Особенности государственного регулирования экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики.
Объектом исследования является российская экономика.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах;
- определить методы и направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;
- определить роль государственного регулирования в экономике современной России;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основы государственного регулирования экономики ………….. 5
1.1. Сущность и необходимость государственного 5
регулирования
1.2. Цели и задачи государственного регулирования ………….. 6
Глава 2. Направления, средства и методы государственного 8
регулирования экономики
2.1 Методы и инструменты государственного 8
воздействия на экономику
2.2 Основные направления государственного 11
регулирования
Глава 3. Особенности государственного регулирования экономики в 17
России
Заключение ………………………………………………………………….............. 24
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы...…………... 25

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая оли.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор спе­циализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обо­роне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансиро­вания. Размеры российского госсектора за про­шедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.

Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микро­биологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промыш­ленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отмет­ки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.

Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффек­тивность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправ­данными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударствен­ного секторов промышленности.

Таблица 1

Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности (в %)             

Отрасль промышленности

Относительная производительность труда

Относительная фондоотдача

Интегральная эффективность

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Вся промышленность

67,8

105,6

84,9

102

76,3

103,8

В том числе:

 

 

 

 

 

 

электроэнергетика

89.4

101.2

131

97.6

110.2

99.4

топливная

28.7

111.2

81.3

100.9

55

106.1

черная металлургия

45.6

103.3

66,7

101,4

56,1

102,3

цветная металлургия

93,4

101,3

57,4

115,9

75,4

108,6

химическая и нефтехимическая

55,2

107,6

59,3

106,4

57,2

107

машиностроение и металлообработка

96,3

101

101,5

99,6

98,9

100,3

лесная, дерево-обрабатывающая и целлюлозно-бумажная

49,5

105,9

547

104,8

52,1

105,3

производство строительных материалов

72,9

101,7

66,2

102,4

69,5

102

стекольная

38,6

102,8

23

106,2

30,8

104,5

легкая

79

101,4

87,5

100,7

83,3

101,1

пищевая

71

103

53,2

106,6

62,1

104,8

микробиологическая

96,6

102,4

81,5

117,9

89,1

110,2

мукомольно-крупяная и комбикормовая

69,1

106,7

68

107,1

68,5

106,9

Медицинская

86,3

103,1

67,8

109,8

77,1

106,4

Полиграфическая

109,6

91,2

88,4

117

99

104,1

 

Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.

Можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди которых оказывается только электроэнергетика;  отрасли с умеренной эффективностью этого секто­ра (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машино­строение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффек­тивности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.

Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударствен­ного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенден­циями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.

Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий госу­дарственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно бы­стро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.[7]

Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государственного сек­тора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестицион­ного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается пара­докс в области государственной политики: масштабная приватизация, призван­ная стабилизировать общехозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухуд­шение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изна­чально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых от­раслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыль­ные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.

              Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть ос­новные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддер­жания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными ме­тодами, но и планово-экономи­ческими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления госу­дарственным сектором, который должен быть флагманом проведения государ­ственной экономической политики.[8]

Таким образом, стратегия реформирования должна базироваться на обеспечении ряда следующих фундаментальных условий:

1.     Наличие законодательства, гарантирующего кождому гражданину все общепризнанные права личности, защиту жизни, свободы и достоинства не только от преступности, но и от посягательств властей. Реальное обеспечение свободы в выборе места проживания. Вида деятельности, размещения своих средств в любой поддерживаемой обществом вфере экономики; обеспечение социальных гарантий всем, кто в них нуждается;

2.     Равенство перед законом вех граждан независимо от занимаемых ими постов. Сужение возможностей безнаказанно совершать противозаконные действия – первая стратегическая цель любой программы социальных преобразований;

3.     Открытость для общественности социально-экономической политики государства и мер по её реализации, контроль за действиями властей. Общество должно знать, что делают руководители для выполнения своитх обещаний, оценивать эффективность проводимых мероприятий;

4.     Полная и открытая информация о размерах и источникмах доходов в первую очередь высши чиновников и крупнейших предпринимателей. Понятно, что функции контроля монгут выполнять в полной мере лишь неправительственные организации (создаваемые общественностью, оппозиционными партиями с участием средств массовой информации);

5.     Восстановление утраченных функций долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития. Это позволит сформулировать долгосрочную социально-экономическую политику, чётко представить, каковы будут последствия для России тех или иных размеров ассигнований на воспитание, обрзование, науку и культуру, к чему приведёт изменение заработной платы отдельных категорий работников;

6.     Социальные гарантии для всех граждан, если они либо не могут заниматься трудовой деятельностью, либо способны к таким её видам, эффективность которых недостаточна даже для жизнеобеспечения.

7.     Формирование единой системы правил экономического поведения. Суть их заключается в том, чтобы основным источником дохода любого эффективного хозяйственного субъекта стала его общественно полезная деятельность. И чем более она полезна обществу, тем больший доход этот субъект должен получать.

8.     Создание адаптированных к условиям рынка экономических механизмов, связанных с охраной окружающей среды и рентными платежами. Очевидно, что сами хозяйственные субъекты никогда не согласятся выплачивать средства, соответствующие этим оценкам. Ибо это прямо снижает их текущие доходы. Поэтому введение в хозяйственный механизм соответствующих платежей – дело государственных органов управления.

9.     Особые правила хозяйствования для монополий. Необходимо использовать либо прямое централизованное планирование и ценообразование, либо жёсткий государственный контроль над ценами и объёмами выпуска продуктов и услуг, над уровнем заработной платы работников. Большой опыт нашей страны по централизованному планированию и управлению позволяет сравнительно легко решить эту задачу. Следует наказывать монополистов, не допускающих конкуренции и перелива капиталов в свою отрасль, причём штрафные санкции должны превышать размер монопольного дохода.

10.   Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

Но, прежде всего, необходимо добиться немедленной и полной ликвидации задолженностей по всем видам выплат населению – заработной плате, пенсиям и пособиям. При этом предприятия и организации в обязательном порядке должны регулярно выплачивать полную заработную плату вместе со всеми социальными отчислениями. 

Далее нужно установить прямую жёсткую взаимосвязь доходов государственных руководителей всех уровней с доходами всех остальных лиц состоящих на государственной службе, единую «Табель о рангах». Единственным способом быстрого повышения дохода конкретного чиновника может быть лишь продвижение по служебной лестнице  и соответственно по разрядам «Табели о рангах». Повышение же дохода в рамках одного разряда должно происходить у всех государственных служащих по мере экономического роста. Это позволит напрямую связать экономические мотивации руководителей с интересами населения и результатами развития экономики станы в целом, а также даст ход мерам по ликвидации нетрудовых доходов и другим назревшим преобразованиям.

Следует восстановить социальные гарантии. Это – фонд национального имущества и его арендная эксплуатация; национальный дивиденд как обеспеченный самым надёжным инвестированием, практически неотчуждаемый (защищённый законом от покушений с любой стороны – правительства и других властных структур, хозяйствующих субъектов, любых юридических и физических лиц, включая самого пользователя) источник дохода каждого гражданина; внебюджетный Пенсионный фонд как генеральный контролёр и институциональный инвестор, отвечающий за сохранность и приумножение этих базовых источников личного благосостояния. Эти гарантии надёжно защищают достойный образ жизни ослабленных категорий населения, ибо состояние нетрудоспособности, экономической неактивности – неизбежная фаза жизненного цикла каждого человека.

Экономическое восстановление России придётся начинать с  «восстановительного перераспределения», так как достаточной внешней помощи не предвидится, то нет другого выхода, как для поддержки пострадавшего населения использовать огромные доходы тех, кто нажился на грандиозном переделе народного достояния (трансферты – переадресация дохода). Для этого нужно проверять источники их обогащения и принимать правовые санкции, во всех конкретных случаях противоправного  обогащения включая неуплату налогов. При отсутствии правонарушений – взимать налоги, в остальных случаях применять конфискации, штрафы, компенсации ущерба и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.

На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:

Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государст­во должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функциони­рования систем социальной защиты и социального обеспечения.

Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в России