Организация коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание

Коммерция – слово латинского происхождения (от лат. commercium – торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Содержание

1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 3
1.1. Сущность и основные принципы организации коммерческой деятельности 3
1.2 Коммерческая деятельность в оптовой торговле 9
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ 16
2.1. Сущность и значение разработки бизнес-плана. Место бизнес-планирования в системе внутрифирменного планирования 16
2.2. Структура и содержание основных разделов бизнес-плана торгового предприятия 21
2.3. Финансовый план как ключевой раздел разработки бизнес-плана развития торгового предприятия 27
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №8 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

контр.Организация коммерч.деят-ти оптовой торговли,структура бизнес-плана+зад(РГТЭУ).doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

Важной формой оптовой  торговли является биржевая торговля. На бирже товары продаются без  осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю  и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При  этом ведется свободная купля и продажа контрактов. Сделки заключаются только профессиональными посредниками - брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.

Таким образом, существующее на сегодняшний день многообразие видов  оптовой торговли порождено спросом  конечных потребителей, для которых  сущность оптовой торговли измеряется качеством предоставленной услуги; институт оптовой торговли является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей, в свою очередь, изготовитель сам подбирает потребителей.

Основу коммерческой деятельности предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.

Данный раздел будет  посвящен вопросу образования товарооборота, как основы существования оптового предприятия.

Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени.

Развитие товарооборота  определяет широту и глубину проникновения  предприятия на потребительский  рынок и его конкурентную позицию  на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

Товарооборот торгового  предприятия рассчитывается по формуле:

         ,                                            (1)

где T – товарооборот,

      ЦI – розничная цена I-го товара,

      VI – объем продаж I-го товара,

      I – общее количество наименований реализованных товаров.

Являясь основным оценочным  показателем объема деятельности торгового  предприятия, он служит также показателем  формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек).  Поэтому анализ товарооборота оптового предприятия является главным инструментом для выработки стратегии развития, оценки его положения на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли, так как основной целью деятельности предприятия в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли.

В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый ряд задач, которые целесообразно разделить на две группы:

  • задачи, связанные с реализацией;
  • задачи, связанные с закупками товаров и услуг.

Для того, чтобы предприятие  могло успешно функционировать  в условиях рыночных отношений, необходимо решить эти задачи, посредством:

  1. исследования всех сторон товарного рынка (процесса реализации в разрезе покупателей, степени удовлетворения их потребностей, уровня конкуренции и  места предприятия на товарных рынках – в общем, оптовое предприятие должно оценить сильные и слабые стороны, как свои собственные, так и конкурентов, определиться с торговым ассортиментом, ценообразованием и продвижением товаров);
  2. проведения анализа источников закупок (правил отбора по определённым критериям поставщиков товаров, выработки мер по активизации закупок, условий разовых и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучения политики цен, осуществления контроля за поступлением товаров).

Анализ товарооборота  оптовых предприятий изучается  на основе следующих показателей:

  1. динамики общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах. Основное место в общей оптовой продаже приходится на складской товарооборот и определённую часть составляет розничная продажа (реализация товаров со склада и через розничную сеть, созданную оптовыми базами). В процессе анализа необходимо дать ответ: имеется ли возможность расширить оптовую продажу по каким-либо товарам. Для этого необходимо выявить, будут ли предприятия – покупатели и частные предприниматели расширять свою деятельность, и по каким товарным группам имеется возможность расширить деятельность;
  2. доли оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона. Оптовому предприятию необходимо добиваться стабильности или увеличения своей доли по всем товарным группам и по общему объёму и чётко выявить факторы, оказавшие влияние на изменение этой доли. Особое внимание следует уделить сравнению показателей товарооборота оптового предприятия с показателями предприятий – конкурентов;
  3. доли розничных и других покупателей в общем товарообороте, и оценить возможность работы с ними в перспективе;
  4. анализа конъюнктуры в сфере оптовой торговли. Важно использовать информацию покупателей о спросе на продукцию;
  5. отношения оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициента звенности товародвижения, исчисляемого как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному) в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом;
  6. коэффициента выполнения каждого контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период, в контракте.

Кроме того, оптовое предприятие при анализе поставок и оценке их влияния на товарооборот должно учитывать целый ряд факторов связанных с ценообразованием. А именно: каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации; каков уровень рентабельности продаж. Следует проанализировать, как повлияло на развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование активных мер в области ценообразования. Эти меры являются составной частью стратегии маркетинга оптового предприятия.

Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия является:

  1. расчёт влияния на изменения складского товарооборота изменений поставок товаров и товарных запасов (путём использования балансовой увязки показателей товарооборота);
  2. изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);
  3. разработка мер по использованию резервов увеличения товарооборота и прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.

Таким образом, на основе анализа товарооборота предприятие выстраивает свою деятельность на следующий период, учитывая недостатки, допущенные в отчетном периоде, приводя их в соответствие с целями, стоящими перед оптовой структурой на плановый период.

 

2. Структура и содержание бизнес-плана торгового предприятия, их особенности

2.1. Сущность и значение разработки  бизнес-плана. Место бизнес-планирования  в системе внутрифирменного планирования

 

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления торговым предприятием состоит в  обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции управления торговым предприятием состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и развития торгового предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого подразделения и всем торговым предприятием. Поэтому планированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Внутрифирменное планирование охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования.

Если перспективное  планирование призвано определить общие  стратегические цели и направления  развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства торговым предприятием на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

Можно выделить некоторые  характерные особенности планирования в зависимости от целей:

  • в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
  • в английских - ориентация на распределение ресурсов;
  • в японских - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.

Планирование в общем  случае предполагает:

  1. обоснованный выбор целей;
  2. определение политики;
  3. разработку мер и мероприятий (образа действий);
  4. методы достижения целей;
  5. обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование заканчивается  перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций (рис. 3.). Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.

 

Рис.3. Общая схема процесса управления торговым предприятием

 

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

  1. Стратегическое (перспективное).
  2. Среднесрочное (бизнес-план).
  3. Текущее (тактическое).

Стратегическое планирование заключается в основном в определении  главных целей деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.

Текущее планирование заключается  в основном в определении промежуточных  целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы  решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для  обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них  формируются основные задачи на установленный  период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Основным видом среднесрочных  планов является бизнес-план, который имеет ряд особенностей.

Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить торговому предприятию, как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержатся оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

    • дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
    • содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);
    • служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.[16, с. 302]

При составлении бизнес-плана  необходимо оценить возможности  и проблемы, которые могут возникнуть в будущем торгового предприятия. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку приступают к постановке целей и задач. Этот процесс в свою очередь состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.

Установление таких  целей является наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого  необходимо выработать стратегию и  составить планы, которые формируют  ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.

Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения  капитала, необходимого для осуществления  проекта (развития торгового предприятия). При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.

Информация о работе Организация коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли