Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь
Цель работы - анализ осуществления фискальной политики в Республике Беларусь и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1 КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2 СТИМУЛИРУЮЩАЯ И СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6
2 ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 11
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 11
2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (ТРАНСФЕРТЫ), ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВОКУПНЫЙ ВЫПУСК 14
2.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 16
3 НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ» 17
4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ 

       Курсовая работа: 45 с., 5 рис.,18 источников. 

    ФИКСАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА, СТИМУЛИРУЮЩАЯ, СДЕРЖИВАЮЩАЯ, МУЛЬТИПЛИКАТОР, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, ЗАКУПКИ, ТРАНСФЕРТЫ, НАЛОГИ.

 

    Объектом  исследования является  г фискальная политика Республики Беларусь.

    Предмет исследования – организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь

     Цель  работы - анализ осуществления фискальной политики в Республике Беларусь и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.

    При выполнении работы использованы методы балансового и структурного анализа.

    В процессе работы определены теоретические основы организации и функционирования фискальной политики; дана характеристика бюджетной политики Республики Беларусь, приведены показатели исполнения бюджета; выявлены основные черты налоговой политики в Республики Беларусь, определить влияние проведенных налоговых реформ; на основании проведенного анализа предложены основные направления реформирования бюджетной и налоговой политики.

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.       

__________________________

                                                                              (подпись студента) 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     СОДЕРЖАНИЕ

  

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                           

ВВЕДЕНИЕ

 
 

    Используя ту или иную форму воздействия  на экономику, государство и его  институты выбирает методы, с помощью  которых осуществляет регулирование. Первоначальной задачей государства является стабилизация экономики, которая реализуется фискальной политикой, т.е. через манипулирование государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением.

     Фискальная  политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата.

     Целями  государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.

     Государство может оказывать на экономику  прямое и косвенное влияние. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса, являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.

    Исследования  природы налога, влияния налогов  на национальную экономику имеют принципиальное значение для обоснования фискальной политики. С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

     Объект  исследования – фискальная политика Республики Беларусь.

     Предмет исследования – организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь

     Целью данной работы является анализ осуществления фискальной политики в Республике Беларусь и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.

       Для реализации этой цели необходимо  решить следующие задачи:

    • раскрыть сущность фискальной политики, ее цели, определить виды;
    • определить инструменты фискальной политики и охарактеризовать их воздействие на экономику страны;
    • выявить недостатки и достоинства фискальной политики;
    • дать характеристику бюджетной политике Республики Беларусь, привести показатели исполнения бюджета;
    • выявить основные черты налоговой политики в Республики Беларусь, определить влияние проведенных налоговых реформ;
    • на основании проведенного анализа предложить основные направления реформирования бюджетной и налоговой политики.

    При написании курсовой работы использованы учебно-методические издания, законы и законодательные материалы, аналитические доклады, источники сети «Интернет». 
 
 
 
 
 

1 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

    1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой  политики
 
 

     Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования  является бюджетно-налоговая политика.

     Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Ее основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции [11, с.90].

     Материальной  основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.

     Методы  бюджетно-налоговой политики различаются  в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в  краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста. 

    1. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
 

     Инструменты бюджетно-налоговой политики могут  использоваться для стабилизации экономики  на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.

     Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов [17, с.104].

     Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции [11, с.91].

     Согласно  классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике.

     Согласно  кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика.

     Пусть экономика находится в состоянии  депрессии (экономического спада). Такое состояние характеризуется следующим:

  • предложение благ высокоэластично по цене, поэтому кривая совокупного спроса AD пересекает кривую совокупного предложения AS на кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низкоэластичен по цене, кривая AD0 имеет крутой наклон (рис. 1.1, А);
  • уровень безработицы высок, поэтому предложение труда неэластично по его цене и равновесие на рынке труда устанавливается на вертикальном участке кривой предложения труда NS (рис.1.1, С, где NS – предложение труда, ND – спрос на труд, W – номинальная заработная плата).

     Предположим, что государство в целях преодоления  экономического спада увеличивает  госрасходы на величину ΔG. В результате эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1. Величина эффективного спроса проецируется на график производственной функции Y(N) (рис. 1.1, В), в результате определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда (рис. 1.1).

    Рисунок  1.1.  Стимулирующая фискальная политика в кейнсианской концепции

    Примечание: Источник [11, с.91]

     Таким образом, в результате фискальных мероприятий  в экономике наблюдается оживление  экономической активности при некотором росте уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво только в краткосрочном периоде, рано или поздно владельцы факторов производства будут корректировать предложение труда с учетом роста цен. Тогда по мере движения кривой NS в сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий пропадут.

     В теории монетаризма, как и в других портфельных теориях, большое значение придается тому влиянию, которое оказывают на экономику решения экономических субъектов по оптимизации портфелей своих активов. Принципиальное отличие монетаристского подхода от кейнсианского заключается не в количественном увеличении элементов портфеля активов с двух до пяти, а в том, что в монетаристском портфеле представлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага (предметы потребления длительного пользования), факторы производства (человеческий капитал) [12, с.127]

     При условии, что дефицит государственного бюджета обслуживается путем эмиссии государственных облигаций, любые изменения в государственной задолженности приводят к изменению объема обращающихся государственных облигаций. Последнее экономические субъекты воспринимают, во-первых, как изменение объема своего имущества; во-вторых, как нарушение оптимальной структуры портфеля. Действия, предпринимаемые субъектами в ответ на указанные изменения, непосредственным образом влияют на экономическую конъюнктуру и реальные переменные в экономике. Механизм этого влияния выражается через два известных эффекта: эффект имущества и эффект субституции.

Информация о работе Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь