пор, пока кривая предельных издержек MC находится ниже кривой общих средних издержек ATC. Т.о. самые низкие самые низкие издержки при производстве порошка находятся в точке пересечения кривой MC и кривой ATC, т.к. ATC достигает минимума, когда предельные затраты равны общим средним, т.е. когда MC=ATC (рисунок 5.2).

     В данном случае фирма «Химия» сможет производить стиральный порошок при самых низких издержках при объеме 27,5 тысяч контейнеров. При объеме производства 22,5 – 27,5 тысяч контейнеров средние общие издержки минимальны – 2,000 млн. руб./год. Значит, этот путь увеличения производства с 22,5 до27,5  тысяч контейнеров больше всего подходит фирме, стремящейся максимизировать свою прибыль. 
 

     

     

                                            

                                          Вопрос №3 

      Выручка от продажи 30 тыс. контейнеров в год по цене 1400 руб. за контейнер TR, млн. руб./ год, определяется по формуле:

                                    TR = P × Q      

где P – цена контейнера, P = 1400 руб./ шт.;

      Q – объём производства, Q =30 тыс. шт./ год.

      TR = 1400 × 30000 = 42 млн. руб./ год. 

      Из  рисунка 1 видно, что при объёме выпуска 30 тыс. контейнеров стирального порошка в год общие издержки предприятия “Химия” составляют 60 млн. руб. в год. Следовательно, предприятию “Химия” не выгодно выпускать 30 тыс. контейнеров в год и продавать их по цене 1400 руб. за контейнер, т.к. очевидно, в этом случае общие издержки будут превышать выручку от его продажи. 

Вопрос  №4 

     Цена  упадёт до минимального значения AVC = 1,11 млн. рублей при выпуске Q = 22,5 тыс. контейнеров. Это позволит фирме засчёт валовой выручки покрыть переменные издержки и её валовой убыток будут равен постоянным издержкам.

     При Q = 22.5 тыс. конт. MR = 1.11*22.5=25 млн. рублей

     TVC = 25 млн. рублей

     У = TFC = 20 млн. рублей,

     где У – убыток

     Предприятию будет безразлично: либо производить 22,5 тыс. контейнеров стирального порошка в год, либо прекратить производство, т. к. в любом случае её валовой убыток, а, следовательно, и постоянные издержки TFC будут одинаковы. В критических условиях фирма «Химия» будет производить 22,5 тыс. контейнеров стирального порошка в год.

     

                                                Вопрос №5 

     Рассмотрим  условия свободной конкуренции:

     – Рынок состоит из многих продавцов, каждый из которых продаёт стандартизированную  продукцию многим покупателям;

     – Ни один из продавцов не может влиять на рыночную цену продукции;

     – Для любого производителя вход и выход на рынок продукции свободный;

     – Свободный доступ к рыночной информации.

     Кривая  индивидуального предложения будет  проходить по отрезку кривой предельных издержек, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек (AVC). В условиях совершенной конкуренции предельная выручка фирмы равна цене единицы продукции, поэтому предельную выручку можно заменить ценой товара:

     P = MC или MR(P) = MC

     В учебном пособии Ильяшенко В.В. дан следующий график взаимосвязи предельных издержек с кривой предложения на совершенно конкурентном рынке (рисунок 5.4): 
 
 

     

     

                                 

Рисунок 5.4 - Правило MR(Р) = МС и взаимосвязь предельных издержек с кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

      Нужно заметить, что в нашем случае аналогичная  ситуация и график имеет подобную форму (рисунок 5.2).

      Исходя  из всего вышесказанного, цена одного контейнера стирального порошка  установится на уровне 2000 < P < 2500 рублей за один контейнер. При данном диапазоне цен  фирма сможет покрыть средние общие издержки, т. к. P > ATC. 

     Вопрос  №6 

      Составим  новую таблицу расчета кривых TC, TVC, TFC, AFC, AVC и МС, учитывая, что постоянные издержки сократились вдвое, т.е. TFC = 10 млн.руб/год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

      

 Таблица 5.4 – Издержки фирмы «Химия» при  TFC = 10 млн.руб/год

В миллионах  рублей/год

Q, тыс. контейнеров/год TFC TVC TC AFC AVC ATC MC
0 10 0 20 - - - -
5 10 10 30 4 2 6 2
10 10 15 35 2 1,5 3,5 1
17,5 10 20 40 1,143 1,143 2,286 0,667
22,5 10 25 45 0,889 1,111 2 1
27,5 10 35 55 0,727 1,273 2 2
33,5 10 50 70 0,597 1,493 2,09 2,5
 
 
 

    

 

    Рисунок 5.5— Кривые постоянных, переменных и валовых издержек при TFC = 10 млн. руб./год

    

 

    Рисунок 5.6 —  Кривые средних и предельных издержек при

TFC = 10 млн.руб/год

      Если  удастся вдвое сократить общие  постоянные издержки, то уменьшатся и  общие издержки, поэтому фирма  может снизить цену и увеличить  объем продаж, тем самым, увеличивая свою прибыль и захватывая рынок. Но фирма может оставить цену и без изменения, т.е. увеличится её выручка.
        Если другие фирмы освоят новую  технологию, то каждая из них  может увеличить своё предложение и снизить цену на продукцию. Возможно, цены снизятся настолько, что многие фирмы обанкротятся, другие, более крупные, наоборот, укрепят свои позиции. Всё будет зависеть от того, сможет ли фирма покрыть свои издержки.
 

                                                               Вопрос №7 

      При олигополии цены не меняются непрерывно с ростом или снижением спроса и предложения на товар, а отличаются «жесткостью». 

      

      

      Пусть предприятие «Химия» действует в отрасли, где отсутствует любая форма сговора между фирмами. Предприятие «Химия» реализует стиральный порошок по цене РЕ в объеме QE (см. рисунок 5.7). Если конкуренты не реагируют на действия «Химии», то она, снижая цену, может расширить объемы продаж. Соответственно повышение цены приведет к тому, что покупатели предпочтут продукцию других предприятий. Если предприятия отрасли не реагируют на политику «Химии», то кривая спроса будет эластичной.

      Если  другие фирмы отслеживают и реагируют  на действия «Химии», то если она понизит цену, то они поступят так же, и «Химия» не сможет увеличить объемы реализации. Если же «Химия» станет повышать цену порошка, то ответное повышение цен конкурентами приведет к тому, что вся отрасль начнет терять потребителей, поэтому другие фирмы вряд ли последуют её примеру, так как у них появляется возможность реализовать больше продукции.

      Таким образом, когда «Химия» повышает цену товара, то спрос на товар остается эластичным (D1) и, когда она снижает цену – кривая спроса становится менее эластичной (D2), следовательно, в точке Е кривая спроса будет иметь излом. Ломаный вид кривой D и разрыв кривой предельного дохода объясняют жесткость цен олигополиста. Если цена стирального порошка РЕ, то предприятию «Химия» не выгодно менять ее, так как повышение цены не вызовет реакции соперников, а приведет к резкому сокращению продаж, снижать же её тоже не имеет смысла, так как объёмы реализованной продукции увеличатся незначительно.   

Информация о работе Микроэкономический анализ деятельности предприятия «Химия»