Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание

Анализ роли государства в регулировании взаимодействия рыночной экономики и системы социальной защиты в нашей стране. Цели, задачи и функции социально-ориентированного государства.

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика рынка и рыночной экономики
§1.1. Понятие рынка
§1.2. Условия и причины возникновения рынка
§1.3. Функции рынка
§1.4. Понятие рыночной экономики
§1.5. Преимущества и недостатки рынка
Глава 2 Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации
§2.1. Социально-ориентированное государство цели, задачи, функции
§2.2. Социальная сфера общества: понятие, структура, механизм функционирования
§2.3. Особенности экономической деятельности организаций социальной защиты
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по экономике.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

      1 признак: По необходимости исполнения все социальные обязательства государства могут быть разделены на безусловные и условные.

      2 признак  - отраслевой. В этом случае, следуя логике Министерства труда и социального развития РФ, использованной им при группировке основных социальных гарантий, которые предоставляются государством населению России, целесообразно разделить их на социальные обязательства в областях:

  1. трудовых отношений и оплаты труда;
  2. условий и охраны труда;
  3. занятости;
  4. пенсионного и других видов социального обеспечения;
  5. государственного социального страхования;
  6. поддержки семей с детьми;
  7. поддержки учащихся различных категорий (от учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования до аспирантов и докторантов);
  8. поддержки других категорий населения;
  9. здравоохранения, образования, культуры.

      3 признак - по своему назначению социальные обязательства государства разделяются на прямые и инфраструктурные.

      4 признак - по временной продолжительности социальные обязательства государства могут быть разделены на постоянные и временные.

      5 признак -  по типу затрат на  выполнение социальных обязательств могут быть разделены на:

      а) авансируемые, ресурсы для обеспечения которых формируются на страховых принципах до их фактического финансирования (государственные трудовые пенсии, пособия по безработице и т. п.);

      б) затратные, которые финансируются в соответствии с действующим законодательством о социальной защите (государственные социальные пенсии, пенсии по инвалидности и т. п.) и государственным бюджетом на очередной год (например, финансирование некоммерческих проектов по статье расходов “социально-культурные мероприятия” и др.);

      в) окупаемые, типичным примером которых является ныне действующее в России единое ежемесячное пособие на детей от 3 до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет.

      6 признак- по принципу финансирования социальные обязательства государства разделяются на две группы.

    В первую из них входят социальные обязательства, финансируемые на основе страховых  принципов из ГВФ.

    Ко  второй группе социальных обязательств государства относятся финансируемые непосредственно из государственного бюджета.  

§2.3. Особенности экономической  деятельности организаций социальной защиты

    Предметом экономики организаций  социальной сферы являются закономерности использования, направляемых в данную сферу материальных, финансовых и трудовых ресурсов, для получения общественно значимых социальных результатов, а также основы функционирования специальных институциональных структур, занимающихся социальным управлением.

    Экономика организаций социальной сферы определяется общими категориями  экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. Материальное производство осуществляется промышленными предприятиями и организациями. Это в основном коммерческие организации, выпускающие товары и продукцию с целью получения прибыли.

    Процессы  распределения и  перераспределения произведенных продуктов регулируются государством. При этом социально-защитную функцию государства берут на себя организации, так называемого третьего сектора экономики. Их деятельность проявляется в большей степени в фазе распределения и потребления общественных благ. Под общественным благом мы будем понимать общественно-полезную ценность. 

    Эти организации являются некоммерческими, т.е. не преследуют в качестве основной цели получение прибыли, а сосредоточены на оказании услуг социального характера для всех нуждающихся. Они оказывают услуги по уходу за больными, пенсионерами, предоставляют психологическую помощь и др., т.е. помогают организовать отдельные этапы потребления конечных социальных и материальных услуг. 

    К особенностям деятельности некоммерческого сектора относятся:

    - Неприбыльный  характер оказания  услуг;

    - Организация деятельности за счет пожертвований и взносов, помимо государственного бюджета, но при условии соблюдения ряда обязательных условий.

    Сегодня некоммерческие организации выполняют многие социально значимые функции, главными из которых являются:

    1. Функция обслуживания, которая заключается в удовлетворении различных общественных, групповых и индивидуальных потребностей.

    2. Функция хранения и передачи социально значимых ценностей.

    3. Функция «сцепления» общества. НКО создают и поддерживают накопление «социального капитала» в виде социальных норм, принятых в обществе, организуют социальные сети взаимопомощи, создают условия для координации действий людей ради взаимной выгоды.

    Экономика организаций социальной сферы, в том числе  социального обеспечения, как самостоятельное научное направление строится на основе специфических принципов и осуществляется с помощью специальных методов работы.

    Принципы  экономики социальной работы – это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения.

    Различают общие и специфические принципы экономики социальной работы.

    К общим принципам относятся:

    - Принцип гуманизма;

    - Принцип социальной справедливости;

     Принцип общественной целесообразности;

    - Принцип экономической эффективности.

    - Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения;

    - Принцип экономической самостоятельности местных органов власти

    К специфическим принципам  экономики социальной работы относятся:

    - принцип адресной помощи, который  направлен на оказание социальной  помощи конкретному человеку.

    - экономической эффективности социальных  мероприятий;

    - принцип результативности и полезности социальной помощи и т.д.

    Направленность  социальной работы на конкретного человека (личность) требует выбора наиболее эффективных методов работы, к которым относятся:

  1. Социально-экономические методы – это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. К ним относятся социальное планирование и нормирование ресурсов, введение системы минимальных социально-экономических гарантий (определение min оплаты труда и прожиточного минимума), разработка системы государственных пособий и др.
  2. Методы социального анализа, которые включают:

- метод нормативного  анализа, который  связан с изучением  и определением  научно обоснованных социально-экономических стандартов и нормативов (допустимого уровня безработицы и бедности, оптимального размера пенсий и пособий и т.д.);

- позитивный анализ  исследует взаимосвязи  экономических явлений  (уровень инфляции и качество жизни);

- экономико-математическое  моделирование позволяет  определить причины  и закономерности изменения экономических процессов и их последствий;

- прогнозирование  социальных процессов  и явлений позволяет  выявить и оценить  грядущие перемены в обществе, развитие социальных процессов, возможные социальные явления.

    Механизм  функционирования организаций  социальной защиты

    Механизм  функционирования некоммерческой организации  можно представить виде схемы

    

Рис. 6. Механизм функционирования организации

    Содержание  входа и выхода некоммерческой организации  задается внешней средой:

    Во-1-х, необходимостью получения и предоставления индивидам общественных благ;

    Во-2-х, государственной законодательной  и финансовой поддержкой.

    Жизнедеятельность некоммерческой организации состоит  из трех взаимосвязанных процессов:

    - получение ресурсов из внешней  среды;

    - использование ресурсов для достижения цели организации, т.е. производство конкретного вида социальной услуги;

    - передача результата во внешнюю  среду.

    Если  хотя бы один из процессов нарушается, существование организации социальной сферы становится невозможным.

    Для производства нематериальных услуг  необходимы такие виды труда, которыми люди пользуются в процессе потребления продукта и которые не входят в его непосредственное производство, то есть производство и потребление совпадают, а виды труда исчезают в самый момент их выполнения. Эти услуги принято считать потребительскими, их целевой функцией являются полезные эффекты услуг, но обусловленные личными, в основном физиологическими потребностями человека. Такие услуги наряду с экономическими результатами обеспечивают немалые социальные эффекты.

    Услуги  по социальному обслуживанию относятся  к потребительским услугам, их особенность определяется тем, что оказание такой услуги зависит от потребности в ней у конкретного человека. Следовательно, формирование потребностей является основой оказания такой услуги.

  Кроме того, особенности производства услуг  определяются такими факторами как:

  1. Наличием индивидуального потребителя или групп потребителей;
  2. Необходимостью организации процесса обслуживания;
  3. Сезонными колебаниями в потреблении некоторых услуг социального обеспечения (услуги домов ночного пребывания);
  4. Качеством обслуживания;
  5. Разнообразными технологическими процессами предоставления социальных услуг;
  6. Срочностью услуг и не взаимозаменяемостью. Например, услуги социальной помощи по телефону доверия.

    Производство (процесс оказания услуг) требует  планирования материально-финансовых, трудовых информационных ресурсов. Кроме  того, плановая деятельность организации  должна учитывать возможности реализации основных положений социальной политики государства и региона. 
 
 

Заключение

      Экономические основы деятельности органов системы  социальной защиты населения представляют собой отрасль знаний об экономических  отношениях между членами общества и законами экономической системы государства, а также способностью государства регулировать эти отношения.

      Средства  на социальную защиту и поддержку  поступают в большей своей части из государственного бюджета, который формируется на основе налогов, взимаемых со всех работающих членов общества и юридических лиц. Благосостояние людей, их социальное развитие является основой эффективного производства, поэтому существование организаций, оказывающих социальные услуги, экономически оправдано.

Информация о работе Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации