Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь
Цель работы - анализ осуществления фискальной политики в Республике Беларусь и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1 КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2 СТИМУЛИРУЮЩАЯ И СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6
2 ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 11
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 11
2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (ТРАНСФЕРТЫ), ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВОКУПНЫЙ ВЫПУСК 14
2.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 16
3 НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ» 17
4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

    Наряду  с перечисленными мерами по снижению налоговой нагрузки с 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.

    В целях обеспечения введения с 1 января 2010 года в действие Особенной части  Налогового кодекса Республики Беларусь и приведения в соответствие с  данным документом решений Президента Республики Беларусь по налоговым вопросам 9 марта 2010 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения».

    Для приведения иных актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь Министерством финансов в  марте-апреле 2010 года разработаны:

    • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2010 г. № 702 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения»;
    • проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в отдельные законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».

    Подводя итоги развития налоговой системы  Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем отрезке  она приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов. Свидетельством реализации поэтапного совершенствования налоговой системы являются ежегодно принимаемые законы о бюджете и другие законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которыми предусматривается снижение ставок налогообложения и отмена отдельных налогов и сборов. Проводимая государством налоговая политика способствует созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, для стимулирования экономического роста, упрощения системы и оптимизации налоговой нагрузки, а также обеспечения финансовыми ресурсами приоритетных направлений государственных расходов [4]..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

    Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Ее методы различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую бюджетно-налоговую политику, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер для преодоления циклического спада экономики, и сдерживающую бюджетно-налоговую политику, предполагающую снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики.

    Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Государство может оказывать на экономику прямое воздействие через изменение величины государственных закупок и косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов. Государственные расходы делятся на государственные закупки и трансфертные расходы, отличие между которыми состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение.

    Фискальная  политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных  расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических  колебаний совокупного дохода, называется недискреционной фискальной политикой. К встроенным (автоматическим) стабилизаторам относятся подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета.

     Основной  целью фискальной политики Республики Беларусь является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

    Проведенный в рамках данной курсовой работы анализ фискальной политики Республики Беларусь позволил сделать следующие выводы:

  • Подводя итоги развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем отрезке она приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов. Свидетельством реализации поэтапного совершенствования налоговой системы являются ежегодно принимаемые законы о бюджете и другие законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которыми предусматривается снижение ставок налогообложения и отмена отдельных налогов и сборов. Проводимая государством налоговая политика способствует созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, для стимулирования экономического роста, упрощения системы и оптимизации налоговой нагрузки, а также обеспечения финансовыми ресурсами приоритетных направлений государственных расходов.
  • Совершенствование бюджетного процесса  в стране должно быть связано с реформированием всех его ключевых элементов, включая стадию прогнозирования макроэкономических показателей, формирования бюджетов всех уровней, исполнения бюджетов, учета и контроля. Одним из направлений бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до размера, приемлемого для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста.
  • В целом, основной целью бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь  направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

    Таким образом, в данной курсовой работе:

    • раскрыта сущность фискальной политики, перечислены ее цели, определены виды;
    • определены инструменты фискальной политики и охарактеризовано их воздействие на экономику страны;
    • выявлены недостатки и достоинства фискальной политики;
    • дана характеристика бюджетной политики Республики Беларусь, приведены показатели исполнения бюджета;
    • выявлены основные черты налоговой политики в Республики Беларусь, определить влияние проведенных налоговых реформ;
    • на основании проведенного анализа предложены основные направления реформирования бюджетной и налоговой политики.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основной целью фискальной политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

     Для укрепления бюджетно-налоговой политики потребуется более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями  и формирование бюджетов всех уровней  в рамках среднесрочного планирования.

     Налоговая политика должна быть направлена на дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

     Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи с этим необходимо:

    • отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов;
    • выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;
    • совершенствование системы налогового администрирования, которая  должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
    • внесение корректив в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) в целях уточнения их экономического содержания;
    • сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;
    • сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

     Упрощение налоговой системы должно осуществляться, прежде всего, на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

     Имущественные налоги (прежде всего, земельный налог  и налог на недвижимость) наряду с подоходным налогом с физических лиц и экологическими платежами должны стать основой формирования доходной части местных бюджетов.

     Необходима  дальнейшая унификация налогового и  таможенного законодательства Республики Беларусь в рамках интеграционного процесса с Российской Федерацией, согласование основных подходов налогового и таможенного регулирования и их гармонизация в соответствии с обязательствами Республики Беларусь по членству в интеграционных объединениях.

     Реформирование налоговой системы, кроме совершенствования законодательства, должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.

     При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.

     Государство должно концентрировать ресурсы  на выполнении своих базовых функций, обеспечить устойчивость бюджетной  системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.

     Необходимо  обеспечить создание условий для  полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на достижении целей и решении задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективных расходов.

     Для создания эффективной системы управления государственными финансами требуется:

    • совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса;
    • расширение сферы охвата системой государственного казначейства объема финансовых операций государственного сектора;
    • оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций и исключения дублирования этих функций, эффективного использования бюджетных средств;
    • реализация принципа общего (совокупного) покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Главной задачей по повышению эффективности использования бюджетных средств остается постепенный переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

     Переход на программно-целевые методы бюджетного планирования должен сопровождаться инвентаризацией бюджетных расходов и обязательств, включая принятые целевые программы, с последующей оценкой целесообразности их сохранения и вариантов их реструктуризации. Необходимо сформировать реестр расходных обязательств бюджетов всех уровней в целях сопоставления расходных обязательств с их ресурсными возможностями. Результаты инвентаризации и оценки эффективности расходов должны учитываться при формировании бюджетов на очередной финансовый год и постоянно обновляться.

     Упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики можно реализовать за счет:

    • сокращения объема субсидий и льгот;
    • ликвидации перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразования;
    • оптимизации бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению;
    • принятия мер по совершенствованию процедур государственных закупок, а также устранению нарушений в данной сфере. Все уровни власти должны использовать ясные и прозрачные критерии при проведении конкурсов, а также предоставлять реальную возможность участия в конкурсах всем производителям и поставщикам соответствующих товаров и услуг.

     Совершенствование бюджетного процесса должно быть связано с реформированием всех его ключевых элементов, включая стадию прогнозирования макроэкономических показателей, формирования бюджетов всех уровней, исполнения бюджетов, учета и контроля.

     Снижение  налогового бремени будет осуществляться в увязке с перераспределением доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, реформой межбюджетных отношений.

     Основными целями реформирования межбюджетных отношений на являются:

Информация о работе Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь