Особенности развития малого предпринимательства и его поддержки в Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

В столице функционирует 388 тысяч малых и средних предприятий (МСП). Они обеспечивают существенный вклад в экономику столицы – создают миллионы рабочих мест и вносят существенный вклад в создание валового регионального продукта.
Малый бизнес решает несколько важных социальных задач, например, создает рабочие места. Практически в каждой московской семье есть работники малых и средних предприятий.
Кроме того, товары и услуги МСП создают комфортные условия для жителей города. Особое значение экономики имеет тот факт, что именно в небольших компаниях эффективнее всего развиваются инновационные технологии.

Содержание

Введение…………………………………….…………………………………3
Теоретические основы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства ……………………...……………………………….4
1.1. Понятие малого предпринимательства………………………………..4
1.2. Критерии малого предпринимательства………………………………5
1.3. Регулирование малого предпринимательства......……………...…….7
Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства органами государственной власти (на примере г. Москвы) …..…………………13
2.1. Финансовая поддержка………………………………………………….18
2.2. Имущественная поддержка……………………………………………..19
2.3. Образовательная поддержка……………………………………………20
Предложения по улучшению развития среднего и малого предпринимательства...................................................................................23
Заключение......................................................

Работа состоит из  1 файл

Цветкова курсовая.docx

— 65.49 Кб (Скачать документ)

В целях осуществления  своих полномочий Департамент является держателем и ведет следующие  реестры:

  • субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы;
  • субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;
  • инновационно-активных организаций города Москвы.

Департамент выполняет функции  и полномочия учредителя государственного учреждения города Москвы в соответствии с законами города Москвы, иными  правовыми актами города Москвы, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания.

Департамент осуществляет в  установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию  разрешительных функций, оптимизации  предоставления государственных услуг, в том числе в электронном  виде, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению  эффективности использования бюджетных  средств.

Департамент выполняет функции  главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета  города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.

Департамент осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных юридическим лицам по договорам бюджетного кредитования, за выполнением заемщиками условий реструктуризации задолженности, а также за соблюдением юридическими лицами условий предоставления субсидий из бюджета города Москвы.

Департамент осуществляет предоставление информации для включения в реестр результатов интеллектуальной деятельности, научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ, ведение которого осуществляется Департаментом имущества города Москвы.

Департамент выполняет иные предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы полномочия в установленной  сфере деятельности.

Департамент осуществляет:

  • Принятие мер по реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.
  • Принятие мер по взысканию просроченной задолженности, образовавшейся в связи с ненадлежащим исполнением заемщиками договоров о предоставлении бюджетных кредитов и иных обязательств, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
  • Защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах и организациях.
  • Прием населения, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан, организаций в установленной сфере деятельности.
  • Подбор и анализ инвестиционных предложений, в том числе для иностранных инвесторов, содействие инициаторам инвестиционных проектов в установленной сфере деятельности в поиске стратегических партнеров.

Департамент выступает в  установленном порядке государственным  заказчиком при размещении заказов  на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в установленной  сфере деятельности.

Департамент организует и  осуществляет в пределах своей компетенции  мобилизационную подготовку и мобилизацию  в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

 

«Основными принципами поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства  являются:

1) заявительный порядок  обращения субъектов малого и  среднего предпринимательства за  оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства для  всех субъектов малого и среднего  предпринимательства;

3) равный доступ субъектов  малого и среднего предпринимательства,  соответствующих критериям, предусмотренным  федеральными программами развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства, региональными  программами развития субъектов  малого и среднего предпринимательства,  муниципальными программами развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства, к участию  в соответствующих программах;

4) оказание поддержки  с соблюдением требований, установленных  Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; 
5) открытость процедур оказания поддержки.»

Ст.14 Федерального закона 24 июля 2007 года N 209-ФЗ

2.1. Финансовая поддержка

В настоящее время порядок  предоставления субсидий из бюджета  города Москвы в целях государственной  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства находится  на стадии утверждения. Устанавливается порядок распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы:

    • субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на развитие и модернизацию производства. Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат, возникающих у субъектов МСП в связи с уплатой процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях для реализации проектов, направленных на развитие и модернизацию производства, в т.ч. обновление основных средств (за исключением приобретения легковых транспортных средств); см. приложение 1
    • субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга). Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат, возникающих у субъектов МСП в связи с уплатой первых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) основных средств (за исключением приобретения легковых транспортных средств), связанных с реализацией проектов, направленных на развитие хозяйственной деятельности; см. приложение 2.
    • начинающим субъектам малого и среднего. Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат,  произведенных начинающими субъектами МСП, связанных с реализацией проектов, направленных на развитие хозяйственной деятельности, и включающих:

- приобретение основных  средств (за исключением легковых  транспортных средств);

- организацию и оснащение  рабочих мест;

- приобретение лицензионного  программного обеспечения;

- приобретение сырья и  материалов;

- аренду зданий и помещений. см. приложение 3.

2.2. Имущественная поддержка

Постановлением Правительства  Москвы от 12 апреля 2011 г. N 135-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства  Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП и продлении  срока действия постановления Правительства  Москвы от 18 сентября 2007 г. N 810-ПП» для  субъектов малого и среднего предпринимательства  Москвы, арендующих нежилые помещения  по договорам аренды на нежилые помещения, находящиеся в имущественной  казне города Москвы, за исключением договоров аренды, заключаемых по результатам торгов, с июня 2011 года устанавливается ставка арендной платы в размере 1800 руб. за кв.м. в год. По май 2011 года включительно аренда оплачивалась по ставке на 2010г. в размере 1200 руб. за кв.м. в год. Таким образом средняя ставка на 2011 год - 1550 руб. за кв.м. в год.

Данная  мера государственной имущественной поддержки не применяются в отношении арендаторов нежилых помещений, признанных недобросовестными в установленном порядке.

Кроме того, этим же постановлением Правительство Москвы рекомендовало  государственным унитарным, казенным предприятиям, государственным учреждениям  города Москвы, сдающим нежилые помещения  в аренду, по действующим договорам  аренды применять индекс 1,1 к ставке, установленной в 2010 году.

Для получения льгот по аренде нежилых помещений следует  обращаться в Департамент имущества  города Москвы.

 

2.3 Образовательная поддержка

Бесплатное и  льготное бизнес-обучение кадров для  малого и среднего предпринимательства. Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы совместно с Московским фондом подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (МФПК) в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 апреля 2011 г. № 167-ПП, Городской целевой программой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве в 2011 г. организовано бесплатное и льготное бизнес-обучение кадров для малого и среднего бизнеса.

Категории обучаемых:

    • руководители и специалисты организаций, относящихся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы инновационной и производственной сферы, а также из числа выпускников, обучаемых и кандидатов Президентской программы (обучаются бесплатно, за счет 100% бюджета);
    • индивидуальные предприниматели, руководители и специалисты организаций, относящихся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы (доплата до 30% от общей стоимости обучения);
    • начинающие предприниматели из состава учащейся молодежи от 14 до 30 лет, военнослужащих, увольняемых в запас и членов их семей, женщин, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, или лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды), выразившие желание заниматься предпринимательской деятельностью (обучаются бесплатно, за счет 100% бюджета).

Образовательные учреждения - ведущие образовательные учреждения г. Москвы, отбираемые Департаментом  на конкурсной основе.

Тематика обучения (по программам от 12 до 110 часов:

    • «Начни свое дело»,
    • «Эффективное использование офисного программного обеспечения для ведения бизнеса»,
    • «Развитие бизнеса через управление маркетингом и продажами. Создание и позиционирование бренда»,
    • «Управление персоналом в сфере малого бизнеса. Законодательство и документооборот в 2011 году»,
    • «Бухгалтерский учет и налогообложение. Программа 1С: Бухгалтерия для предпринимателя»,
    • «Стратегия деловых переговоров в конкурентной среде»,
    • «Убедительная деловая презентация: модели проведения»,
    • «Практика развития малого инновационного бизнеса» и другие.

Зарубежные стажировки для руководителей и сотрудников  малых и средних инновационных  предприятий города Москвы. Постановлением Правительства Москвы № 167-ПП от 29.04.2011г. утверждена  откорректированная Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2011 год, на основании которой руководители и сотрудники малых и средних инновационных предприятий города Москвы могут пройти стажировку за рубежом с субсидированием части расходов за счет бюджета города Москвы.

Основной целью организации  зарубежных стажировок является повышение  уровня компетенции руководителей  и сотрудников малых и средних  инновационных предприятий.

В рамках прохождения стажировок предпринимателям будет предоставлена  возможность получить информацию от руководителей успешных инновационных  предприятий о реализуемых стратегиях продвижения инновационной продукции  на рынке, посетить успешные инновационные  предприятия, организации инфраструктуры поддержки инновационной деятельности,  бизнес-инкубаторы и технопарки. В рамках стажировок будут  организованы и проведены тематические семинары и круглые столы, в ходе которых планируется освещение вопросов международного сотрудничества в инновационной сфере и реализации совместных проектов.

Зарубежные стажировки руководителей  и сотрудников малых и средних  инновационных предприятий планируется  осуществлять по следующим тематическим направлениям:

1. «Информационные технологии  в управлении предприятием», Китай  (Шанхай);

2. «Инновационная инфраструктура  Израиля», Израиль;

3. «Знакомство с Кембриджским  предпринимательским и венчурным  сообществом», Великобритания (Кембридж);

4. «Развитие высоких технологий  в Китае», Китай (Шеньчжень-Гонконг);

5. «Внедрение инновационных  технологий и финансирование  инноваций на примере США», США  (Массачусетский технологический  университет);

6. «Создание и развитие  инновационных компаний в Швейцарии», Швейцария;

7. «Инновационная инфраструктура  научных и университетских центров  Европы», Германия, Швейцария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Предложения по улучшению развития среднего и малого предпринимательства

При разработке программы, направленной на оказание государственной поддержки  субъектам малого предпринимательства  и решение проблем малого предпринимательства  в целом, необходимо учесть все перечисленные  особенности социально-политических, организационно-управленческих и финансово-экономических  отношений, наполняющих процесс  развития МП на всех уровнях. Для полноты  достижения поставленной цели необходимо определение приоритетов и форм участия государства в развитии МП, а также взаимосвязей между  МП, властью и обществом (государство  – региональные власти – местные  власти – структуры гражданского общества) для обеспечения сбалансированного  социально-экономического развития России.

Для решения проблемы развития малого предпринимательства программными методами на федеральном уровне целесообразно  обозначить следующие направления:

    • оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства;
    • совершенствование мер по государственной поддержке и защите малого предпринимательства;
    • разработка механизмов финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения малого бизнеса, в т.ч.:
    • cоздание и развитие системы финансирования малого предпринимательства на основе предоставления государственных гарантий через максимальное привлечение, банковских и частных инвестиционных ресурсов;
    • предоставление субвенций, субсидий, среднесрочных займов на приоритетные региональные и межрегиональные проекты;
    • реализация программ микрофинансирования с целью поддержки начинающих предпринимателей;
    • софинансирование региональных программ поддержки малого предпринимательства;
    • прямых инвестиций в уставные капиталы создаваемых предприятий и др.
    • развитие и повышение эффективности инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства в регионах Российской Федерации;
    • укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;
    • поддержка и развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. отраслях экономики;
    • расширение взаимодействия малого и крупного бизнеса;
    • обеспечение участия малых предприятий в реализации государственного заказа.

Информация о работе Особенности развития малого предпринимательства и его поддержки в Москве