Особенности экономического развития развивающихся стран, входящих в БРИК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 06:00, курсовая работа

Описание

До начала XX века можно говорить, с отдельными исключениями, о подавляющем господстве в сфере общественного производства первичных его отраслей (сельское и лесное хозяйство, добывающие отрасли промышленности). В предвоенные и послевоенные годы (середина XX века) непрерывно росла доля вторичных отраслей общественного производства (обрабатывающие отрасли промышленности и строительство) и уменьшалась доля первичных отраслей в ВВП (ВНП) промышленно развитых стран.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)

    Россия  заинтересована в том, чтобы сотрудничество стран БРИК стало важным фактором многосторонней дипломатии, вносило  весомый вклад в укрепление многополярности, способствовало формированию коллективного лидерства ведущих государств мира.

    3 Экономическое положение  стран БРИК

    • 3.1 Бразилия

        В абсолютном исчислении ВВП Бразилии составил в 2009 году:

        общий - 1,775 трлн долларов

        на  душу населения - 9342 долларов [23]

        Средняя плотность населения: 21,5 чел./км2

        Городское население: 83,1

        Возрастной  состав населения:

        младше 15 лет - 25,8 %;

        15-65 лет - 68 %;

        старше 65 лет - 6,2

        Естественный  прирост населения: 10,5 %

        Продолжительность жизни:

        мужчин - 68 лет;

        женщин -76,1 года

        Занятость трудоспособного населения:

        сельское  хозяйство -20 %;

        промышленность - 14 %;

        сфера услуг - 66

        Состав  ВВП:

        сельское  хозяйство - 10 %;

        промышленность -39,4 %;

        сфера услуг - 50,6%

        [24]

        Бразилия  самая западная и развитая из стран  БРИК. Страна, известная на весь мир  фотографиями нищеты и трущоб, сегодня заявляет, что количество владельцев собственного жилья относительно всего населения Бразилии самое высокое среди стран БРИК. Последние  годы были весьма удачными для бразильских потребителей. После многолетней гиперинфляции благосостояние бразильцев быстро растет, благодаря выстраданной макроэкономической стабильности и социальной поддержке, которую государство оказывает представителям беднейших слоев населения.

        "Впервые  за всю новейшую историю Бразилии  численность населения среднего класса увеличилась, а индексы потребления среди беднейших представителей общества значительно повысились", - рассказывает Марлин Брегман, директор по марктинговым услугам компании Leo Burnett Publicidade. "И эффект от происходящих перемен - огромный. Речь идет о 20-30 миллионах человек, которые, наконец становятся потребителями или потребляют больше товаров, чем раньше".

        Как это ни парадоксально, но рост численности  потребительского класса продолжается даже, несмотря на то, что в последние  годы экономический рост в Бразилии замедлился. В действительности темпы экономического роста в Бразилии весьма умеренные по сравнению с другими странами БРИК. Да и по ряду других показателей между Бразилией и Россией, Индией и Китаем больше различий, чем сходств. Прежде всего, Бразилия - самая европеизированная страна четверки, с наиболее развитым рынком маркетинговых и коммуникационных услуг. Здесь достаточное количество талантливых специалистов, создающих рекламу, которая получает призы на мировых фестивалях и конкурсах [25]

        На  сегодняшний день средний класс  составляет около 35% от всего 180-миллионного  населения Бразилии. Вот лишь один из красноречивых показателей: с 1999 по 2007 гг. использование кредитных  карт возросло на 200%. В Бразилии самое  большое количество автовладельцев по сравнению с другими странами БРИК, и местные потребители не ограничиваются покупкой предметов первой необходимости и желают иметь более сложную технику, а именно сотовые телефоны и компьютеры. (Любопытно, что Бразилия отстает от Китая и России по количеству владельцев персональных компьютеров).

        Бразильский медиарынок - это соглашение, поддерживаемое двумя крупнейшими в стране владельцами  СМИ, которые не желают пускать в  Бразилию международные медиакомпании.

        И хотя более развитая экономика Бразилии растет не столь стремительно, как объем экономики других стран БРИК, мультинациональные компании, инвестировавшие в бразильскую экономику, уже были вознаграждены. Бразилия была первой зарубежной страной, на рынок которой рискнула выйти компания Nestlе. Эксперимент был настолько удачный, что вдохновил руководство компании на создание первого международного бренда Nescafe. (На сегодняшний день Nestle является крупнейшим в стране производителем продуктов питания).

        "Крупнейшим  брендом в Бразилии является бренд Omo (моющее средство), который даже превосходит по распространенности бренд Coke", - рассказывает Тревор Горин из компании Unilever, которая, по его словам, работает в Бразилии уже более 75 лет. "Так что бренд Omo считается уже не импортным, а Бразильским национальным. То же самое можно сказать и о бренде Dove. Это фантастическое достижение для рекламодателя, если люди начинают считать его бренд частью национальной потребительской культуры".

      • 3.2 Индия

          ВВП Индии составил в 2009 году:

          номинальный - 1,236 трлн долларов;

          по  паритету покупательной способности (ППС) - 3,526 трлн долларов;

          на  душу населения по ППС - 2940 долларов

          Средняя плотность населения: 330,7 чел./км2

          Городское население: 28,4 %

          Возрастной  состав населения:

          младше 15 лет - 30,8 %;

          15-65 лет - 64,2 %;

          старше 65 лет - 5 %

          Естественный  прирост населения: 14 %

          Продолжительность жизни:

          мужчин - 63,6 года;

          женщин - 65,5 года

          Занятость трудоспособного населения:

          сельское  хозяйство -60 %;

          промышленность - 17 %;

          сфера услуг - 23 %

          Состав ВВП:

          сельское  хозяйство - 24,9 %;

          промышленность -26,9 %;

          сфера услуг - 48,2 %

          [26]

          Индия - это такая страна, которая даже Спилбергу не снилась в самых  невероятных снах", - говорит Колвин Харрис, президент компании JWT India. "Приезжайте в Индию, и эта страна удивит вас многократно".

          Трудно  представить то, с какой скоростью  меняется местный социальный фон. Каких-то двадцать лет назад более 90% индийцев вынуждены были выживать менее чем  на один доллар в день, а сегодня  в стране проживает больше миллионеров, чем в США. По данным компании McKinsey & Co., уровень бедности сократился с 93% населения страны до 54%. Восприятие страны, сильно подпорченное фотографиями беднейших сельских поселений и городских трущоб, вытесняют новые современные здания, которыми застроен Бангалор, индийская силиконовая долина [27].

          И хотя сверхскоростные темпы роста  китайской экономики потрясли воображение  и захватили умы международных  производителей, зарождающаяся революция  в Индии в долгосрочной перспективе  принесет еще более впечатляющие результаты. По оценкам инвестиционного банка Goldman Sachs, в ближайшие несколько лет Индия обгонит все страны БРИК по темпам экономического роста, а к 2032 году подвинет Японию и станет второй страной в мире по объемам экономики.

          По  мнению некоторых аналитиков, из всех стран БРИК в Индии имеется самый большой потенциал для формирования стабильного среднего класса. Индийцы тратят большие деньги на образование, а благодаря умелому использованию экономических знаний, удалось сократить разрыв между беднейшими и богатейшими представителями населения, на котором столетиями строилось социальное расслоение [27]. В конце 90х гг. в стране произошел уход от социализма, экономика приобрела капиталистические черты, и стала более восприимчивой к идеям свободного рынка. В стране возобладала парламентская форма правления и договорное право. Однако, пожалуй, самым очевидным аспектом социальных изменений, произошедших в Индии, является энергия и оптимизм индийской молодежи: на сегодняшний день половина населения Индии - это молодежь в возрасте до 25 лет.

          "Чем  раньше люди осознают, насколько  молодо население страны, тем  более успешный бизнес они  смогут здесь построить", - убежден  Анил Капур, региональный президент  компании DraftFCB в странах Азии/Тихоокеанского  региона и Африки. "В Индии живет много счастливых людей, с уверенностью смотрящих в будущее. Экономика быстро развивается, рынки постоянно растут. Индия - поистине страна неограниченных возможностей, т.е. мечта производителя".

          С ним соглашается Прасоон Джоши из сети McCann: "Индия постепенно заявляет о себе, как все более самоуверенная страна. Раньше люди могли только мечтать о том, что теперь стало вполне возможным. . . Побуждение желаний и стремлений посредством продуктов - раньше практиковалось как мантра. В современной Индии потребители очень уверены в себе. Они хотят слышать только достижимые обещания", - говорит Джоши.

          В настоящее время численность  среднего класса в Индии составляет 50 миллионов человек. Однако по оценкам McKinsey, к 2025 году вырастет до 583 миллионов, и составит 40% населения страны. А еще 20 лет назад большая часть населения страны полностью зависела от государственных субсидий, которых хватало только на то, чтобы не умереть с голода.

          Для международных компаний-производителей  индийский рынок предлагает ряд преимуществ, которых нет ни в Китае, ни в России. Несмотря на многоязычность индийского народа, большое распространение имеет английский язык благодаря колониальному прошлому страны [27]. В информационном плане Индия является богатейшей страной - отчасти это связано с высоким уровнем развития IT-технологий. Болливуд оказывает большое влияние на производственные технологии и исследовательские работы. Индийская Ассоциация рекламных агентств была основана еще 75 лет тому назад, а индийскому Бюро по контролю за тиражами газет и журналов 70 лет. Поэтому в стране уже давно сформировался класс рекламных профессионалов.

          В Индии ошеломляющее множество всевозможных СМИ. Агентство MindShare, входящее в состав холдинга WPP, осуществляющее закупку средств распространения рекламы для Unilever, имеет прочные позиции на рынке СМИ и контролирует более 40% оборота в сфере закупки средств рекламы. По оценкам агентства Lowe Lintas в Индии около 300 телевизионых каналов, 12 000 газет, 60 000-65 000 журналов, 12 000-13 000 кинотеатров и 1 000 радиостанций. При этом почти 65% населения страны проживает в сельской местности, а шесть из 10 потребителей по-прежнему не имеют доступа к средствам массовой информации.

          Такое большое количество разнообразных  СМИ подчеркивает языковое разнообразие индийской нации. В стране 22 официальных языка, но самым распространенным является хинди. По словам Ашиша Бхасина, регионального директора по интегрированному маркетингу в компании Lowe Lintas, чтобы охватить сельские районы Индии производителем необходимо будет иметь дело с 16 языками и более чем 2000 диалектами. "Отдельные части Индии больше похожи на самостоятельные государства. Север страны очень сильно отличается от юга. Здесь преобладают совершенно другие расы и этнические группы. Все это очень сложно". Чтобы преодолеть эти сложности, в компании Lowe Lintas задействованы 10 000-15 000 сотрудников, занятых разъездной работой. В агентстве накоплена обширная база географических данных по 650 районам, 4 500 городам и 6 000 поселкам Индии. На основании этих данных были созданы цифровые карты для производителей, которые, по мнению Бхасина, по своей точности превосходят географические карты, используемые национальной армией Индии.

          Несмотря  на все усилия, направленные на облегчение трудностей, ведение бизнеса в Индии по-прежнему сопряжено с рядом серьезных проблем. Одним из наследий социалистического прошлого является строгий контроль за иностранными инвестициями и серьезные ограничения в сфере торговли.

          "Когда  вы приезжаете в Индию, национальная инфраструктура приводит вас в ужас", - признается Анил Капур из DraftFCB. "Уровень технического и аппаратного оснащения в стране по-прежнему оставляет желать лучшего, в то время как уровень развития программных средств - потрясающе высокий. Хорошей новостью является то, что в стране проживает почти 20% населения мира. А плохая новость заключается в том, что перед страной лежит еще долгий путь развития. Но чтобы пройти его, Индии потребуется всего каких-нибудь 10-15 лет".

          Отчёт, подготовленный Тушаром Поддаром и Евой И, даёт понимание «Возрастающей способности Индии к росту». Отчёт показывает обновленные числа проектирования, приписанные возрастающим тенденциям роста Индии за прошлые четыре года. Голдман-Сакс утверждает, что «влияние Индии на мировую экономику будет больше и более быстрым чем подразумеваемый в нашем ранее изданном исследовании БРИК». Они отметили существенные области научных исследований и развития, и экспансию, которая приведёт к процветанию растущего среднего класса.

          «У  Индии есть 10 из 30 наиболее быстро растущих городских областей в мире и, основываясь на происходящих тенденциях, мы оцениваем, что массивное число в 700 миллионов человек двинутся в города к 2050. Это будет иметь существенное значение для спроса на городскую инфраструктуру, недвижимость и услуги.»

          В пересмотренных числах 2007 года, основанных на увеличенном и удерживающемся росте, большом притоке в иностранном  прямом инвестировании, Голдман-Сакс предсказывает, что «с 2007 до 2020, валовой внутренний продукт Индии на душу населения, выраженный в долларах США, будет учетверён» и что индийская экономика превзойдет Соединённые Штаты к 2043. Это говорит о том, что эти четыре страны как группа настигнут G7 к 2032 году.

        • 3.3 Китай
         

            Как показывают данные, распространенные Государственным статистическим управлением Китая (ГСУ), в 2009 году ВВП Китая составил:

            33 трлн. 535,3 млрд. юаней (4,91 трлн. долл. США);

            На  душу населения - 3 546 долларов

              Вполне вероятно, что Китай опередит  Японию и по общегодовым показателям,  что может послужить толчком для сейсмического сдвига в мировой экономике. [28]

            Занятость трудоспособного населения:

            сельское  хозяйство - 49 %;

            промышленность - 22 %;

            сфера услуг - 29 %

            Состав  ВВП:

            сельское  хозяйство - 14,4 %;

            промышленность -53,1 %;

            сфера услуг - 32,5 %

            Средняя плотность населения: 134,8 чел./км2

            Городское население: 38,6 %

            Возрастной  состав населения:

            младше 15 лет - 21,4 %;

            15-65 лет - 71 %;

            старше 65 лет - 7,6 %

            Естественный  прирост населения: 6,2 %

            Продолжительность жизни:

            мужчин - 70,6 года;

            женщин - 74 года 

            [29]

            Еще пятнадцать лет назад рекламный  бизнес в Китае практически отсутствовал. А в прошлом году компания Xinhua Finance Media, принадлежащая американскому  бизнесмену Фреди Бушу, начала скупать  рекламное место и время в  мобильных системах, наружную рекламу и производственные фонды для ее изготовления, чтобы полностью сконцентрироваться исключительно на высоко-обеспеченных китайских потребителях, имеющих в распоряжении свободные средства не менее 138тыс. долларов. Численность этой категории потребителей в Китае в настоящее время составляет 140 миллионов, и в ближайшее время ряды китайских богатеев могут увеличиться еще на 365 миллионов человек.

            В 2008 году по объемам ВВП Китай занял  третье место в мире, и впервые  в современной истории главным двигателем мирового экономического роста стал потребительский спрос не в США, а в Китае.

            Сегодня в Китае расположено 163 города, население  которых превышает 1 миллион человек. Для сравнения в Западной Европе городов-миллионников 24, а в США всего 12. Крупнейшие производители уже выходят за границы самых богатых районов страны, и переключают свое внимание на районы второго и третьего уровня обеспеченности, что еще сильнее осложняет структуру рынка, который и без того уже является самым трудным среди региональных рекламных рынков [27].

            Рост  финансовой мощи страны достиг критического уровня: по данным R3 китайскому рынку  была отведена главная роль в выводах  последних обзорах мировой деятельности таких компаний как Nokia, Johnson & Johnson, Dell, Samsung и Wrigley. Для многих производителей Китай стал центром развития своих продуктов, и некоторые из этих инноваций воплощаются в глобальных масштабах.

            В последние годы западные автопроизводители  получают большие доходы в Китае. Сегодня Китай стал вторым по величине автомобильным рынком в мире, а национальные производители, такие как Chery (поскольку это китайская компания, то в названии видится пародия на Chevy) начали продавать свои автомобили в США, Европу и страны Латинской Америки, объединившись для этого с концерном Chrysler [27].

            И в Китае, очевидно, наступило время  социальных перемен. В стране растет число людей рабочего возраста, чьи  взрослые дети, представители первого  поколения "маленьких императоров", уже выросли и покинули родительский дом. Число таких родителей на сегодняшний день составляет 265 миллионов и продолжает расти. Их чистый доход выше, поскольку их быт уже устроен.

            А "маленькие императоры" пополняют  ряды новых китайских профессионалов и подтверждают свой статус с помощью  предметов роскоши, по объемам продаж которых Китай уже занимает третье место в мире.

            Несмотря  на существенные культурные различия, делающие путешествие по каждой из стран БРИК уникальным, универсальным  языком для потребителей всех этих стран стал язык международных брендов.

          • 3.4 Российская Федерация
           

              ВВП России составил в 2009 году:

              1,233 трлн долларов(Росстат);

              1,229 трлн долларов(МВФ);

              ВВП (ППС) - 2.110 трлн. долларов;

              Рост  ВВП - 2,9 % (I квартал 2010 г.);

              на  душу населения — 8,694 долларов;

              на  душу населения (ППС) - 14,920 долларов;

              Средняя плотность населения: 8,4 чел./км2

              Городское население: 73 %

              Возрастной  состав населения:

              младше 15 лет - 15,7 %;

              15-65 лет - 70,9 %;       

              старше 65 лет - 13,4 %

              Естественный  прирост (убыль)  населения: -5,5 %

              Продолжительность жизни:

              мужчин - 58,8 лет;

              женщин - 72 года

              Занятость трудоспособного населения:

              сельское  хозяйство -10,7 %;

              промышленность -29,2 %;

              сфера услуг – 60,1%

              Состав  ВВП:

              сельское  хозяйство - 6,4 %;

              промышленность -38,8 %;

              сфера услуг - 54,8 %

              [30]

              В 2000 году президентом был избран Владимир Путин, в России произошли положительные  структурные и экономические  реформы, а высокий уровень мировых  цен на нефть способствовал росту  национальной нефтеэкономики. Новые  российские олигархи обладают огромным состоянием и властью. Сегодня в России проживают 53 миллиардера, а в одной только Москве - 88 тысяч миллионеров.  Россия является четвертым по величине рынком предметов роскоши, объем которого, по прогнозам, в текущем году составит $13 млрд. - что почти вдвое больше, чем два года назад. В пригородах крупных городов, где раньше были дачи и поля, теперь расположены элитные поселки и торговые комплексы, такие как Барвиха Luxury Village, где можно найти бутики самых дорогих брендов: Giorgio Armani, Tiffany, Prada, Ferrari and Lamborghini. На протяжении последних пять лет в Москву ежегодно приезжает крупнейшая выставка предметов роскоши Millionaire Fair, которую в 2006 году посетило 38 тысяч человек, чтобы посмотреть на карандаши, инкрустированные драгоценными камнями, вертолеты и платья, швы которых отделаны долларовыми купюрами. Те же из Россиян, кто не может позволить себе такую роскошь, как часы от Cartier и наряды от Chanel довольствуются сигаретами Cartier и парфюмерией Chanel.

              Но, несмотря на перспективность российского рынка для производителей товаров и услуг, работа в России представляет немало сложностей по причине огромной территории и разнообразия.

              Растянувшись  на тысячи километров, Россия располагается  в 11 часовых поясах, и в ней  проживают десятки национальностей и этносов, каждый со своей культурой и языком. Насколько же трудная задача стоит перед маркетологами? Возьмем, к примеру, Ханты-Мансийск, который занимает четвертое место среди самых богатых городов России, где самый высокий в России доход на душу населения. Но 18 тысяч жителей города изолированы в северо-западной Сибири, где суровый климат осложняет доставку почты, и прием телевизионных каналов, транслируемые с наземных станций.

              Преобладающим средством массовой информации, позволяющим  охватить большую часть населения страны, является телевидение, и по сравнению с 2000 годом, количество телевизионных каналов удвоилось, что позволило производителям товаров получить внимание разношерстной российской аудитории. СМИ по-прежнему по большей части находятся под контролем государственной власти. До 80% телевизионной рекламы продается через компанию Video International, которая была основанная советником Путина, контролирует 80% рынка телевизионной рекламы [31]

              Стремительно  развивающаяся в России потребительская культура вызывает медиа-инфляцию. Так за последние пару лет цены на рекламу в стране выросли на 40-50% в год. Телевизионная реклама подорожала на 237% за период с 2005 по 2008 годы. В 2006 году правительством был принят новый закон "О рекламе" ограничивший объем телерекламы с 15 до 12 минут в час телевещания.

              Теперь, когда в стране работают такие  исследовательские компании как TGI и TNS Gallup, информация о потребителях и объемах потребления становится более достоверной.

              Россияне  активно осваивают новые технологии. На сегодняшний день боллее 60% россиян имеют мобильные телефоны, тогда как в 2001 году они были лишь у 5,1% населения России. Количество владельцев компьютеров выросло до 35% с 12% семь лет назад, а более 20% россиян являются пользователями Интернета.

              По  мнению многих иностранцев, работающих в Москве, стиль ведения бизнеса  до сих пор хаотичный, а традиции бизнеса сильно смахивают на традиции Дикого Запада. Чтобы работать в  России, нужно хорошо знать российские традиции и иметь хорошие связи. Необходимость соответствия требованиям закона Sarbanes-Oxley, направленным на обеспечение прозрачности деятельности американских компаний, просто не позволяют многим мультинациональным агентствам сотрудничать с российскими клиентами.

              То, что в других странах может быть расценено как коррупция, в России - лишь обычный порядок ведения бизнеса. [31]

              В период, предшествующий кризису 2008–2009 гг., в России происходил значительный экономический и социальный подъем, который длился 10 лет.

              Рост  экономики после глубокого социально-экономического кризиса, который поразил Россию в 1990–1998 гг., начался с 1999 г.:

              За 10 лет (1999–2008) валовой внутренний продукт  России вырос более чем на 90 %;

              среднегодовой темп прироста немного ниже 7 %;

              минимальный темп при этом был в 2002 г. – 4,3 % в год;

              максимальный  в 2000 г. – 10 % в год;

              в докризисный 2007 г. – 8,1 %.

              Самые высокие темпы роста демонстрировали  инвестиции в основной капитал. За 10 последних лет они увеличились  примерно в 2,8 раза, в среднем их годовой  прирост составил около 12 %.

              Рост  реальных доходов населения за 2000-2007 гг. в среднем осуществлялся довольно стабильно – по 10 % в год.

              На  темпах социально-экономического развития кризис стал сказываться с сентября-октября 2008 г. В предшествующий период года валовой продукт продолжал расти опережающими темпами – 7,8 % к соответствующему периоду прошлого года. В последний квартал 2008 г. рост ВВП резко замедлился и составил в среднем за 2008 г. – 5,6 %.

              Примерно  такими же темпами, правда с большими колебаниями (от 3,7 % в 2002 г. до 11,9 % в 2000 г.) росла промышленность. При этом в начале экономического подъема ее рост значительно превышал увеличение ВВП, а во второй половине 10-летнего подъема экономики он стал существенно отставать от роста валового внутреннего продукта.

              Самые высокие темпы роста демонстрировали  инвестиции в основной капитал. За 10 последних лет они увеличились  примерно в 2,8 раза, в среднем их годовой  прирост составил около 12 %.

              Также, впервые в истории России 10 лет  подряд (1999–2008) ежегодно увеличивался объем производства в сельском хозяйстве – ни один из годов не был провальным. В целом за 10-летие объем сельского хозяйства увеличился на 50 %.

              Что касается социальных показателей, то их подъем начался только с 2000 г. – на год позже, чем стали расти экономические показатели. Для социальной области 1999 г. был годом продолжения социального кризиса, когда снизились реальные доходы, наблюдался высокий (более 36 %) рост потребительских цен.

              Рост  реальных доходов населения за 2000–2007 гг. в среднем осуществлялся довольно стабильно – по 10 % в год. 

               В целом за период 2000–2008 гг. доходы населения увеличились в 2,4 раза. Резко сократилась и безработица  – с 11,5 млн до 4,2 млн человек. По отношению к экономически активному  населению безработица снизилась с 13 до 5,6 %.

              Слабость  экономики России заключается в  однобокости ее развития, что хорошо видно по структуре экспорта. Почти 90 % российского экспорта составляют топливо, сырье и материалы-полуфабрикаты:

              более 40 % – нефть и нефтепродукты,

              более 20 % – газ,

              15 % – черные и цветные металлы, 

              по 2–3% – продукция лесного комплекса (в основном кругляк), уголь, химудобрения, пшеница, уран и твеллы,

              менее 2%– необработанные алмазы.

              При такой структуре экспорта приток валюты в страну определяется экспортом нефти и газа. Регулировать этот экспорт за счет прироста его объемов практически невозможно, ибо эти объемы достигли критически высоких величин, и России сложно существенно прирастить здесь объемы производства и экспорта. Поэтому весь наш экспорт попадает в зависимость от уровня экспортных цен, и наша страна в последнее 10-летие «подсела» на нефтегазовую «иглу».

              Правительство пыталось превратить это однобокое  развитие страны в ее преимущество, провозгласив энергетическую политику чуть ли не главным козырем России в экономических взаимоотношениях с другими странами.

              Пока  росли цены на нефть и газ, в  страну шел приток валюты, а как  только цены на нефть снизились в  три раза и более, так началось сокращение валютных поступлений, что  больно ударит по всей экономике России: по госбюджету, который на 50 % формировался от доходов по экспорту; по уровню реальных доходов граждан, которые почти наполовину зависели от притока валюты; по инвестиционной и инновационной активности предприятий и организаций, которые на 3/4 зависели от валютных поступлений.

              Россия  в период кризиса страдает вдвойне  не только от негативного влияния  – оттока капиталов, сокращения ликвидности  и необходимости выплачивать  предприятиям и организациям свой внешнеэкономической  долг и т. д., но в не меньшей, а может быть даже в большей, мере она страдает от резкого снижения цен на нефть, газ, металл и другие виды сырья. В результате в 2009 г. объем экспорта из России, по прогнозу Минэкономразвития, снизится на 200 млрд долларов. Это уменьшение валютных возможностей страны из-за сокращения экспорта усугубляется оттоком капитала из страны.

              Благодаря устойчивому экономическому и политическому  развитию в предшествующее 10-летие  и высокой прибыльности экспортных отраслей в Россию охотно шел иностранный  капитал. Чистый отток капитала из России, который наблюдался до 2005 г. и составлял 20–25 млрд долларов в год, сменился в 2006 г. чистым притоком капитала в размере 42 млрд долларов, а затем в 2007 г. чистым притоком иностранного капитала в размере 83 млрд долларов.

              Теперь, в период кризиса, произошло коренное изменение ситуации с движением  мирового капитала. В 2008 г., по данным Центрального банка России, отток капитала составил 129,9 млрд долларов. Ранее была опубликована цифра оттока за октябрь, – за один кризисный месяц отток составил 50 млрд долларов. На 2009 г. предсказывают отток в 100 млрд долларов из России. Столь значительное сокращение экспортной выручки плюс отток капитала, конечно, резко скажутся на сокращении темпов экономического и социального развития в ближайшие годы.

              Наибольшие  трудности в преодолении кризиса  испытывают малообеспеченные семьи. Больше всего они страдают от инфляции, которую подхлестывают правительственные  решения о повышении квартплаты, значительном повышении цен на газ, электричество и другие коммунальные услуги. Ведь в малообеспеченных семьях доля расходов на коммунальные услуги вдвое выше, чем в зажиточных семьях, и повышение цен в этом секторе на них сказывается наиболее болезненно. И это в дополнение к более высокой (20 %) инфляции продовольственных товаров, покупки которых преобладают в бюджетах малообеспеченных семей.

              Рост  курса доллара ведет к удорожанию импортной продукции, в том числе  и дешевой импортной продукции, которой малообеспеченные слои населения  широко пользовались. В частности, повышение цен на куриные окорочка из-за рубежа не представляет никакой проблемы для зажиточных слоев, но это крайне болезненный вопрос для относительно бедных слоев населения.

              И очень плохо, что наша страна встретила  кризис при наличии обширного слоя бедных и при небывало высокой дифференциации доходов, огромном разрыве в уровне доходов бедных и богатых. Если, например, в странах Западной Европы средний доход 10% богатых семей превышает средний доход 10% самых бедных семей в среднем в 6–8 раз, то в России этот показатель в последние годы поднялся с 13–14 до 17,5 раза.

              В последние годы все больше внимания уделялось вопросам становления  в России среднего класса, к которому, по разным оценкам, относили 20–30 или  даже 40 млн человек с доходом  выше среднего, которые имеют или приобретают собственное жилье, способны за счет своих средств улучшить, в случае необходимости, свои жилищные условия, которые, как правило, имеют автомашину и/или используют кредит для ее покупки и т. д.

              В условиях наступившего кризиса ипотека практически сошла на нет, автокредиты подорожали и резко сократились, цены на автомобили (в рублях) повысились, в том числе из-за большого роста курса доллара и евро. И средний класс попал в ловушку, тем более что ее представители намного активнее, чем другие, пользовались кредитами, имея возможность их оплатить за счет обещанных бонусов, приближающихся премий и т. д. Кризис сломал всю эту ситуацию, и средний класс оказался размытым. Его возможности резко уменьшились, возникли непредвиденные трудности с выплатами долга.

              Из  кризиса Россия выйдет ослабленной, с «похудевшими» резервами, которых  уже не хватит на обновление крайне устаревших основных фондов нашей страны. Ведь средний срок службы машин и  оборудования в России сегодня –  около 18 лет, и в кризис он увеличится, вероятно, до 20 лет, в то время как старыми считаются 10-летние машины и оборудование, и средний срок их службы в развитых странах составляет 7–8 лет.

              Нам нужно как можно быстрее, за 3–4 года закупить новые технологические системы, цепочку машин и оборудования, их реализующих, притом самого последнего поколения, и воссоздать на новой технической основе отрасль за отраслью наше хозяйство.

              Притом  воссоздать и диверсифицировать  одновременно, что потребует серьезной  перестройки структуры народного хозяйства, кардинального развития отраслей глубокой переработки имеющегося в нашей стране сырья, развития современной нефтехимии и глубокой лесопереработки, где Россия могла бы стать мировым лидером, крупномасштабного развития энерго– и электротехнического машиностроения, в том числе экспортного направления, где мы тоже можем быть одним из мировых лидеров.

              Нам не просто нужно довести выпуск легковых автомашин сначала до 3 млн, а потом  до 5 млн штук, из них хотя бы 1 млн  на экспорт в соседние страны. Но главное, надо перейти на комплектование этих машин, начиная со стального листа для корпуса и кончая двигателем, трансмиссией и подавляющим большинством деталей на собственных заводах. А для этого нужно будет создать огромную отрасль, намного превосходящую по своим размерам собственно сборочное производство легковых автомашин. Но зато каким двигателем экономики это может оказаться!

              Мы  в 2–2,5 раза в расчете на душу населения  меньше строим жилья, чем развитые страны, где обеспеченность жильем одного жителя начинается с 40 м2 и кончается в Европе – 60 м2, а в Америке – 70 м2 полностью благоустроенного жилья. В России жилищная обеспеченность составляет 21 м2, притом 25–30 % жилья не имеет канализации, водопровода, отопления, горячего водоснабжения, не оборудовано ванной и душем, т. е., если прямо сказать, не является жильем в современномпонимании этого слова. Поэтому нам нужно удвоить и утроить объем жилищного строительства. Это тоже мощнейший двигатель экономики.

              Но, увы, для всего этого нужны  инвестиции. А норма инвестиций в России, ее доля в валовом внутреннем продукте – одна из самых низких в мире, всего 20%. Это даже немножко ниже, чем норма инвестиций в развитых капиталистических странах – 21% в среднем. Но развитые капиталистические страны развиваются по 2,5–3% в год, а нам, чтобы преодолеть отставание, предстоит развиваться хотя бы по 6 %.

              Развитые  страны имеют более современную  техническую базу, которую систематически обновляют. А нам нужно в короткий срок коренным образом обновить эту  базу. И это тоже требует повышенных инвестиций. В развитых странах есть и развитая инфраструктура – автострады, скоростные железные дороги, современные аэропорты и т. д. А нам все это еще предстоит создать. И это тоже новые и новые инвестиции.

              Одним словом, нам нужно норму инвестиций поднять с 20 % вначале хотя бы до 30, как в Казахстане, а потом, может быть, даже до 35–40 % (35 % – это средняя норма развивающихся стран при темпах прироста валового внутреннего продукта 5,5 %, а 40 % – такой была норма инвестиций в СССР, хотя она использовалась недостаточно эффективно.) Для справки: Китай сегодня имеет норму инвестиций в районе 45 %. 

                
           
           
           

              

              [32]

            4 Перспективы развития  стран БРИК

           

              По-настоящему жесткая конкуренция на международных  рынках капиталов будет не между всеми членами БРИК, а в основном только между Китаем и Индией, где уже созданы почти все условия, имеются функционирующие механизмы для привлечения иностранных инвестиций и более богатый опыт по работе с любыми инвесторами. По словам Струченевского, «инвесторам необходимо одно условие, чтобы вложить свой капитал в какую-либо страну: нормальные законы и четкие правила игры. Давно известно и то, что проблемы подобного рода не существуют вообще или находятся на очень низком уровне в Индии или Китае. Их правительства уже давно установили четкие, понятные и прозрачные правила игры для всех участников инвестиционных процессов».

              По  мнению главного экономиста Международного валютного фонда Саймона Джонсона, экономика США подошла к "фактическому застою" и останется довольно слабой  из-за проблем на жилищном и кредитном рынках.

              "Несмотря  на действенные меры, принятые  монетарными властями, ужесточившиеся  кредитные условия, высокие цены  на сырье и проблемы в жилищном  секторе приостановят рост экономики", - говорит Саймон Джонсон.

              Он  также заявил, что из-за слабой активности в США замедлится и рост в странах  Европы. Причем Саймон Джонсон добавил, что с замедлением темпов роста  столкнутся даже развивающиеся страны.

              По  его мнению, особенно уязвимы к  негативным последствиям кризиса кредитов subprime экономики стран еврозоны, поскольку коррекция на европейских рынках жилья может в конечном итоге неблагоприятно повлиять на спрос и уровень доверия потребителей.

              Бразилия, Россия, Индия и Китай, по своим  золотовалютным резервам впервые в истории обогнали семерку самых развитых промышленных держав планеты. 68% золотовалютных запасов стран БРИК приходится на Китай. Однако рост его резервов замедлился. Особое внимание в связи с этим привлекает Россия, которая по размерам своих резервов стоит на втором месте в БРИК после КНР

              Сторонники  традиционной структуры БРИК допускают  расширение этой группы. Инвесторам советуют обратить внимание на новых игроков, среди которых помимо Мексики  значатся Польша, Индонезия и Таиланд.

            Заключение

           

              Группа стран БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия и Китай, являются сегодня, по общему признанию экспертов, самой динамичной четверкой мира по привлечению иностранных инвестиций и общему экономическому развитию. ВВП БРИК по паритетной покупательной способности уже превосходит ВВП Евросоюза и дальше, как прогнозируют специалисты, этот разрыв будет лишь увеличиваться. Бурное экономическое развитие делает вложения в недвижимость стран БРИК особенно привлекательными, поскольку приносят 40-80% прибыли в год. Неплохо растут и фондовые рынки этих стран. А вот Россия пока стоит на обочине инвестиционного процесса - общая доходность от вложений в недвижимость и акции несравненно ниже, чем у других членов БРИК.

              В течение нескольких следующих десятилетий  мировая экономика может сильно измениться. Оглядываясь на прошедшие 30 или 50 лет, мы видим ту же ситуацию. Пятьдесят лет назад Япония и Германия боролись за восстановление экономики. Тридцать лет назад Корея только начинала выходить из списка стран с низкими доходами. И всего за последние 10 лет влияние Китая на мировую экономику значительно возросло.

              История также пестрит примерами, демонстрирующими, что любое долгосрочное прогнозирование  не может быть абсолютно точным. И чем отдалённее будущее, тем  оно неопределенней. Прогнозы относительно того, что СССР (или Япония) опередят Соединенные Штаты, главенствующие в экономике, оказались несостоятельными.

              По  мере роста экономики развивающихся  стран у них появляется возможность  выйти на самые высокие показатели роста, как только они сравняются с развитыми странами. Эта возможность обеспечивается двумя способами. Первый заключается в том, что страны с развивающейся экономикой обладают меньшим капиталом, чем развитые страны. Доход на капитал выше, и темп роста капиталовложений влечет за собой существенный рост основного капитала. Второй заключается в том, что развивающиеся страны могут использовать технологии, доступные развитым странам, догоняя их при помощи их собственных технологий.

              Нужно отметить тенденцию последних лет: страны БРИК перестали восприниматься как источник дешевой рабочей силы и природных ресурсов, теперь руководители мировых компаний смотрят на страны БРИК как на крупнейший новый рынок сбыта. В этих странах развивается промышленность, услуги и, конечно, телекоммуникации. Причинами столь бурного роста можно назвать сразу несколько факторов:

              - реформы, направленные на развитие  рынка и усиление его привлекательности  в глазах крупных инвесторов;

              - большое количество сельского  населения, то есть потенциальных  потребителей, которые постепенно все больше и больше начинают интересоваться новой продукцией ;

          • свободный рынок и почти полное отсутствие конкуренции среди больших компаний;

              - дешевая инфраструктура.

              Совокупность  этих факторов, а также быстрый  рост и прогрессирующие объемы рынка привлекают большие корпорации и делают рынки стран БРИК притягательными для крупных инвестиций, а количество заинтересованных потребителей представляют огромные возможности для развития бизнеса как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

            ЛИТЕРАТУРА

           
          1. Фонды BRIC — пожиная плоды благоприятной  мировой экономической конъюнктуры // ООО «К2Капитал» (рус.)
          2. [БРИК новой волны] // Алексей Алексеев, Ведомости, 14.09.2010, 172 (2870)
          3. Dreaming with BRICs: The Path to 2050 // The Goldman Sachs Group (англ.)
          4. «The N-11: More Than an Acronym» — Goldman Sachs study of N11 nations, Global Economics Paper No: 153, March 28, 2007.
          5. Includes G7, BRIC and N-11 countries only.
          6. India’s urbanization: Emerging opportunities // The Goldman Sachs Group (англ.)
          7. Д.Медведев: У сотрудничества стран БРИК большое будущее :: Экономика :: Top.rbc.ru
          8. PосБизнесКонсалтинг — Новости дня — Страны БРИК намерены увеличить взаимный сельхозтоварооборот между странами
          9. Финансовый кризис и экономический спад отрицательно сказываются на планах компаний относительно будущих зарубежных инвестиций // ЮНКТАД, 24 сентября 2008
          10. О взаимодействии в формате БРИК // Сайт Президента РФ. (рус.) — 17.06.2009.
          11. На полях саммита «большой восьмёрки» состоялась встреча лидеров группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) // Информация на сайте Президента РФ. (рус.) — 17.06.2009.
          12. Предстоящий саммит БРИК в Екатеринбурге послужит более интенсивному развитию сотрудничества Бразилии, России, Индии и Китая // Информация сайта Президента РФ. (рус.) — 17.06.2009.
          13. Первый саммит Брик. Екатеринбург. 16 июня 2009 // Сайт Президента РФ. (рус.) — 17.06.2009.
          14. First summit for emerging giants. BBC News (2009-06-16). Проверено 16 июня 2009.
          15. BRIC demands more clout, steers clear of dollar talk. Reuters (2009-06-26). Проверено 16 июня 2009.
          16. Заявление для прессы по итогам заседания глав государств группы БРИК // Сайт Президента РФ. (рус.) — 17.06.2009.
          17. Совместное заявление лидеров стран БРИК // Сайт Президента РФ. (рус.) — 17.06.2009.
          18. Текст Заявления на сайте Президента РФ. (рус.) — 17.06.2009.
          19. РИК: испытание на прочность // РИА Новости. Аналитика и комментарии. 10:22 15/04/10. — 15.04.2010.
          20. В Бразилии завершил работу саммит БРИК: итоги и соглашения :: Экономика :: Top.rbc.ru
          21. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 1999, с.53.
          22. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 1998, с.231.
          23. http://www.rosinvest.com/news/661002.htm.
          24. http://stranas.ru/southern_america/Brazil.html.
          25. http://www.vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=294744.
          26. http://stranas.ru/asia/India.html.
          27. http://sr.fondedin.ru/new/admin/print.php?id=1093949458&archive=1093951097.
          28. http://www.rb.ru/topstory/economics/2010/08/16/161056.html.
          29.   http://stranas.ru/asia/Kitaj.html.
          30.   http://stranas.ru/europe/Russia.html.
          31. http://www.utro.ru/articles/2006/12/13/609595.shtml.
          32. Абел Аганбегян “Кризис. Беда и шанс для России”Издательства: АСТ, ISBN: 978-5-17-059657-7, 2009 г. 288 стр

Информация о работе Особенности экономического развития развивающихся стран, входящих в БРИК