Организация оплаты труда в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание

Рабочая сила, как трактуется в курсе экономики, - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в-третьих, от него во многом зависит эффективность использования основных и оборотных производственных фондов.

Содержание

Введение 4
1.Формы и системы оплаты труда в строительстве 5
2.Повременная форма оплаты труда 18
3.Сдельная форма оплаты труда 20
Заключение 25
Расчетная часть 26
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя))).doc

— 577.50 Кб (Скачать документ)

      -          отраслевом или региональном; 

      -     производственном (тарифное соглашение как составная часть коллективного договора).

      Тарифное соглашение - это договор между представителями сторон переговоров по вопросам оплаты труда и социальных гарантий, предметом которого на уровне предприятия являются: формы и системы оплаты труда для различных категорий работников; минимальная тарифная ставка; размеры тарифных ставок и должностных окладов по разрядам работ и должностям работников; виды и размеры доплат, надбавок, премий и др. 
 
 
 

Сущность и теоретические основы оплаты труда в Республике Беларусь 
 
 

     Системы оплаты труда как элемент организации заработной платы обеспечивают связь между результатами труда работника (индивидуальными и коллективными), нормами труда и нормами оплаты. Выбор системы оплаты целиком и полностью является прерогативой работодателя.

     Система оплаты труда в Республике Беларусь основана на республиканской тарифной системе труда, составными частями которой являются: Единая тарифная сетка (ЕТС), единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), тарифные ставки и оклады.

     С помощью тарифной системы при различных экономических условиях возможно обеспечить: 

  • единство меры труда и его оплаты, равную оплату за равный труд;
    • дифференциацию основной части заработной платы в зависимости        от признаков, характеризующих качество их труда. 

     Единая тарифная сетка  была утверждена 01.01.1996 г. Постановлением Министерства  труда   Республики Беларусь «Об организации оплаты труда на основе применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» и рекомендована для предприятий, организаций и предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности.

     В отраслях бюджетной сферы дифференциация оплаты труда работников осуществляется по квалификационному категорированию по 23 разрядам Единой тарифной сетки. Применяемая ныне    тарифная сетка в большей степени, чем предыдущая, учитывает сложность труда, профессионализм и деловые качества работников. Так, можно выделить несколько квалификационных групп работников в ETC. Второй разряд выше первого на 35 %, третий отличается от второго - на 36%, разрыв между каждым разрядом с третьего по седьмой составляет 16%, с седьмого по десятый - 10%, с десятого по четырнадцатый - 7%, с четырнадцатого по восемнадцатый -  6%, с восемнадцатого по двадцать первый - 5%, с двадцать первого по двадцать восьмой - 4%. Продвигаясь вверх по разрядам можно отметить сглаживание квалификационного уровня работников.

     При составлении тарифных сеток используются различные методы (системы) оценки работ и классификации профессий, разрабатываемые для данной отрасли. Среди важнейших методов оценки работ можно назвать метод рядов, классификационный, балльной оценки и метод пофакторного сравнения. Процедура оценки выполнения работ (или аттестации работника) сложная и требует больших затрат.

     Единые отраслевые тарифные сетки закрепляют в качестве обязательных минимальный уровень тарифных ставок и соотношений между ними и разрабатываются на основании Единой республиканской тарифной сетки. Такие сетки служат базой для разработки конкретных тарифных условий оплаты на предприятиях. На каждом из них в зависимости от финансовых возможностей, положения на рынке труда и других факторов устанавливаются конкретные размеры тарифных ставок (но не ниже установленных государством, общенациональными и отраслевыми коллективными договорами), а также диапазон ставок в пределах каждой квалификационной группы и разряда, надбавки за стаж и профессиональное мастерство и др.

     Сейчас в Республике Беларусь действует 27-разрядная Единая тарифная сетка (табл. 3). 

Таблица 3. Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь 

Разряды 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Тарифный коэффициент 1,16 1,35 1,57 1,73 1,9 2,03 2,17 2,32 2,48 2,65 2,84
Разряды 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Тарифный коэффициент 3,04 3,25 3,48 3,72 3,98 4,26 4,56 4,88 5,22 5,59 5,98
 
Разряды 24 25 26 27
Тарифный коэффициент 6,40 6,85 7,33 7,84
 

      На основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (тарифных коэффициентов сетки) и тарифной ставки первого разряда рассчитываются республиканские тарифы оплаты труда. Ими являются месячные тарифные ставки и должностные оклады, определяющие уровень оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников.

     Тарифные ставки и должностные оклады представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий работников в единицу времени (час, день, месяц). Поэтому различают часовые, дневные и месячные ставки. Они устанавливаются по каждому квалификационному разряду.

     Предприятия сферы материального производства размеры тарифных ставок и окладов работников устанавливают самостоятельно в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и предусматривают в коллективных договорах и соглашениях между нанимателями и наемными работниками.

     Тарифная ставка первого разряда является исходной нормативной величиной, определяющей уровень оплаты труда работников. Для определения месячной тарифной ставки работника необходимо тарифный коэффициент соответствующего разряда применяемой на предприятии сетки умножить на размер ставки первого разряда. Тарифная ставка (месячная) первого разряда устанавливается Постановлением Совета Министров одновременно с установлением величины минимальной заработной платы.

     Повышение тарифной ставки первого разряда в организациях производится в пределах имеющихся средств на оплату труда независимо от изменения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

     При этом организации, у которых уровень тарифной ставки первого разряда превышает уровень этой ставки, установленный для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, дальнейшее ее повышение осуществляют в прямой зависимости от роста объемов производства (работ, услуг) в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года.

     Тарифные ставки (оклады)работников организаций, финансируемых из бюджета, рассчитывается: тарифная ставка 1-го разряда, утверждённая правительством РБ * тарифный коэффициент из ЕТС * корректирующие коэффициенты.

     Для расчёта тарифных ставок рабочих, не тарифицируемых по разрядам, применяются кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда: тарифная ставка 1 разряда * коэффициент кратности. (Многие машинисты строительной техники)

     По технологическим видам, производствам и видам деятельности работы разделены на 9 категорий сложности. В зависимости от этого применяются коэффициенты повышения ставок от 1 до 1,9. Строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, включая подсобное производство, относятся к 3-ей категории сложности, к которым применяется коэффициент 1,2. Например, при принятии Правительством ставки 1-го разряда 1000 руб. для строительных рабочих эта ставка будет 1000 * 1,2 = 1200 (Самый высокий коэффициент - 1,9 – применяется при строительстве метрополитена). (С 2007 года применение коэффициентов носит рекомендательный характер)

      В организациях, где невозможно подсчитать рост объема производства в сопоставимых ценах или отсутствуют возможности дальнейшего увеличения объемов

      производства в силу максимального использования производственных мощностей или особенностей технологического процесса, по решению органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, могут, использоваться другие экономические показатели (производительность труда и другие, характеризующие эффективность работы организации).

      Рост объемов производства (работ, услуг) в сопоставимых ценах и других показателей хозяйствования учитывается нарастающим итогом с начала года. В случае создания организации в течение года показатели учитываются нарастающим итогом с начала деятельности.

      В организациях, где невозможно подсчитать рост объема производства в сопоставимых ценах или отсутствуют возможности дальнейшего увеличения объемов производства в силу максимального использования производственных мощностей или особенностей технологического процесса, по решению органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, могут, использоваться другие экономические показатели (производительность труда и другие, характеризующие эффективность работы организации).

      Рост  объемов производства (работ, услуг) в сопоставимых ценах и других показателей хозяйствования учитывается нарастающим итогом с начала года. В случае создания организации в течение года показатели учитываются нарастающим итогом с начала деятельности.

      Часовые тарифные ставки соответствующего разряда устанавливаются на основании месячной тарифной ставки первого разряда, тарифного коэффициента и средней нормы продолжительности рабочего времени в месяц.

      Исходя  из сложившейся практики тарификации  рабочих по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (ЕТКС) и необходимости приведения в соответствие разрядов работ и рабочих с их сложностью и квалификацией в различных производствах, тарификация труда рабочих производится по 8 разрядам. Тарифно-квалификационные характеристики 7-го и 8-го разрядов по вновь вводимым профессиям утверждаются Министерством труда Республики Беларусь по представлению отраслевых министерств или других республиканских органов управления.

     В целях дифференциации оплаты труда  рабочих по технологическим видам  работ, производствам и отраслям экономики к тарифным ставкам, рассчитанным по тарифным коэффициентам соответствующих разрядов сетки, предусмотрены коэффициенты повышения. Рассчитанные с применением этих коэффициентов тарифные ставки образуют новые их размеры.

     При определении ставок и окладов  на предприятии учитывают, что ставки и оклады должны обеспечивать:

  • обоснованные различия в заработной плате в зависимости от уровня квалификации работников, сложности и ответственности выполняемых ими работ;
  • повышение материальной заинтересованности в результатах труда и максимально возможное воспроизводство рабочей силы;
  • создание необходимых условий для применения прогрессивных форм оплаты труда и реализации принципа равной оплаты за равный труд;
  • выделение по уровню оплаты работников, труд которых в наибольшей степени определяет конечные результаты деятельности предприятия.

     Тарифно-квалификационные справочники представляют собой систематизированные перечни работ и профессий рабочих, имеющихся на предприятиях.

     В соответствии со ст. 61 Трудового кодекса  отнесение выполняемых работ  к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (КСД), иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

Информация о работе Организация оплаты труда в строительстве