Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание

Анализ роли государства в регулировании взаимодействия рыночной экономики и системы социальной защиты в нашей стране. Цели, задачи и функции социально-ориентированного государства.

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика рынка и рыночной экономики
§1.1. Понятие рынка
§1.2. Условия и причины возникновения рынка
§1.3. Функции рынка
§1.4. Понятие рыночной экономики
§1.5. Преимущества и недостатки рынка
Глава 2 Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации
§2.1. Социально-ориентированное государство цели, задачи, функции
§2.2. Социальная сфера общества: понятие, структура, механизм функционирования
§2.3. Особенности экономической деятельности организаций социальной защиты
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по экономике.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

      Использование этих принципов в государственной  политике сводится к фундаментальному принципу соответствия, согласно которому в совместной собственности общества более высокого уровня могут находиться только те материальные и финансовые ресурсы, которые невозможно реализовать на менее высоком уровне общности людей. В результате чего движение всех материальных и финансовых ресурсов выражается в виде двухстороннего процесса – обобществления и приватизации средств, которые регулируется государством.  Нарушение этого принципа приводит к негативным экономическим и социальным последствиям.

      Предложенные  принципы позволяют выявить сущностные черты социально-ориентированного государства. Знание правил функционирования социального государства недостаточно для их реализации в жизни, поскольку во многом определяющим в выборе типа социального государства являются объективные факторы.

      К основным факторам, влияющим на формирование типа социального государства и  соответствующей ему социальной экономики, относятся: политический, организационный, управленческий, социально-трудовой и системно-инструментальный факторы. 
 
 

§2.2. Социальная сфера  общества: понятие, структура, механизм функционирования

      Социальная  сфера общества

      На  протяжении длительного времени  российская экономическая наука  подразделяла национальное хозяйство на производственную и непроизводственную сферы, исходя из процессов создания, распределения и перераспределения национального дохода. К непроизводственной сфере относились такие отрасли как культура и искусство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. Термин «непроизводственный» объясняется тем, что данная сфера не только не возмещает использованные ресурсы, он и не производит материальную, имеющую самостоятельное движение продукцию.

        В настоящее время использование  понятий производственной и непроизводственной  сферы утратило свою актуальность, это связано с пересмотром  теоретических основ экономики,  действующей в рыночных условиях. Согласно экономической теории любая сфера деятельности является производительной, поскольку осуществляет производство различных благ, материальных и нематериальных. Под производством нематериальных благ подразумевается процесс создания духовных, интеллектуальных, культурных и иных ценностей. Результаты нематериального производства выступают в форме индивидуальных (образование, здоровье) или общественно полезных эффектов (повышение культурного уровня). Эти блага в зарубежной литературе называются общественными благами. Их предоставление осуществляется специальными институтами (организациями, учреждениями, исполнительными органами власти) в рамках социальной сферы.

      Социальная  сфера является относительно самостоятельной подсистемой общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы и отношения социальных субъектов, совершается общественное воспроизводство личности. Кроме того, это область деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. 

      Социальная  сфера российского общества включает:

      - объекты, производящие индивидуальные  физические и духовные блага  массового характера (это больницы, школы, вузы, спорт и др.);

      - объекты, производящие общественные  блага (например, театры, библиотеки);

      - объекты, производящие адресные блага наиболее нуждающемуся населению (социальные службы, органы опеки, приюты, детские дома и др.).

      Внутреннюю  структуру социальной сферы общества можно представить в виде схемы:

 
 

 

 
 
 
 

Рис. 5. Структура социальной сферы 
 

Рис. 5. Структура социальной сферы

      Социальная сфера является подсистемой общества, выступающей объектом управления со стороны социального государства.

      Государство, способное обеспечить благосостояние населения, базируется не только на  рыночной конкуренции, стимулирующей личную предприимчивость и многообразие экономической деятельности, но и на обеспечении прав и гарантий социальной безопасности жизни человека. Это утверждение Ю.Г. Одегова говорит о том, что одной из главных функций государства является социальная защита населения.

      Всем  известным фактом является то, что  переход к рыночным условиям хозяйствования резко обострил социальные противоречия. Не смотря на то, что действия государства  по реформированию общественной системы  направлены на активизацию развития экономики, которая должна обеспечить более высокий уровень жизни российского населения, объективные законы общественного развития говорят нам о том, что без решения социальных проблем и социального прогресса добиться действенных экономических результатов невозможно.

Основы  организации и  функционирования

  системы социальной  защиты в Российской Федерации

      В сложившейся ситуации государство  должно более ответственно подойти  к реализации своей социально-защитной функции, под которой понимается политика государства по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человека, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других обстоятельств.

      Это определение соответствует современному подходу к пониманию социальной защиты, сложившемуся в мире и рассматривающему права человека и самоценность его жизни как основу жизнедеятельности на Земле.

      Иногда  понятие социальной защиты ограничивают исключительно социальной помощью  государства нетрудоспособным и  другим социально слабым категориям населения. На самом деле это понятие гораздо шире, поскольку социальным рискам и негативным воздействиям среды, а также различным жизненным ситуациям подвержены все люди. 

      Социальная  защита – система мероприятий, осуществляемых обществом и его структурами по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни людей, а также обеспечивающих права и гарантии гражданам. Смысл и назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения или отдельным гражданам.

      Основные  цели социальной защиты населения включают:

      1) избавление граждан от абсолютной нищеты, под которой подразумевается ситуация, когда среднедушевой совокупный доход ниже прожиточного минимума;

      2) оказание материальной помощи  населению в экстремальных условиях;

      3) содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к  условиям функционирования рыночной экономики.

      Социальная  защита населения подразумевает  в настоящее время три основных направления деятельности, к ним относятся социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.

      В рамках социальной защиты в качестве самостоятельного направления деятельности можно выделить социальное обслуживание (поддержка). Оно понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, а также по осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      Согласно  Т.С. Пантелеевой и Г.А. Червяковой, к основным видам социального  обслуживания относятся:

      - адресная материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

      - социальный патронаж в стационарных  учреждениях, на дому или в  группах дневного пребывания  в центрах социального обслуживания (ЦСО);

      - предоставление временного приюта;

      - консультативная помощь по различным направлениям;

      - реабилитационные услуги и т.д. [11]

      В России социальная защита постепенно превращается в крупную отрасль  обслуживания населения и требует правового оформления статуса отрасли «социальная защита». Действительно, социальная защита обладает всеми критериями отрасли: единством социально-экономического назначения продукции (услуги по социальной защите); однородностью потребляемых ресурсов (информационных, финансовых, материальных); специфическим составом кадров (специалисты с социальным образованием).

      Рассмотрение  сущности социальной защиты позволяет  представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой.

      В рамках государственной социальной политики определяются приоритеты социальной защиты. В настоящее время  в Российской Федерации приоритетными являются:

      1. Социальная защита детей и  отрочества;

      2. Социальная защита трудоспособного  населения; 

      3. Социальная защита нетрудоспособных;

      4. Социальная защита семьи. 

      Эффективность механизма социальной защиты зависит  от влияния целого ряда факторов, прежде всего, экономического, политического  культурного и др. Действительно  в период преобразований в нашей  стране, сопровождающийся снижением объемов производства, уменьшением ресурсов государства, возможных к перераспределению, социальная защита сводится к обеспечению минимальных государственных стандартов по поддержанию выживания населения.

        К экономическим факторам следует  отнести низкие темпы роста производства отечественных товаров, теневой бизнес, а также ограниченные возможности формирования ресурсов для перераспределения их на социальные нужды.

      Факторы политического и культурного  развития общества являются определяющими  в выборе социально-экономической стратегии. Она должна заинтересовывать население в дальнейших поступательных преобразованиях в стране.

      В настоящее время наиболее активным из участников организации социальной защиты является государство. Оно предоставляет  социальные гарантии, которые выступают в трех видах:

      - выплаты, к которым относятся минимальная заработная плата, единая тарифная сетка бюджетников, социальные трансферты – пенсии, пособия, стипендии;

      - льготы по оплате коммунальных услуг, лекарствам, транспорту и т.п.;

      - бесплатные услуги – образование, здравоохранение, услуги социальных учреждений.

      Многообразие  социальных гарантий в России является не столько наследием прошлой  советской системы, сколько реакцией на рыночные преобразования и низкие доходы населения, не позволяющий россиянину иметь достаточный уровень потребления.

      В практической реализации социальной защиты населения принимают участие  несколько  субъектов: государство, хозяйствующие субъекты и юридические лица, действующие в пространстве гражданско-правовых отношений (фонды, ассоциации и т.д.) и индивиды.

      Объектами социальной защиты являются – индивиды, их группы (контингент, клиент, получатель, объект и пр.)

      Инструментом  предоставления гарантий у государства является бюджет, у хозяйствующих субъектов – доход, имущество; у индивида – личная самостоятельность и личная собственность.

      В настоящее время государство  взяло на себя целый ряд социальных обязательств перед населением. С  точки зрения экономического обеспечения  этих обязательств важно их классифицировать. Но прежде чем это сделать, из состава социальных обязательств следует исключить гарантируемые законодательством обязательства социального характера, которые не требуют для своего исполнения дополнительного бюджетного финансирования. К ним относятся, например, обязательства по обеспечению нормальной продолжительности рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях, продолжительности рабочей недели, предельному количеству сверхурочных работ и т. п.

      Классификация социальных обязательств государства:

Информация о работе Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации