Организация и учет безналичных расчетов в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение и анализ системы безналичных расчетов на территории Российской Федерации на современном этапе и выявление перспективных направлений ее развития.
Задачами настоящей курсовой работы являются:
1. Раскрыть сущность и значение безналичных расчетов;
2. Рассмотреть структуру системы безналичных расчетов в Российской Федерации;
3. Рассмотреть принципы организации безналичных расчетов;
4. Дать краткую характеристику правовых и нормативных документов по вопросам организации безналичных расчетов в Российской Федерации;

Содержание

Введение
1. Организация безналичных расчетов в кредитных организациях:
Сущность и принципы организации безналичных расчетов
Нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов
Виды банковских счетов и порядок их открытия
Формы безналичных расчетов:
Платежное поручение
Аккредитивная форма расчетов
Расчеты с использованием чеков
Инкассовая форма расчетов
Вексельная форма расчетов
Банковские карты
Организация межбанковских расчетов
Безналичные расчеты с участием физических лиц.
Учет безналичных расчетов в кредитных организациях
Расчеты чеками
Расчеты по инкассо
Расчеты платежными поручениями
Расчеты платежными требованиями
Открытие (непокрытого) гарантированного аккредитива
Заключение
Приложения.
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Содержание (Автосохраненный)2.docx

— 120.42 Кб (Скачать документ)

    Организация при перечислении денежных средств со своего расчетного счета выступает в качестве плательщика средств.

    Для ведения безналичных расчетов в рублях организация должна открыть хотя бы один расчетный счет в кредитной организации (банке), имеющей право на открытие и ведение банковских счетов юридических лиц,

    Для ведения различного рода безналичных  расчетов каждая организация может  открывать в банковских учреждениях несколько расчетных, валютных и иных счетов.

    Основанием  открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов, определенных законодательством РФ.

    Расчетный субсчет – это подсобный счет, операции по которому ограничиваются и осуществляются, как правило, по разрешению владельца основного счета. По этому счету, возможно проведение таких операций, как зачисление поступающей выручки и последующее перечисление ее на основной расчетный счет  предприятия; расчетный операции от имени головного предприятия.

    Текущие счета открываются тем предприятиям, которые не обладают признаками, дающими право иметь расчетный счет. По текущим счетам проводятся операции, связанные с оплатой труда и выплатой административно-хозяйственных расходов. Такого рода счета чаще всего открываются филиалам, представительствам.

    Бюджетные счета – это счета, открываемые в банках для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета РФ. В зависимости от характера учитываемых операций бюджетные счета подразделяются на доходные, расходные, текущие счета местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств.

    Клиенту, который получает в банке кредит, открывают ссудный счет. Такой вид счета, как депозитный, открывается банковскому клиенту для хранения в течение определенного периода времени части его средств. Этот счет по желанию клиента может быть открыт как в обсуживающем его банке, так и любом другом банке.

    Для открытия расчетного, текущего и бюджетного счета клиент представляет в банк следующий пакет документов:

  • заявление на открытие расчетного счета по форме № 0401025;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации организации;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица;
  • лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;
  • карточку с образцами подписей и оттиска печати организации по форме № 0401026, заверенную в установленном порядке;
  • протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации;
  • копию приказа о назначении главного бухгалтера;
  • паспортные данные руководителя и главного бухгалтера организации.

    После проверки документов с юридической  точки зрения заявление подписывают  юрист и главный бухгалтер  банка. Право принятия окончательного решения об открытии клиентского  счета принадлежит руководителю банка. Операции по счету клиента  производятся банком только на основании распоряжения владельца счета. Без распоряжения клиента списание денежных средств по счету допускается только в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом. 

    2.1 Платежное поручение

    Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение  владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его расчетного счета (расчетного, текущего, бюджетного) на счет другого предприятия – получателя средств, в том же или другом одногороднем или иногороднем банке в срок установленный законом.

    Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на счете  плательщика, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета. Платежные поручения предоставляются в банк на бумажных носителях или в электронной форме.

    Если  платежные поручения даются на бумажных носителях, они должны быть подписаны собственноручными подписями уполномоченных лиц, заверены оттиском печати в соответствии с заявленными образцами. Для электронных платежных поручений, передаваемых по каналам связи, каждый банк определяет порядок приема таких документов, их защиты, оформления.

    Платежное поручение должно содержать следующие  реквизиты:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
  • наименование плательщика, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка плательщика;
  • наименование получателя средств, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка получателя средств; назначение платежа;
  • сумма платежа (цифрами и прописью).

        Расчеты платежными поручениями имеют ряд  достоинств перед другими формами  расчетов:

    • относительно простая схема организации документооборота;
    • Обеспечение ускорения движения денежных средств;
    • Наличие у плательщика возможности предварительного контроля качества оплачиваемых товаров и услуг;
    • Возможность использования данной формы расчетов при нетоварных платежах (Схема документооборота при осуществлении расчетов платежными поручениями см прил. 1)
 
 
 

          2.2 Аккредитивная форма  расчетов

    Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое  им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

    В соответствии с действующей практикой  могут быть открыты следующие  виды аккредитивов:

    • Покрытые (депонированные);
    • Не покрытые (гарантированные);
    • Отзывные;
    • Безотзывные.

    Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк эмитент  перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный  ему кредит в распоряжение банка  поставщика (исполняющий банк) на отдельный  балансовый счет «Аккредитивы к оплате»  на весь срок действия обязательств банка-эмитента. При установлении между банками  корреспондентских отношений в  исполняющем банке может быть открыт непокрытый (гарантированный) аккредитив. Это происходит путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с открытого у него счета банка-эмитента. В данном случае ходатайства предприятия о выставлении непокрытого (гарантированного) аккредитива приходуются банком-эмитентом на отдельном внебалансовом счете.

    Каждый  аккредитив должен четко указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован  банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все  распоряжения об изменении условий  отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который в свою очередь, извещает об исполняющий банк (банк поставщика), а последний – поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить все документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик же может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. Каждый открываемый аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем.

    Для открытия аккредитива плательщик представляет в обсуживающий его банк два экземпляра заявления по установленной последним  форме, на основании которого банк-эмитент  составляет аккредитив на бланке формы 0401063. В банке плательщика поступившие  от клиентов аккредитивы учитываются на внебалансовом счете «Выставленные аккредитивы». Исполнение аккредитива в этом случае (выплаты по нему) будет осуществлять непосредственно банком, обслуживающим поставщика. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет в обсуживающий его банк реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. 

    
    1. Расчеты с использованием чеков

    Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

    Чекодержателем  является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные

    средства  в банке, которыми он вправе распоряжаться  путем выставления чеков, чекодержатель  — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек. Плательщик — это банк, в котором находятся  денежные средства чекодателя.

    Чек, как и платежное поручение, оформляется  клиентом-плательщиком, но в отличие  от расчетов платежными поручениями чек передается плательщиком (чекодателем), минуя банк, непосредственно получателю платежа (чекодержателю) в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в банк для оплаты.

    В соответствии с ГК РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

    • наименование «чек», включенное в текст  документа;

    • поручение плательщику выплатить  банку определенную денежную сумму;

    • наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен

    платеж;

    • указание валюты платежа;

    • указание даты и места составления  чека;

    • подпись лица-чекодателя, выписавшего  чек.

    Отсутствие  в документе какого-либо из реквизитов лишает его юридической силы. Наличие  в чеке дополнительных условий не влияет на его действительность. Чек  оплачивается банком за счет средств  чекодателя, а именно: либо за счет средств, находящихся на счете чекодателя, либо за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. В отечественной банковской практике преимущественно используется вариант  с предварительным депонированием средств, который получил название «расчеты чеками из лимитированной чековой  книжки».

    Лимитированная  чековая книжка представляет собой  сброшюрованные в виде книжки расчетные  чеки (по 10, 20, 25, 50 листов), которые могут  быть выписаны предприятием на общую  сумму, не превышающую лимит, установленный  по этой книжке. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно задепонированных в банке средств на отдельном банковском счете.

    Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления

    и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его  расчетного счета и о зачислении ее на отдельный лицевой счет на балансовом счете 40903 «Расчетные чеки». Депонирование средств также  может производиться за счет ссуды  банка.

    При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодержатель) при  приобретении товаров, работ, услуг  на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его  поставщику. Поставщик (чекодатель) предъявляет  полученный чек в свой банк на инкассо  для взыскания платежа. Банк чекодателя (инкассирующий банк) пересылает указанный  чек в банк-плательщик.

    Банк-плательщик обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека возлагаются на банк-плательщик или на чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.

    После проверки подлинности чека банк-плательщик списывает сумму платежа со счета 40903 и через свой корреспондентский  счет в РКЦ пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный  счет поставщика.

    Различают чеки именные и ордерные (переводные). ГК РФ предусматривает возможность  передачи прав по ордерному чеку посредством  индоссамента (именной чек не подлежит передаче). Индоссамент должен быть написан на обороте чека или на присоединенном к нему листке, содержать  подпись индоссанта и дату совершения индоссамента. Индоссамент может  быть и именным, если в нем указано  лицо, которому передается чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Лицо, владеющее  ордерным (переводным) чеком, полученным по индоссаменту, считается его законным владельцем, если оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов. Индоссамент на чеке также может  быть поручительским. Он ограничен  только поручением осуществлять права по чеку без передачи этих прав индоссату. В этом случае индоссат выступает

Информация о работе Организация и учет безналичных расчетов в кредитных организациях