Основные направления и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование основных направлений и перспектив развития таможенно-тарифного регулирования в России.
В соответствие с целью задачами работы являются:
- исследование сущности таможенной политики Российской Федерации;
- изучение таможенно-тарифной политики РФ;
- обобщение итогов реализации таможенно-тарифной политики РФ в 2009 году;
- определение приоритетов и задач таможенно-тарифного регулирования в России в 2011 году;
- изучение перспектив развития таможенно-тарифного регулирования на 2012 – 2013 года.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Сущность таможенной политики в Российской Федерации……4
Таможенная политика, цели и методы ее осуществления ……………4
Концепция таможенной политики в Законе Российской Федерации
«О таможенном тарифе»…………….......................................................6
ГЛАВА 2. Таможенно-тарифная политика в Российской Федерации …......9
2.1 Основные направления таможенно-тарифной политики РФ……
2.2 Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2009-2010
годах……………………………………………………………………...12
2.3 Реализация мер таможенно-тарифной политики в условиях
функционирования таможенного союза России, Белоруссии и
Казахстана………………………………………………………………
ГЛАВА 3. Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в
России……………….…………..………………………………12
2.2 Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в России в 2011 году……………………..…....…………………..………...……15
2.3 Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования на 2012 - 2013 года…….………….………………..………...………….16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

КР по ВЭД для инета.docx

— 1.04 Мб (Скачать документ)

     В 2009 году в условиях глобального финансово-экономического кризиса, спровоцировавшего острые кризисные явления в реальном секторе отечественной экономики, была продолжена реализация антикризисных  мер таможенно-тарифного регулирования, направленных на повышение конкурентоспособности  важнейших отраслей и секторов российской экономики.

     В части таможенно-тарифного регулирования  Правительством Российской Федерации  в 2009 г. было принято 96 постановлений, из которых 63 касались ввозных и вывозных пошлин в отношении промышленных товаров, 17 - продовольственных и  сельскохозяйственных товаров, 13 –  вывозных  пошлин на нефть и нефтепродукты, в том числе 12 - по их ежемесячной  корректировке.           
         Из порядка 1000 товарных подсубпозиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 году, на 570 ставки  пошлин были повышены, на 430 - понижены.

     Среди мер по повышению пошлин наиболее значимыми были:

     1. Повышение ставок ввозных таможенных  пошлин на все виды автотранспортных  средств. Основная цель данного  решения – закрыть доступ на  российский рынок старых автомобилей  западных марок и ограничить  доступ для новых зарубежных  автомобилей.

     2. Повышение ставок ввозных таможенных  пошлин с 5% до 15% на прокат, до 15-20% - на трубы. Это решение было  принято в целях оказания поддержки  российским производителям металлургической  продукции. 

     3. Повышение ставок ввозных пошлин  на оборудование было предпринято  в целях развития отечественного  производства и налаживания выпуска  отечественных аналогов техники.  Так, до 5% были повышены ставки  более чем на 120 товарных позиций,  например на станки с числовым  программным управлением, котлы  водяные с пароперегревателем  и части к ним; двигатели  внутреннего сгорания для силовых  судовых установок; насосы; установки  для кондиционирования воздуха  со встроенной холодильной установкой  и без нее; оборудование и  устройства для фильтрования  или очистки жидкостей; станки  для обработки любых материалов, работающие с использованием  электроразрядных процессов, краны  мостовые на неподвижных опорах; элеваторы и конвейеры непрерывного  действия; отдельные позиции машин  и оборудования для лесного  хозяйства; различные виды станков  и их части и другие виды  оборудования.

     Ряд мер таможенно-тарифной политики принимался в целях повышения модернизационной и инновационной составляющей российской экономики, поддержания необходимого уровня инвестиционной привлекательности.

     В качестве антикризисной меры были отменены экспортные пошлины в отношении  ряда товаров (удобрения, никель, медь), что привело к повышению их ценовой конкурентоспособности.

     Меры  по поддержке конкурентоспособности  отечественных авиаперевозчиков включали установление нулевых ставок пошлин в отношении самолетов.

     С целью организации импортозамещающих  производств в России Правительством Российской Федерации были отменены ставки ввозных таможенных пошлин на ряд автомобильных компонентов, в частности двигатели, бамперы, ремни безопасности, отдельные виды принадлежностей кузовов, коробки  передач, мосты, колеса ходовые, системы  подвески, радиаторы, глушители и  т.д., ввозимых в режиме «промышленной  сборки» моторных транспортных средств.

     Для развития производства современной  телевизионной техники Правительством Российской Федерации были отменены ставки ввозных таможенных пошлин на жидкокристаллические и плазменные экраны и повышены ставки ввозных  таможенных пошлин (с 10% до 15%) на телевизионные  приемники с такими экранами.

     В 2009 году принято 12 постановлений Правительства  Российской Федерации «Об утверждении  ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные  категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе».

     Кроме того, во исполнение поручений Правительства  Российской Федерации по установлению нулевой ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, было принято постановление  Правительства Российской Федерации  от 16 июля 2009 г. № 574 «О внесении изменений  в Таможенный тариф Российской Федерации  в отношении нефти сырой».

     С 1 декабря 2009 г. была установлена нулевая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть, добытую на месторождениях Восточной Сибири.

     Решения Правительства Российской Федерации  по таможенно-тарифному регулированию сыграли также важную роль в развитии отечественного аграрно-промышленного комплекса. Принятые в данной области  меры были направлены на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, повышение уровня тарифной защиты внутреннего рынка и на этой основе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции. 
 

    2.3 Реализация мер  таможенно-тарифной политики в условиях функционирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана 

     2011 год станет вторым годом осуществления  таможенно-тарифного регулирования  в условиях передачи функции  применения большинства инструментов  внешнеторговой политики органам  управления таможенного союза,  и в первую очередь Комиссии  таможенного союза. В связи  с этим совершенствование подходов  и механизмов, обеспечивающих реализацию  задач таможенно-тарифной политики  Российской Федерации в 2011 году  в рамках установленного порядка  принятия решений органами управления  таможенного союза, будет осуществляться  на основе учета положительного  и отрицательного опыта этой  работы в 2010 году, реального вклада  внешнеторгового фактора в решение  важнейших задач социально-экономического  развития.

     Формирование  таможенного союза предполагает объединение таможенных территорий входящих в него государств и применение единых мер регулирования внешней  торговли, устанавливаемых органами управления таможенного союза. В  целях решения этой задачи в 2009 году была проведена значительная работа по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, сформированы рабочие  органы таможенного союза, в первую очередь Комиссия таможенного союза  и ее аппарат. При этом было согласовано, что Комиссия работает в соответствии с утвержденными главами государств – участников таможенного союза  Правилами процедуры Комиссии таможенного  союза, предусматривающими положения  по рассмотрению вопросов, ведению, применению, изменению или прекращению действия мер регулирования торговли товарами в отношении государств, не входящих в таможенный союз. Этими правилами  определено, что государственные  органы и экономические операторы  смогут обращаться в комиссию через  уполномоченные органы сторон. Предварительное  рассмотрение предложений по мерам  регулирования внешней торговли осуществляется Комитетом по мерам  регулирования внешней торговли, который формируется из представителей органов исполнительной власти государств – членов таможенного союза.

     Другим  важнейшим шагом стало введение единого для трех стран таможенно-тарифного  регулирования торговли товарами с  третьими странами. В этих целях  были утверждены Единый таможенный тариф  таможенного союза и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности таможенного союза, а  также механизмы применения тарифных квот, системы льгот и преференций  государств – участников таможенного  союза. По сравнению с  таможенным тарифом, действовавшим в  Российской Федерации до 1 января 2010  года,   в Едином таможенном тарифе  уровень  ввозных таможенных пошлин не изменился  для Российской Федерации по 9300 позициям (82%). Понижение ставок затронуло 1500 тарифных позиций (фармацевтические субстанции, фотографических изделий, отдельные  виды электрической техники, одежды (при одновременном повышении  специфической составляющей), звукозаписывающей  аппаратуры, кинокамер, медицинского  оборудования), повышение ставок - 350 позиций (отдельные виды мясной и  колбасной продукции, дрожжей).

       С 1 января 2010 года Комиссии таможенного  союза переданы полномочия в  области регулирования внешней  торговли, такие как изменение  ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности  таможенного союза, установление  тарифных льгот и тарифных  квот, определение системы тарифных  преференций, введение нетарифных  мер регулирования. 

      В 2010 году должен быть отработан действенный  механизм реализации решений Комиссии таможенного союза на национальном уровне, что потребует единообразного подхода к установлению порядка  реализации таких решений на территории государств – участников таможенного  союза. Решения Комиссии таможенного  союза носят обязательный характер в соответствии со статьей 7 Договора о Комиссии таможенного союза  от 6 октября 2007 г. и подлежат непосредственному  применению в государствах – участниках таможенного союза, а также имеют  юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств – участников таможенного союза, к компетенции которых было отнесено регулирование соответствующих правоотношений.

      Задачи  таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011 и последующих  годах будут реализовываться  через решения органов управления таможенным союзом на основе опыта  функционирования системы регулирования  в 2010 году. Важный момент, учет которого будет необходим в 2011 году для  дальнейшей «настройки» механизма  регулирования, – эффективность  системы функционального взаимодействия как на национальном уровне, так  и с партнерами по интеграции с  точки зрения проведения интересов  России при принятии и реализации решений по таможенно-тарифному  регулированию в таможенном союзе.

     В методологическом и практическом плане  таможенно-тарифная политика в условиях таможенного союза предполагает:

     - расширение отраслевых приоритетов  до масштабов объединенных экономик  России, Белоруссии и Казахстана  и необходимость органической  увязки интересов развития российских  производств с интересами аналогичных  или сопряженных производств  других членов ТС;

     - изменение подходов к учету  интересов потребителей, принимая  во внимание масштабы, структуру  и особенности производственного  и личного потребления в странах  ТС;

     - применение адекватного внутреннего  механизма подготовки и обоснования  решений в области таможенно-тарифной  политики, соответствующих интересам  отечественной экономики, для  их последующего продвижения  в органах таможенного союза;

     - совершенствование наднационального  механизма таможенно-тарифного регулирования  в целях повышения оперативности,  прозрачности и гибкости принятия  решений;

     - создание единой базы информационных  ресурсов, необходимых для обоснования  и повышения эффективности решений,  принимаемых в рамках проведения  коллективной таможенно-тарифной  и нетарифной политики стран  – членов таможенного союза,  а также для налаживания обратной  связи.

      Конкретные  условия и формат осуществления  таможенно-тарифной политики в 2011 и 2012-2013 годах будут определяться дальнейшей реализацией планов по формированию таможенного союза с учетом следующих  принципиальных моментов.

      С 1 июля 2010 года предусмотрены:

      введение  в действие единого Таможенного  кодекса таможенного союза. Единство правил применения и контроля всеми  государствами таможенного союза  мер таможенно-тарифного  регулирования  внешней торговли с 1 июля 2010 года будет обеспечиваться за счет Таможенного кодекса таможенного союза, с введением в действие которого будут применяться единые принципы и правила таможенного администрирования, обеспечиваться эффективное взаимодействие таможенных служб. Основополагающие положения кодекса построены на принципах и базовых положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года, положения которой создают возможность постепенной унификации таможенного законодательства без ущемления национальных интересов;

      введение  механизма зачисления и распределения  ввозных таможенных пошлин;

      отмена  оформления товаров третьих стран  в торговле между Россией и  Белоруссией и снятие контроля с  границы России и Белоруссии;

      отмена  оформления товаров из стран таможенного  союза в торговле между всеми  станами таможенного союза.

      Выполнение  этих задач будет означать создание единой таможенной территории России и Белоруссии и установление переходного  между зоной свободной торговли и таможенным союзом режима торговли с Казахстаном.

Информация о работе Основные направления и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в России