Особенности государственного регулирования экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики.
Объектом исследования является российская экономика.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах;
- определить методы и направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;
- определить роль государственного регулирования в экономике современной России;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основы государственного регулирования экономики ………….. 5
1.1. Сущность и необходимость государственного 5
регулирования
1.2. Цели и задачи государственного регулирования ………….. 6
Глава 2. Направления, средства и методы государственного 8
регулирования экономики
2.1 Методы и инструменты государственного 8
воздействия на экономику
2.2 Основные направления государственного 11
регулирования
Глава 3. Особенности государственного регулирования экономики в 17
России
Заключение ………………………………………………………………….............. 24
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы...…………... 25

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая оли.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)


4

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                             ……………………………………………………………………….     3

Глава 1.                             Основы государственного регулирования экономики …………..     5

                                        1.1. Сущность и  необходимость государственного                            5

                           регулирования

                                   1.2. Цели и задачи государственного регулирования …………..     6

Глава 2.                             Направления, средства и методы государственного                         8 

                            регулирования экономики

              2.1 Методы и инструменты государственного                                    8

воздействия на экономику

                                          2.2 Основные направления государственного                                    11

                  регулирования

Глава 3.               Особенности государственного регулирования экономики в          17              

                             России

Заключение …………………………………………………………………..............     24

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы...…………...   25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. 

Регулирующие функции государства в рыночной экономике приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению.

Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка.

Целью моей работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики.

Объектом исследования является российская экономика.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах;

- определить методы и направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;

- определить роль государственного регулирования в экономике современной России;

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Сущность и необходимость государственного регулирования

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Объективные условия государственного регулирования макроэкономики.

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов[1].

Рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против трех тяжелых болезней — монополии, инфляции и спадов деловой активности. Сама, за счет своих внутренних резер­вов она с ними справиться не может. Если государство остается безучастным, болезни начинают прогрессировать, нанося немалым экономический и социальный ущерб. Поэтому необходимо вмешательство государства в рыночную экономику.

1.2 Цели и задачи государственного регулирования

В государственном регулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные.

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других.

Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель - обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт - может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план.

Государство обеспечивает правовую основу жизни и общественную атмосферу, которые способствуют наибольшей эффективности рыночной системы:

                   государство обеспечивает сохранность статуса частной собственности, защищает товаропроизводителей;

                   регулирует отношения между производителями и потребителями;

                   регулирует отношения между работодателями  и наемными работниками и принимает соответствующие законы о труде;

                   отслеживает выполнение налогового законодательства;

                   вводит определенные стандарты (например, измерение веса и размера услуг);

                   создает денежную систему;

                   разрабатывает рыночное законодательство и обеспечивает его выполнение.

К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами государственного регулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 Методы и инструменты государственного воздействия на экономику

Важный компонент механизма — его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государ­ственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на эконо­мику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введе­ние лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных парамет­ров хозяйственной деятельности (минимального размера уставно­го капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, веде­ния и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются фор­мализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйству­ющими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие инте­ресов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное нало­гообложение и др. Эти методы могут быть как формализованны­ми, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процес­сы формирования ими целей экономической деятельности, явля­ются средообразующими.

По способу применения различают методы прямого и косвен­ного воздействия.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулиро­вание экономики, при котором государство в инициативном поряд­ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает про­филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж­дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци­ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра­тивное разделение монополистических объединений; принудитель­но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ­ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По­средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспече­ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци­ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра­хование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (по­мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали­дам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре­дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно­го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэкономическую (вве­дение системы тарифов и квот) политику госу­дарства.

Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики госу­дарства.

Косвенное регулирование осуществляется, прежде всего, через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэко­номическую политику государства.

Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные нало­говые льготы.

Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в России