Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем налоговой политики государства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях,
- провести анализ налоговой политики в России на современном этапе развития,
- раскрыть основные направления совершенствования налоговой политики В РФ

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях 7
1.1 История развития налоговой системы в России 7
1.2 Налоговая политика государства: сущность, цели, формы 16
2 Анализ налоговой политики в России на современном этапе развития 20
2.1 Исследование проблем налоговой политики России 20
2.2 Оценка эффективности налоговой политик в России 23
3 Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ
3.1 Пути решения актуальных проблем налоговой политики 31
3.2 Основные направления развития бюджетно – налоговой политики на 2009 – 2010 гг. 37
Заключение 44
Список использованных источников 46

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

 

Недоимка по налоговым платежам на 2009г. составила 320,2 млрд.рублей (37,4% от общей задолженности), увеличившись за месяц на 36,3%. По сравнению с 1 января 2009г. она возрасла на 30,6%, в том числе по налогу на прибыль организаций - в 3,2 раза, налогу на добычу полезных ископаемых - в 1,6 раза, акцизам в целом - на 27,5%, из нее на автомобильный бензин - в 1,6 раза, спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - на 2,4%, дизельное топливо - в 3,9 раза, пиво - в 2,0 раза. Снизилась недоимка по налогу на добавленную стоимость - на 18,8%, акцизам на табачную продукцию - на 10,4%, вина - на 16,3%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - на 10,3%.

Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, на  2009г. составила 292,1 млрд.рублей, или 34,1% от общей задолженности и по сравнению с 1 апреля 2009г. увеличилась на 0,1%, с 1 января 2009г. - на 4,8%.

Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, на  2009г. составила 97,1 млрд.рублей, или 11,3% от общей задолженности и по сравнению с 1 апреля 2009г. снизилась на 5,1%, с 1 января 2009г. - на 0,6%.

Приостановленные к взысканию платежи на  2009г. составили 132,1 млрд.руб-лей, или 15,4% от общей задолженности и по сравнению с 1 апреля 2009г. увеличились на 2,6%, с 1 января 2009г. - на 10,2%.

Отсроченные (рассроченные) платежи в бюджетную систему Российской Федерации на  2009г. составили 0,6 млрд.рублей (0,1% от общей задолженности) и увеличились по сравнению с 1 апреля 2009г. в 2,0 раза, с 1 января 2009г. - в 1,8 раза.

Реструктурированная задолженность на  2009г. составила 13,9 млрд.рублей (1,6% от общей задолженности) и увеличилась по сравнению с 1 апреля 2009г. на 0,7%, с 1 января 2009г. снизилась - на 11,2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления совершенствования налоговой политики В РФ

 

3.1 Пути решения актуальных проблем налоговой политики

 

    Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития, обоснована налоговая политика [13, C.64].

На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о «корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при «совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.

Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов, сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.

    Фискальное стимулирование предполагается усилить за счёт дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на прибыль вкупе с отменой большинства льгот.

    В сфере малого предпринимательства реализация идеи агрегированного налогообложения уже начата и эта линия получит продолжение [15, C.58].

    Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение реального механизма контроля за доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.

    Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.

    Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём её реструктуризации.

На базе налоговой политики, увязанной с политикой цен и политикой доходов, необходима разработка концепции развития и совершенствования налоговой системы РФ на длительную перспективу. Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка и принятие Налогового кодекса РФ.

    Принятие Налогового кодекса РФ позволило в определённой мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепить общепринятые налоговые термины и положения, будет способствовать их однозначному толкованию, улучшит взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов.

    Несмотря на критику, он соответствует основным требованиям, предъявляемым к налоговым кодексам стран с рыночной экономикой. При этом в нём, в основном, сохранена преемственность с уже действующей в стране налоговой системой. Высказанные выше критические замечания в её адрес совсем не означают, что она негодна в принципе и её нужно “разрушить до основания”. Нет, механизм нужно попросту отладить и заставить работать. Хотя не секрет, были предложения коренным образом изменить её, отказавшись, к примеру, от налога на прибыль, а основной крен сделать в сторону налогов на потребление, на недвижимость и т. д. Но практика показывает, что наша действующая, хотя и несовершенная, налоговая система в принципе соответствует налоговым системам стран Западной Европы, США, Японии. А поскольку Россия всерьёз намерена участвовать в международном разделении труда, то такая корреляция вполне уместна. Кроме того, наши счётные работники, бухгалтеры, налоговые органы привыкли и более-менее научились работать с действующими налогами. Это тоже немаловажно.

    К несомненным достоинствам Нового Налогового Кодекса относится то, что в нём значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд «родственных» налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет «расщеплять» и направлять денежные средства в соответствующие сферы. Укрупняются налоги, имеющие сходную базу. Для бухгалтеров, счётных работников предприятий всё это - несомненное облегчение, позволяющее высвободить время для аналитической деятельности.

    Ряд налогов постепенно будет отменяться. Сделана попытка несколько ослабить общее налоговое бремя, уменьшив его с нынешних 35% до 22% к ВВП. Снижение, конечно, не очень значительное, но сделать его большим пока не очень реально, поскольку экономическая ситуация в стране сложнейшая, спад производства пока не преодолён, до 40% налогоплательщиков в России по разным причинам вообще не платят налогов.

    Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисления налоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, как налог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница между выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. Не секрет, что порядка 50-60% оборудования на отечественных предприятиях ( а в ряде отраслей и того больше ) безнадёжно устарело и его надо немедленно менять.

    Все эти «нововведения» станут мощным генератором роста цен и могут существенно усилить социальную напряжённость в обществе. Думается, что столь непродуманный подход к завышению ставок налогов связан с игнорированием взаимосвязи налогов и цен.

Рассматривая вопросы совершенствования налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости налогов. Необходимо упорядочить процедуру регистрации юридических лиц, увязать её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовому адресу производства или местоположения основного офиса.

    Однако любая система безжизненна и не выполняет поставленных задач без соответствующего кадрового обеспечения. История развития цивилизации наглядно показывает, что действительно «кадры решают всё». Следовательно, на одно из первых мест по значимости выходит проблема подготовки профессиональных кадров для системы налоговой службы Российской Федерации [17, C. 27].

     Подготовку специалистов по специализации «Налоги и налогообложение» в настоящее время осуществляют несколько экономических вузов, в т. ч. Налоговый институт, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Опыт работы свидетельствует о том, что практически отсутствует какая-либо координация подготовки специалистов. Как следствие - разнобой в наименовании дисциплин и выделенных на их изучение часов, формах контроля и т. д. Конечно, возврат к недавнему прошлому, когда вузам было запрещено самостоятельно вносить даже незначительные изменения в учебные планы, был бы шагом назад. Однако опасна и другая крайность, когда вузы начинают открывать специальности по новым направлениям без должной методической подготовки, без надлежащего кадрового обеспечения. По нашему мнению, с учётом особой роли работников налоговой службы и налоговой полиции требуется определённая работа по координации подготовки специалистов по специализации «Налоги и налогообложение».

Несомненно, что мировой опыт должен использоваться в налоговом законодательстве и налоговой практике, но с учётом различий, связанных с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем правовой культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов и т.п. Американская же система права, вообще, построена на совершенно иных принципах, нежели российская. Она основана на социологической теории права, где «право - это то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право».

    Действительно, в рекомендациях американских экспертов к  Налоговому кодексу проводится мысль о нецелесообразности детализации налоговых законов. Наша же законодательная практика в течение почти шестилетнего периода шла по пути уточнений и изменений налоговых законов, т. е. по пути их детализации, и изменять эту практику вряд ли целесообразно. Вместе с тем, их консультации весьма полезны по многим вопросам, связанным с подготовкой налоговых нормативных актов. В частности, очень интересен и поучителен для нас опыт разработки общенормативных налоговых инструкций не только наличием специальных процедур и органов, ответственных за эту работу, но, главным образом, широким и юридически оформленным участием общественности в оценке проектов, её влиянием на конечный результат работы. У нас подобная практика не имеет широкого распространения, нормативно не закреплена.

Применение опыта развитых стран в построении налоговой системы не ограничилось введением отдельных налогов или простым, необдуманным копированием некоторых видов налогов. Работа по применению опыта в организации налоговой системы России ведётся и довольно активно и в настоящее время.

Снова и снова экономисты (конечно, изучая и дру­гие факторы наполнения казны) отправляются на по­иски не фантастического «философского камня», способ­ного превращать все металлы в золото и быть универ­сальным лечебным средством, а сокровенных секретов механизмов налогового обложения. Далеко не случай­но «налоговые дискуссии» занимают в настоящее время заметное место в политической и экономической жизни, в парламентских дебатах как за рубежом, так и в нашей стране. И там и здесь обсуждение вопросов налоговой политики при всех принципиальных расхо­ждениях, связанных с различием социально-эконо­мических систем, приобретает одну своеобразную общую черту. Налоги рассматриваются не только с позиции общественных и государственных (фискаль­ных) интересов, но и с точки зрения их воздействия на рынок [19, C.48].

 

3.2 Основные направления развития бюджетно – налоговой политики на 2009 – 2010 гг.

Информация о работе Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ