Микроэкономический анализ деятельности предприятия «Химия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

В работе приводятся решения задач по основным разделам курса микроэкономики. Методика микроэкономического анализа используется для прогнозирования работы фирмы в сфере малого бизнеса. Разрабатывается прогноз ценовой политики фирмы в условиях различных структур.

Содержание

Раздел 1. Основные концепции микроэкономики 4
1.1 Основы теории спроса и предложения 4
1.2 Теория потребительского поведения 7
1.3 Теория производства и издержек 9
1.4 Теория рыночных структур 12
Раздел 2.Микроэкономический анализ деятельности пред-
приятия «Химия» 13
Библиографический список 33

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 477.00 Кб (Скачать документ)

         
 
 
 
 
 
 
 
 

P, MR,

MC, млн руб/год.                                                

    

      MR1 

          PE                          E

 MC1 

    MC2  

 

       

                                                                              

 QE          Q, тыс. контейнеров/год. 

Рисунок 5.7 – Ломаная кривая спроса в условиях олигополии 

       Если  представить, что отрасль производства стирального порошка —  олигополия, и предприятие «Химия» - один из лидеров отрасли, то, очевидно, что, уменьшив издержки, предприятие увеличит объем производства, а значит, из-за своего лидерского положения может сократить цену, которая на данном типе рынка оказывает большое влияние на объемы продаж.

       Маловероятен другой вариант развития событий, когда при уменьшении издержек предприятие резко снизит цены с целью вытеснения из отрасли других мелких фирм, которые будут не в состоянии покрыть свои издержки и разорятся. Однако такая политика хищнического ценообразования проводится сравнительно редко. Во-первых, крупное предприятие обычно имеет более низкие средние издержки и более высокую среднюю и валовую прибыль при тех же ценах по сравнению с мелкими фирмами. Во-вторых, вытеснение других фирм из отрасли может привести крупное предприятие к монопольному положению, что вызовет ее обязательное государственное регулирование в соответствии с антимонопольным законодательством.

     Если же данной технологией будут обладать все фирмы отрасли, то возможны два варианта:

       

       

       1.Ничего  не произойдет, так как фирмы  заключают гласный или негласный  сговор, и не станут начинать  «ценовые войны», которые никому  не могут принести прибыль, а лишь наверняка разорят несколько фирм, так как цены будут резко падать.

     2.Так  как предприятие «Химия» один из лидеров отрасли, то она начнет снижать цену, а остальные фирмы будут придерживаться цен лидера, что также свойственно рынку олигополии. 

     Вопрос  №8 

       Кривая  спроса предприятия «Химия» менее эластична, чем у чисто конкурентной фирмы. Чтобы увеличить объем выпуска, фирма должна снижать цену товара, поэтому кривая предельной выручки MR лежит ниже кривой спроса D на рисунке 5.8. Предприятие максимизирует прибыль, производя такой объем стирального порошка, при котором MR = MC (точка Е). В зависимости от величины издержек и спроса на продукцию предприятие установит цену товара в размере Р0, соответствующую точке O. Если она начнет получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, то это послужит сигналом для фирм других отраслей, и они начнут входить в данную отрасль. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к тому, что суммарный спрос на стиральный порошок предприятия «Химия» понизится. Это вызовет смещение кривой спроса предприятия влево. Кроме того, рост числа конкурирующих фирм в отрасли повысит эластичность спроса на стиральный порошок нашего предприятия. В долгосрочном периоде вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока каждая фирма не получит экономическую прибыль.

       Если  же цена на товар установится так, что фирмы в краткосрочном периоде будут нести экономический убыток (издержки окажутся большими) обратимся к рисунку 5.9, то из данной отрасли будут выходить действующие фирмы.

       

       

       По  мере их выхода сократится число товаров-заменителей. Спрос на продукцию предприятия «Химия» увеличится, и график спроса этой фирмы сместится вправо. В результате экономический убыток фирмы будет уменьшаться по достижению ею в долгосрочном периоде безубыточности и получения нулевой экономической прибыли.

         Равенство цены и предельных  издержек необходимо, чтобы добиться наиболее эффективного распределения ресурсов. Равенство цены и товара с минимумом средних суммарных издержек означает, что достигнута максимально возможная производственная эффективность и единица товара выпускается с минимальными издержками.

       Из  рисунка 5.10 следует, что фирма достигает равновесия в долгосрочном периоде. Цена товара превосходит величину минимальных средних суммарных издержек АТС (точка O лежит выше точки E). Это говорит о том, что фирма не до предела использует свои производственные мощности.

       Таким образом, в долговременном периоде существуют тенденции к получению нормальной и устранению экономической прибыли, к достижению безубыточности. Фирма возмещает средние издержки и получает нулевую экономическую прибыль, когда цена станет равной средним издержкам, а график спроса - касательной к кривой средних издержек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

       

P, MR, ATC,     MC

 MC, млн руб/год.                                                                         

                                                                         ATC

       O

                                                              

  

   

                                                       Q0                                         Q, тыс. контейнеров/год. 
 

 Рисунок 5.8 – Краткосрочное равновесие (фирма получает экономическую прибыль) 

 P, MR, ATC

  MC, млн руб/год.                  MC

                                                                               

       ATCC 

    PO

       E D

             

                                                            Q0  Q, тыс. контейнеров/год. 
 
 

Рисунок 5.9 – Краткосрочное равновесие (фирма несёт экономический убыток) 
 
 
 
 
 
 
 
 

P, MR, ATC,

MC, млн руб/год.

         

                                                                                      ATC 

 P0 = ATC0                                     O 

                                                     E               D 

                                  MR  

                                                    Q0                                    Q, тыс. контейнеров/год.

     

Рисунок 5.10 – Долгосрочное равновесие (экономическая прибыль равна нулю) 

       Из  вышесказанного следует, что сокращение издержек предприятия «Химия» приведёт либо к увеличению её максимальной валовой прибыли, если предприятие получает экономическую прибыль, либо к уменьшению минимального валового убытка или, вообще, к его исчезновению. В целом на рыночную цену это никак не повлияет, поскольку в условиях монополистической конкуренции каждой фирме принадлежит небольшая часть рынка, т. е. нет возможности контролировать цену.

         Если другие фирмы освоят новую технологию, то каждая из них может увеличить своё предложение и снизить цену на продукцию. Возможно, цены снизятся настолько, что многие фирмы обанкротятся, другие, более крупные, наоборот, укрепят свои позиции. Всё будет зависеть от того, сможет ли фирма покрыть свои издержки. 

                                               Вопрос №9

В условиях монополии предприятие «Химия» выравнивает кривую предельных издержек МС не с ценой, а с предельной выручкой MR. Максимальная валовая прибыль будет при таком объеме производства, когда предельная выручка сравняется с предельными издержками (MR = МС). Вследствие того, что MR всецело определяется характером спроса на

товар, то для одного и того же значения QE может устанавливаться разная цена товара, т. е. при одной и той же цене фирма-монополист может выпускать разные объемы товара. Отсюда вывод: в условиях монополии предприятие «Химия» не может обеспечить однозначного соотношения Pi и Qi. Таким образом, для фирмы-монополиста построить кривую предложения не представляется возможным.

    Допустим, что первоначальный спрос на продукцию  фирмы характеризует кривая спроса D1, которой соответствует кривая предельной выручки MR1. Цена реализуемой дополнительной единицы продукции чистого монополиста превышает предельную выручку от ее продажи (P > MR). В условиях снижающейся кривой спроса (чистый монополист представляет собой всю отрасль, и его график спроса аналогичен кривой спроса чисто конкурентной отрасли, которая тоже имеет отрицательный наклон) монополисту для увеличения объема продаж необходимо снизить цену. Тогда для любого уровня выпуска продукции, кроме первой единицы, предельная выручка от продажи последней дополнительной единицы будет меньше, чем цена, по которой фирма реализует все единицы продукции. Оптимальный выпуск монополиста равен Q1, а цена за единицу продукции – Р1 (см. рисунок 5.11).

    Допустим, что спрос на порошок изменился так, что кривая спроса сдвинулась вправо вверх и заняла положение D2 при выпуске Q2 и цене P2. Можно предположить, что линия, соединяющая точки Е1 и Е2 – комбинация высших цен и максимальной прибыли. Эта линия могла бы рассматриваться как кривая предложения монополиста при изменении спроса на его продукцию. Однако при ином изменении спроса иной оказалась бы и кривая предложения. Но кривая предложения не зависит от кривых спроса, так как она должна отражать однозначную зависимость количества предложенного товара Q и цены Р, следовательно, кривая предложения в теории монополии не используется. 
 

    

    

    Если  фирме «Химия» удастся сократить издержки, то можно предположить, что она снизит цены на продукцию и продаст большее количество товара. Но по современному российскому законодательству прибыль монополии не может составлять более 25% от себестоимости продукции. Таким образом, фирме выгоднее снизить предложение до минимума, поднять цены и получить прибыль, которая может быть больше чем, если бы она снизила цены.

    

Рисунок 5.11 –  Графики спроса и предельной выручки монопольной фирмы «Химия»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     

Библиографический список

1. Макконнелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.  В 2 т. /  Пер.  с англ. — М.: Республика, 1992. — Т.2. — 400 с.

2. Фишер  С.,  Дорнбуш Р.,  Шмалензи Р.  Экономика / Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 864 с.

3. Хайман  Д.Н.  Современная микроэкономика: анализ и применение. /  Пер.  с англ. — М.:  Финансы и  статистика, 1992. — 384 с.

4. Пиндайк  Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. — М.: Экономика. Дело, 1992. — 510 с.

5. Долан  Э.Дж.,  Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая  модель. — СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1992. — 490 с.

6. Микро-, макроэкономика: Практикум / Под  общ. ред. Ю.А. Огибина. —  СПб.: Литера плюс. Санкт-Петербург оркестр, 1994.—  432 с.

Информация о работе Микроэкономический анализ деятельности предприятия «Химия»