Основы горизонтальной и вертикальной интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила свое политическое выражение еще в древних странах.
Идеи интеграции и кооперации, создание единого экономического пространства, восстановление и развитие сотрудничества между странами – традиционными партнерами, стали первоочередными в государствах СНГ. И это закономерно. Ибо интеграционные процессы в экономике – это веление времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……2
Глава 1. Теоретические основы горизонтальной и вертикальной интеграции
1.1. Интеграционная стратегия предприятия……………………5
1.2. Понятие вертикальной интеграции………………………………12
1.3. Понятие горизонтальной интеграции……………………………15
Глава 2. Характеристика ЗАО «Торговый дом «Перекресток» по формам и видам интеграции
2.1. Деятельность и стратегия развития ЗАО «Торговый дом «Перекресток» ……………………………………………………………..17
2.2. Характеристика ЗАО «Торговый дом «Перекресток» по формам и видам интеграции………………………………………..…………………….20
Заключение………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………….…………………23

Работа состоит из  1 файл

интеграция.docx

— 44.29 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение…………………………………………………………..……2

Глава 1. Теоретические основы горизонтальной и вертикальной интеграции

    1. Интеграционная     стратегия   предприятия……………………5
    2. Понятие вертикальной интеграции………………………………12
    3. Понятие горизонтальной интеграции……………………………15

      Глава 2. Характеристика ЗАО «Торговый дом «Перекресток»  по формам и видам интеграции

      2.1. Деятельность и стратегия развития ЗАО «Торговый дом «Перекресток» ……………………………………………………………..17

             2.2. Характеристика ЗАО «Торговый дом «Перекресток» по формам и видам интеграции………………………………………..…………………….20

Заключение………………………………………………………………22

Список используемой литературы………………….…………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся  общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей  организационной структурой. Между  участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется  интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о  тесной взаимосвязи между странами находила свое политическое выражение  еще в древних странах.

 Идеи интеграции и  кооперации, создание единого экономического  пространства, восстановление и  развитие сотрудничества между  странами – традиционными партнерами, стали первоочередными в государствах  СНГ. И это закономерно. Ибо  интеграционные процессы в экономике  – это веление времени.

 Восьмой год существования  Содружества Независимых Государств (СНГ) на постсоветском пространстве  наглядно свидетельствует о том,  что новые партнерские отношения  складывались и складываются  далеко не просто, весьма противоречиво  и сопровождаются весьма низкой  эффективностью. Распад Советского  Союза произошел спонтанно и  вопреки воле народов. Как следствие  – обострение между странами  многих противоречий и возникновение  целого ряда конфликтных ситуаций. Все это негативно отразилось  на экономическом положении всех  стран из-за частичного или  полного разрушения вертикальных  и горизонтальных интеграционных  экономических связей, разрушения  финансово-экономического и производственного  пространства.

 В мире сложилось  несколько интеграционных объединений.  В 1958 г. было создано Европейское  экономическое сообщество (ЕЭС), которое  превратилось в мощную экономическую  группировку. В рамках Сообщества  установлены льготы взаимной  торговли, проводится общая экономическая  политика, постоянно снимаются ограничения на передвижение товаров, капиталов, рабочей силы. В развивающихся странах создаются свои интеграционные объединения (Юго-восточная Азия, Латинская Америка, страны ОПЭК).

 Идея о тесной взаимосвязи  между европейскими странами  находила свое политическое выражение  еще до создания Европейского  Сообщества и его развития  в Европейский Союз. Были попытки  навязать объединение через гегемонию  или силой. С другой стороны,  также были схемы мирного, добровольного  объединения государств на условиях  равноправия, особенно после печального  опыта первой мировой войны.  Например, в 1923 году австрийский  лидер и основатель пан европейского  движения, Каунт Кауденхав Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году, расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более широкой интеграции.

 Несмотря на это,  все попытки мирного объединения  потерпели поражение от доминирующих  потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа  опять была отброшена назад  войной, была действительно оценена  губительная тщетность национального  вакуума.

 Все мы являемся  свидетелями сложнейших социально-экономических  процессов, происходящих в мире. В Западной Европе, Северной Америке,  Юго-Восточной Азии, некоторых других  регионах независимые государства  стремятся объединиться в более  тесные, интегрированные экономические  сообщества. Как известно, с 1 ноября 199З г. двенадцать государств  Европейского Сообщества (ЕС) устранили разделявшие их таможенные границы, обеспечили свободу передвижения и проживания своих граждан на всей территории ЕС.

 Соединенные Штаты  Америки идут к созданию "Панамериканского  общего рынка" за счет соглашения  о свободной торговле с Канадой  и Мексикой, а в перспективе  – и с рядом других американских  государств. Япония активно развивает  кооперационные и торговые связи  с государствами Юго-Восточной  Азии, стремится установить более  тесные экономические отношения  с Австралией, Китаем и Южной  Кореей.

 На территории же  бывшего Союза ССР пока продолжаются  процессы дезинтеграции и размежевания  в прошлом единого экономического  пространства. В экономике всех  новых независимых государств  Содружества в связи с прекращением  существования СССР как единого  государства, попытками преобразований, нацеленных на создание многоукладной  экономики и развитие рыночных  отношений, набирают силу кризисные  процессы.

 Они охватили сферы  производства и обращения, финансовую  и денежную системы, внешнеэкономическую  деятельность. Спад производства принял широкие масштабы, обусловленные разрушением единого экономического пространства, разрывом десятилетиями складывавшихся производственных связей предприятий, отраслей и регионов, являвшихся одним из факторов устойчивого функционирования народного хозяйства каждой бывшей республики.

 Республики стали суверенными,  но при этом не могли не  остаться взаимозависимыми государствами,  причем степень их экономической  взаимозависимости чрезвычайно  велика. На протяжении большого  исторического периода они были  частями единого хозяйственного  пространства, развивались как взаимодополняющие  элементы целостного организма.

 

 

Глава 1. Теоретические основы горизонтальной и вертикальной интеграции.

    1.   Интеграционная стратегия предприятия

Повседневная деятельность практически любого предприятия  протекает в условиях взаимодействия с множеством рыночных и институциональных  социально-экономических агентов, от действий которых в значительной степени зависит успех работы предприятия. К таким агентам  относятся:

- предприятия – поставщики  сырья и материалов;

- предприятия – поставщики  оборудования;

- посреднические фирмы  (включая биржи) по торговле  сырьем, материалами, оборудованием;

- предприятия – потребители  продукции;

- предприятия, заинтересованные  в приобретении или аренде  движимого и недвижимого имущества  данного предприятия;

- предприятия (организации,  лица)–инвесторы;

- предприятия (организации,  лица), заинтересованные в кредитовании  со стороны данного предприятия;

- индивидуальные потребители  ТНП, производимых на предприятии;

- организации (предприятия), предлагающие новые технологии  или новые виды продукции для  организации производства;

- предприятия – конкуренты, производящие аналогичную продукцию;

- потенциальные конкуренты, способные организовать у себя  производство аналогичной продукции;

- другие физические и  юридические лица, а также их  группы.

Все множество экономических  объектов, оказывающих существенное влияние на деятельность предприятия, можно разделить на две группы. В первую входят те из них, для которых  результат их влияния зависит  главным образом от принимаемых  данным агентом решений. Например, потребитель  продукции может самостоятельно принять решение об отказе от закупок  продукции данного предприятия (такое решение может быть вызвано желанием перейти на другую продукцию или сменить поставщика из-за слишком высоких цен и т.п.).

Во вторую группу входят «агенты влияния», решения которых  не имеют адресного характера, т.е. не относятся впрямую к данному  предприятию, хотя и оказывают на него влияние. Так, если некоторое предприятие, изготавливающее оборудование предприятию, которое является поставщиком для  данного, подняло цены на свою продукцию, это вызовет повышение цен  по всей восходящей цепочке и в конечном счете серьезно изменит ситуацию на нашем предприятии. К таким же случаям относятся и разработка новых технологических процессов, форм и методов организации труда и т.д., а также формирование потребительских предпочтений на рынке производимых предприятием товаров широкого потребления.

В общем выражении задача любого предприятия в данной области  состоит в том, чтобы оказывать  эффективное влияние на процессы принятия решений всеми указанными экономическими агентами в своих  интересах.

Чтобы описать и классифицировать имеющиеся здесь возможности, перечислим составные части ситуаций принятия решений.

Условия принятия решения  включают следующие составляющие:

- совокупность исходных  данных, описывающих текущее состояние  проблемы;

- множество альтернатив,  среди которых нужно выбрать  одну или несколько;

- критерии сравнения  альтернатив по степени реализации  целей предприятия, где принимаются  решения;

- индивидуальные качества, склонности и цели конкретных  лиц, принимающих решение;

- ресурсы, выделяемые  для принятия решений (средства  на сбор дополнительных данных, проведение анализа, прогнозирование  последствий принятия решений  и т.д.).

Теперь видно, что для  достижения своих целей, т.е. для  принятия нужного решения, предприятие  может выполнить одно (или сразу  несколько) из следующих действий:

- создать такие условия  продажи продукции, получение  кредитов (низкие цены, высокие проценты  за кредит и др.) и т.п., которые,  будучи учтены в качестве исходной  информации для принятия решений,  делали бы преимущества решения  в пользу данного предприятия  самоочевидными;

- повлиять на критерии  сравнения альтернатив таким  образом, чтобы цели лица, принимающего  решения, были сближены с целями  данного предприятия;

- оказать влияние на  оценку исходной информации и  выбор решения путем воздействия  на индивидуальные склонности  и качества лиц, принимающих  решения. 

Иными словами, можно либо влиять на объективные исходные данные, либо на субъективные предпочтения лиц, принимающих решения, либо на процесс  их принятия.

В этом контексте следующим  образом классифицируются направления  деятельности предприятия по установлению связей с другими юридическими или  физическими лицами:

- коммуникация – влияние  на общественное мнение с помощью  рекламной и другой информационной  деятельности («паблик рилейшнз»);

- лоббирование – использование  активов, ресурсов и связей  предприятия для воздействия  на процесс принятия решений  в других предприятиях, организациях  и органах;

- интеграция – создание  условий взаимодействия предприятий,  при которых их интересы и  цели из разнонаправленных становятся однонаправленными.

Мы не будем рассматривать  особенности и методы организации  первых двух направлений деятельности предприятия в области содействия принятия решений экономическими агентами в его пользу – коммуникации и  лоббирования. Укажем только, что без них нормальное функционирование предприятия в рыночной среде немыслимо. Необходимо не только разрабатывать детальные планы коммуникационной и лоббистской деятельности предприятия, но и выделять соответствующие финансовые, материальные и людские ресурсы. При этом не следует думать, что лоббирование возможно только для очень крупных предприятий и в высших органах власти: лоббирование имеет место всюду, где участник одной «команды» негласно представляет интересы другой.

Практически любому достаточно крупному предприятию приходится вести  проработку вопросов коммуникации и  лоббирования (даже если само предприятие  и не осознает этот вид деятельности как самостоятельный), определять первоочередные точки, где принимаются важные для  деятельности предприятия решения, составлять программу (и смету) влияния  на исходные данные и процессы подготовки и принятия решений в этих точках.

Информация о работе Основы горизонтальной и вертикальной интеграции