Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем налоговой политики государства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях,
- провести анализ налоговой политики в России на современном этапе развития,
- раскрыть основные направления совершенствования налоговой политики В РФ

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях 7
1.1 История развития налоговой системы в России 7
1.2 Налоговая политика государства: сущность, цели, формы 16
2 Анализ налоговой политики в России на современном этапе развития 20
2.1 Исследование проблем налоговой политики России 20
2.2 Оценка эффективности налоговой политик в России 23
3 Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ
3.1 Пути решения актуальных проблем налоговой политики 31
3.2 Основные направления развития бюджетно – налоговой политики на 2009 – 2010 гг. 37
Заключение 44
Список использованных источников 46

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)


Реферат

 

Курсовая работа содержит 48 страниц, 3 таблицы, 46 использованных источников

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГОВЫЙ ОРГАН, НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ, НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА, НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, САНКЦИИ.

Предметом исследования в курсовой работе является организация налоговой политики в России.

Объект исследования – проблемы налоговой политики в РФ.

Цель курсовой работы – исследование актуальных проблем налоговой политики государства.

В процессе работы были изучены труды зарубежных и отечественных экономистов по данной теме.

В работе представлены актуальные проблемы налоговой политики государства.

Методы исследования – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, личный опыт.

Эффективность – повышение эффективности налоговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                           5

1 Теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях                                                                                                                       7

1.1             История развития налоговой системы в России                                  7

1.2             Налоговая политика государства: сущность, цели, формы              16

2 Анализ налоговой политики в России на современном этапе развития 20

2.1 Исследование проблем налоговой политики России                             20

2.2 Оценка эффективности налоговой политик в России                           23

3 Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ

3.1 Пути решения актуальных проблем налоговой политики                    31

3.2 Основные направления развития бюджетно – налоговой политики на 2009 – 2010 гг.                                                                                                            37

Заключение                                                                                                      44

Список использованных источников                                                            46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для процесса постоянного поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной моделью экономического развития. В послевоенный период действовали три основные модели экономического развития, каждая из которых отводила своё место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого – интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент.

Актуальность данной темы проявляется в том, что налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем налоговой политики государства.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

 

- раскрыть теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях,

- провести анализ налоговой политики в России на современном этапе развития,

- раскрыть основные направления совершенствования налоговой политики В РФ

Предметом исследования является налоговая политика.

В данной работе использовались такие методы познания, как наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический метод.

Над проблемами налоговой политики и её совершенствования работали многие учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстижеев В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях

 

1.1 История развития налоговой системы в России

 

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников.  теории налогообложения А. Смит (1723 – 1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225 или 1226 – 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689 – 1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует - столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. 

Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной.  В Пятикнижии Моисея сказано: «...и всякая десятина на земле из семени земли и из .плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10  от полученных доходов. 

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в 7-6 вв. до н. э.  представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. 

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин

не должен платить прямых налогов. Другое дело –  добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов. Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, но порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.  Определение суммы налога (цена) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.  Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.  В 4 – 3 вв. до н. э, Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.  В случае победоносных войн налоги уменьшались,  а порой отменялись совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.  Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне  Рима, взимались регулярно.  Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан.  Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли,  которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами.  Изменялось лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до н. э. стала провинцией Рима.  Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся  в 1 в. до н. э.  Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (бЗ г. до н. э. – 14 г.н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились,  за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами,  возглавлявшими финансовые учреждения провинций.  Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.  Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов). Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая  виноградные лозы.  Облагалась- налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности.  Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.  Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1 особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4 и налог на освобождение рабов по ставке 5 от их стоимости. В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. 

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.  Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их.  Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда,  урбанизации.  Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до 7в.  включительно существовал 21 вид прямых налогов.  Среди них: поземельный налог; подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей,  налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 –  12,5), пошлина на выдачу государственных актов и т.д. Если строящееся здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух». Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности.  Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр.  Надо отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.  Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца 9в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С. М. Соловьев:  «Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом,  видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» – это значит с плуга или сохи.  Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.  Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» – за перевоз через реку, «гостиная» пошлина –  за право иметь склады, «торговая» пошлина –  за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.  Судебная пошлина «вира» взималась за убийство,  «продажа» – за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.  После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.  Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1359 – 1389) с темником Мамаем, фактически правителем Золотой Орды, по свидетельству С. М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Дмитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем;  нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Дмитрий Донской упоминает о выходе в 1000 руб. А уже при князе Василии Дмитриевиче упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб.  Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» – обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.  Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.  Уплата «выхода» была прекращена Иваном 3 (1440 – 1 505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван3 ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» – для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек – укреплений на южных границах Московского государства. Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания регулярной армии и «полоняничные» деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.  Для определения размера прямых налогов служило «сошное» письмо. «Сошное» письмо предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные подашные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков. По свидетельству В. О. Ключевского, наиболее нормальными размерами «сохи» промышленной, посадской или слободской были: «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских. Кроме нормальных тяглецов из торговых людей, были еще маломочные, называвшиеся бобылями; в соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодших торговых людей. Изменчивость размера сохи,  очевидно, происходила от того, что на соху падал определенный, однообразный оклад дани, который был соображаем с состоятельностью местных промышленных обывателей; в ином городе лучшие торговые люди могли платить этот оклад с 40 дворов, а в другом в соху зачислялось большее количество лучших посадских дворов».  Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества почвы, а также социального положения владельца. Так, московская «соха» включала: для служилых людей, будущих дворян – 800 четвертей «доброй» земли, 1000 четей «средней» или 1200 четей «худой» земли; для церквей н монастырей – соответственно 600, 700 и 800 четвертей; для дворцовых и «черных» земель, обрабатывавшихся крестьянами, – 500, .600 и 700 четвертей. Новгородская «соха» была существенно меньше.  «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.  Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине 17в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.  Политическое объединение русских земель относится к концу 15 в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В первую очередь Новгородская, Галичская,  Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие «ясак» с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в 15-17вв. была чрезвычайно сложна и запутана.  Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1б55 г.  Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1 203 367 руб. Из них за счет прямых налогов было обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44  всех доходов; за счет косвенных налогов –  641 394,6 руб., или 53,3. Остальную сумму (2,7) давали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составляли 1 125 323 руб.  Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран.  Современное государство раннего периода новой истории появилось в 16–17вв. в Европе.

Информация о работе Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ