Основные направления развития рынка трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Рыночные преобразования в аграрной сфере России вызывают необходимость глубокого изучения объективных законов рыночной экономики, адаптирования их к российским условиям, разработки и реализации организационно-экономического механизма становления рыночных отношений, обеспечивающего необходимые предпосылки для формирования и функционирования многообразных рынков по экономическому назначению объектов рыночных отношений, в том числе рынка труда.
В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования в АПК получили развитие процессы, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания реформ. Падение объемов производства, обесценивание заработной платы делают неуправляемым движение рабочей силы, количественный рост незанятого населения, усугубляют социальные проблемы и ведут к изменению трудового потенциала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
Раздел 1. Современное состояние рынка трудовых ресурсов в аграрной сфере………………………………………………………………………..……...5
Раздел 2. Численность, состав и эффективность использования трудовых ресурсов……………………………………………………………..……………20
Раздел 3. Основные направления развития рынка трудовых ресурсов………26
Заключение…………………………………………………………………...….36
Список используемой литературы……………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

агр рынки труд ресурсы первомайск район.docx

— 69.94 Кб (Скачать документ)

Термин «профессия» используется для характеристики трудовой деятельности такой категории работников, как рабочие, к которой относятся работники, занятые преимущественно физическим трудом, заключающемся в создании материальных благ, техническом и производственном обеспечении деятельности организации. Характер и содержание функций второй категории работников — служащих (группы работников, занятых в основном умственным (не физическим трудом) — определяется через понятие «должность», которое очерчивает границы компетенции работника, то есть круг его обязанностей, права и ответственность; наименование должности отображает характер выполняемой работником работы независимо от специализации предприятия или подразделения, в котором он работает.

Понятие «специальность» используется для более узкого описания трудовой деятельности: оно характеризует  род трудовой деятельности, требующей  определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем специального образования или практического  опыта. Специальность выражает конкретную область деятельности, осуществляемую в пределах данной профессии и определяемую содержанием выполняемой трудовой функции, но в более узком, чем по профессии.

Термин «квалификация» применяется  для определения способности  работника выполнять конкретные задачи и обязанности в рамках определенного вида деятельности, характеризуемой  уровнем его образования (профессиональной подготовки) и опытом практической работы. Иными словами с точки  зрения организации труда под  квалификацией понимается уровень  подготовленности, мастерства, степень  годности к выполнению работы по конкретной должности или профессии, определяемые разрядом, классом или категорией.

Формирование  рынка рабочей силы означает появление  на товарном рынке свободных субъектов  располагающих рабочей силой  как товаром.

Существование и функционирование полноценного, конкурентного  рынка труда возможно при выполнении ряда условий. Основными из них являются:

- наличие множества независимых  субъектов, представляющих как  сторону спроса, так и сторону  предложения; 

- рыночная мотивация поведения  субъектов; 

- экономическая свобода выбора  для субъектов; 

- наличие конкурентной среды в  экономике страны.

Рынок труда, как и все другие рынки, действует на основе ценового равновесия. «Рыночная цена труда,—  писал А. Смит,— есть та цена, которая  действительно платится за него в  силу естественного  действия отношений  между предложением и спросом: труд дорог, когда он редок, и дешев, когда  имеется в избытке».

Равновесная цена, которая отвечает общественной оценке рабочей силы, устанавливается на уровне соответствующей  предельной производительности труда  с условиями предложения услуг  рабочей силы. Равновесной цене труда  должен соответствовать уровень  заработной платы, обеспечивающий возможность  существования рабочей силы, близкий  к физически необходимому минимуму средств.

На цену рабочей силы оказывает  влияние ряд факторов: минимальная  заработная плата, исходя из минимальной  потребительской корзины, обеспечивающей физиологический минимум жизни; цена жизненных средств, необходимых  для нормального возмещения и  воспроизводства рабочей силы; конъюнктура  на рынке труда; действие спроса и  предложения.

Спрос на рабочую силу определяется общей потребностью в ней местных работодателей. Предложение рабочей силы формируется в зависимости от совокупной способности к труду населения конкретного региона.

Спрос на рабочую силу определяется совокупностью таких факторов, как  наличие рабочих мест, структурные  изменения в экономике страны, инвестиционный потенциал и его  воспроизводственная структура. В  свою очередь, предложение рабочей  силы зависит от наличия трудоспособного  населения, демографических факторов, фонда жизненных средств и  соотношения денежных доходов, влияющих на мотивацию труда; социально-экономических  условий развития рабочей силы и  финансовых возможностей общества.

Рынок труда имеет особую сегментацию. Суть ее состоит в том, что в  конкретных отраслях и профессиях отдельные  категорий работников не выходят  за рамки сегментированного рынка  и не составляют конкуренцию работникам других сфер занятости. Конкуренция  работников осуществляется внутри сегмента рынка. Существует три обособленных сегмента рынка труда: первичный, вторичный, безработные.

В сегмент первичного рынка труда  включают работников, имеющих высокую  заработную плату, хорошие условия  труда, стабильную занятость, возможность  продвижения по должности, а также  защищенных социально (предоставление квартир, продуктов питания, услуг, гарантированное пенсионное обеспечение).

В ином положении находятся работники  вторичного рынка труда. Они частично или полностью лишены многих льгот, вынуждены пережидать простои производства, проходить переподготовку. В этой группе чаще всего происходят сокращения и увольнения работников. Этот сегмент  рынка труда состоит из постоянных работников, которые трудятся в режиме полной занятости, а также из привлеченных работников.

Роль государства  в регулировании рынка труда

Регулирование рынка труда представляет собой  комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных  мер, направленных на стимулирование роста  занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального  страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы  общества.

Становление рынка, усиление конкуренции на базе высоких технологий, необходимость  развития человеческого потенциала приводят к усилению роли государства  в экономике. В развитых странах  экономическая функция становится главной: создание необходимых условий  для функционирования и прогресса  национальной экономики, обеспечение  деятельности государства экономическими регуляторами. Основой экономической  функции государства является разработка стратегии социально-экономического развития страны в целом и регионов в частности, с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов и  задач.

С учетом роли государства в современной  хозяйственной жизни и решающего  значения экономической функции, необходимо определить понятия «государственное управление» и «государственное регулирование экономики».

Государственное управление - это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций. Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития. Наряду с общей целью государство может определить множество иных целей, призванных развивать и дополнять основную цель, общественно-политические, социальные, духовные, экономические, организационные, информационные, разъяснительные. Так, цели социального развития определяются общественно-политическим курсом государства. Применительно к современной России они включают обеспечение условий для развития социальной структуры, создания «среднего класса», опоры политической стабильности, достижения достойного человека уровня и качества жизни, занятости населения.

Основу  управления процессами занятости в  условиях свободы предпринимательства  составляет создание соответствующей  экономической инфраструктуры, присущей рыночной экономике, частной собственности, конкуренции, рынков капиталов и мобильности рабочей силы.

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера для стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям, т.е. организованная деятельность государства по выполнению им экономической функции. Масштабы вмешательства в экономику зависят как от уровня экономического развития, так и от национальной специфики (традиционная роль государства в обществе; социальный, религиозный, этический менталитет). Одна из основных и самых сложных задач государственного регулирования рыночной экономики - достижение оптимального баланса между рынком и государственным вмешательством в его механизмы. Абсолютная либерализация рынка так же недопустима, как и тотальное огосударствление в целом.

Рынок труда как система общественных отношений, связанных с наймом и  предложением рабочей силы или ее куплей и продажей, является составной  частью структуры рыночной экономики  и функционирует наряду с другими  рынками: товарным, финансовым и т.д. Труд - это не только ключевой фактор производства, который определяет конкурентоспособность  национальных экономик, создает условия для экономического роста, но и важнейший социальный институт, обеспечивающий благополучие населения страны. Требования субъектов, реализующих трудовую функцию или продающих свой труд, многообразны и не сводятся только к эквивалентному вознаграждению. Например, рациональное с точки зрения предприятия использование ресурса «труд» таковым может не являться с общественной или социально-политической точки зрения.

Поэтому нередко предпринимаются попытки  вывести рынок труда из сферы  обычных рынков и применять по отношению к нему особый тип регулирования. Однако механизмы рыночного хозяйства  чутко реагируют на отсутствие принципа эффективности, создавая новые проблемы там, где используемые способы регулирования, будучи, казалось бы, приемлемыми для  всех, не вполне соответствуют требованиям  рынка. В условиях мирохозяйственной  глобализации рыночное давление становится особенно жестким. Исправить же ситуацию в сфере труда непросто, поскольку  экономической необходимости часто  противостоят политические соображения  и мощные группы интересов.

Регулирование рынка труда представляет собой, как уже отмечалось, сложную систему  мер и мероприятий, направленных не только на сферу занятости как  таковую, но практически и на все  другие элементы экономической системы  общества. Его можно рассматривать  как в широком, так и в узком  смысле. В первом случае регулирование  будет охватывать все процессы, связанные  с формированием спроса на труд и  его предложения. Во втором - регулирование  рынка труда можно рассматривать  как систему мер, направленных на оказание помощи безработным. Конкретные меры государственного регулирования  рынка труда разрабатываются  с учетом социально-экономического развития народного хозяйства.

Политика  государства на рынке труда должна быть связана с проблемами использования  и повышения эффективности труда. На это же должны быть ориентированы структурные сдвиги занятости: отраслевой - за счет возрастания доли передовых технологий; профессионально-квалификационный - за счет увеличения удельного веса квалифицированного труда; демографический - за счет увеличения доли молодежи. Спрос на рабочую силу зависит в основном от количества свободных рабочих мест, вакансий на предприятиях, в фирмах всех организационно-правовых форм в отраслях экономики и социальной сферы. Важны состав, объем, структура спроса по профессионально-квалификационному, половозрастному, другим признакам, а также тенденции динамики этих параметров (сокращение, стабилизация, рост количества рабочих мест).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Численность, состав и эффективность использования трудовых ресурсов Первомайского района Тамбовской области.

Динамика  общей численности работников

 

Для эффективного производственного процесса необходимо не только достаточное наличие  основных и оборотных средств, но и достаточное количество работников и правильное их распределение.

Рассмотрим  наличие и структуру работников Первомайского района.

 

Таблица 1. Численность и состав  работников Первомайского района

 

Категории работников

и профессии

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отношение 2011 к 2009, %

1

2

3

4

5

 

Всего по организации

522

538

463

88,7

 

в том числе:

Работники, занятые в

сельскохозяйственном

производстве

512

524

449

137,3

из них:

-рабочие  постоянные

327

315

261

79,8

в том числе:

трактористы-машинисты

63

77

64

101,5

операторы машин. доения

-

-

-

-

скотники КРС

-

-

-

-

работники  свиноводства

-

-

-

-

-рабочие сезонные и

временные

84

79

79

94,04

-служащие

101

130

109

107,92

из них:

руководители

55

50

51

92,72

Специалисты

45

46

44

97,77

 

1

2

3

4

5

 

Работники, занятые в

промышленных пред-

приятиях, на строительстве хозспособом

5

7

7

140

Работники торговли, общественного питания, детских учреждений, учебных заведений

5

7

7

140

Прочие

-

-

-

-

           

Информация о работе Основные направления развития рынка трудовых ресурсов