Особенности рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:47, реферат

Описание

Проблема регулирования рынка труда является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас только начинает возрождаться после кризиса. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

Содержание

Введение.
Роль рынка труда
Структура и сущность рынка труда
Регулирование рынка труда
Специфика рынка труда в России.
Равновесие на рынке труда
Список литературы
Практическая часть

Работа состоит из  1 файл

рынок труда.docx

— 1.92 Мб (Скачать документ)

При такой трактовке кривая Филлипса имеет отрицательный наклон только в краткосрочном периоде. В длительном периоде, при естественном уровне безработицы  с устойчивыми темпами инфляции эта кривая занимает вертикальное положение (рис. 5).

 Рис.5. Модифицированная кривая Филлипса:

Lve— уровень безработицы, %;

Iр — среднегодовой темп прироста  цен, %

 

Долгие годы кривая Филлипса служила  базой социально-экономического регулирования  в странах Запада.

Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений  в заработной плате и ценах  и разнонаправленное — в данных величинах и безработице.

Однако было немало примеров, когда  безработица и инфляция приобретали  не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса, как надежного регулятора в экономике.

 

Косвенное регулирование рынка  рабочей силы

 

Перечисленные направления не исчерпывают  всех мер воздействия государства  на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования  данного рынка4: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. В США, например большая часть такого рода законов, была принята в 30-х гг.

Меры косвенного регулирования  рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования  и воздействия на динамику занятости  и безработицы через конъюнктуру  в стране. Таким образом, современное  государственное регулирование  рынка труда представляет собой  комплекс экономических, административных, законодательных, организационных  и иных мер.

 

Биржи труда  и частные посреднические фирмы

  Особое место в системе  регулирования рынка труда занимают  биржи труда5 (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются  государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

1) регистрация безработных; 

2) регистрация вакантных мест;

3) трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить  работу;

4) изучение конъюнктуры рынка  труда и предоставление информации  о ней;

5) тестирование лиц, желающих  получить работу;

6) профессиональная ориентация  и профессиональная переподготовка  безработных; 

7) выплата пособий.

 

Следует подчеркнуть, что в современных  условиях в развитых странах большинство  граждан трудоустраиваются не через  биржи труда, а обращаясь непосредственно  в кадровые службы предприятий и  организаций или с помощью  частных посреднических агентств.

Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с  деятельностью государственных  бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие  фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах  весьма заметна. В США, например, такая  помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн безработных. В России в 1997 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве  обратились 4,6 млн человек. Из них  получили работу 2,4 млн (более 52%).

Законодательство большинства  стран содержит основные условия  получения пособия по безработице. Так, в США максимальный срок его  получения составляет 26 нед (в некоторых  случаях он может быть продлен  еще на 13 нед), средненедельное пособие  по стране (при довольно больших  различиях по отдельным штатам) в 1998 г. равнялось 200 долларов.

 

Законодательное регулирование занятости  и безработицы6 в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован  безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности  предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой  профессиональной квалификации им может  быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме  того, гражданам, ищущим работу, может  быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан  безработными принимается центром  занятости не позже 11 календарных  дней со дня предъявления всех необходимых  документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался  от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается  центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в  зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке  безработными:

- уволенным с предприятий по  любым поводам, имевшим до увольнения  оплачиваемую работу не менее  12 календарных недель на условиях  полного рабочего дня пособие  выплачивается в течение первых  трех месяцев в размере 75% среднего  заработка за последние два  месяца работы, в течение следующих  четырех месяцев — 60%, в дальнейшем  — 45%, но во всех случаях  не ниже минимального размера  заработной платы, установленного  законодательством РФ, и не выше  средней заработной платы в  данной республике, крае или области;

- уволенным с предприятий на  любых основаниях, но не имевшим  за последний год 12 недель оплачиваемой  работы пособие выплачивается  в размере минимальной заработной  платы;

- гражданам, ищущим работу впервые,  а также стремящимся возобновить  трудовую деятельность после  длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице  выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты  пособия по безработице не может  превышать двенадцати календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в  случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему  пенсии.

Государственное регулирование проблем  занятости и безработицы в  Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального  развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство  разрабатывает и реализует общую  государственную политику в области  труда, развития трудовых отношений  на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов полагают7, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Наряду  с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение  платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции  биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так  называемые бюро занятости, подчиненные  министерством труда. В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве  безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и  предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся  профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда  оказывает не очень большое влияние  на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными  для предпринимателей. Многие предприниматели  нанимают работников непосредственно  через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным  работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.

В середине 80-х годов в регулировании рынка  труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением  в жизнь теоретических концепций  неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды  неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял  гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние  хронического не равновесия, связанное  с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм. В  результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей.

Ситуация  обострилась еще и потому, что  новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка  экономики, обострение конкуренции  на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей  силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а  также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях "блокирования" рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как  считают неоклассики, известное  де регулирование, фексибилилизация рынка  труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным  требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного  механизма. Фексибилилизация рынка  труда предполагает введение гораздо  более гибкой, чем прежде системы  оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет  роль единовременных выплат, причем последние  часто увязываются не с текущим  трудовым вкладом работника, а с  его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией  трудовых функций, ростом квалификации.

Используются  и такие формы материального  вознаграждения, как участие в  прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени  и форм занятости. Получают распространение  нестандартные виды занятости -надомничество, временная работа по индивидуальному  контракту, частичная занятость. В  рамках де регулирования рынка труда  все более отчетливо проявляются  требования о пересмотре и частичном  устранении законодательных положений, относящихся к регламентации  этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке  конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

Итогом  фексибилилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы  его регулирования и ликвидация социальных гарантий трудящихся, что  неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с  социальным прогрессом общества.

 

1.4 Специфика  российского рынка труда. Спрос  на труд.

Предложение труда. Равновесие на рынке труда.

 

Рынок труда понимается в настоящей  работе как система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен  и использование труда. Принципиальным отличием данного выше определения  от ряда других является то, что к  рынку труда мы относим не только сферу обмена (купли-продажи) труда, но и сферу воспроизводства трудового  потенциала и сферу использования  труда.

Такой подход к определению основного  объекта исследований выработан  нами в процессе участия в практических работах по анализу рынка труда, в ходе которых выяснилось, что  фиксация внимания на сфере обмена может искажать общую картину  происходящего. Например, на определённых временных интервалах может наблюдаться  сокращение регистрируемой безработицы  в России, что иногда интерпретируется зарубежными специалистами как  начало оздоровления рынка труда  в экономики в целом. Однако нарастание диспропорций в сфере использования  труда подготавливает новый период дестабилизации сферы обмена труда  в отдалённой перспективе. В России широко распространено понятия рынка  труда, использовавшееся бывшей Федеральной  службой занятости для аналитических  целей и при разработке прогнозов. В его основе лежит отождествление рынка труда с процессами и  механизмами трудоустройства.

Информация о работе Особенности рынка труда