Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 01:19, реферат
На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ (ОЭЗ) функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С наибольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.
Введение. 3
1. Сущность и основные цели ОЭЗ…………………………………...4
2. История развития ОЭЗ в России…………………………………...6
3. Основные формы и виды ОЭЗ…………………………………….11
4. Анализ современного состояния ОЭЗ……………………………15
Заключение 25
Список использованных источников и литературы……………...26
Отмечая факты успешной работы некоторых особых экономических зон России, необходимо указать и на негативный опыт их функционирования. Так, практика свободной экономической зоны "Алтай" свидетельствует о том, что многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностранного капитала шел процесс ввоза и перепродажи ширпотреба. При проверке внешнеэкономической деятельности этой зоны было выявлено много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых и стратегических ресурсов, экспорт которых ограничен законом. Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убытки при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав около трех лет, ОЭЗ "Алтай" была ликвидирована.
31
мая 1999 года был принят закон
о создании Особой
Представляется, что существенной слабостью особых экономических зон является увлечение гигантскими масштабами территории, нечеткость механизма предоставления льгот, что может приводить к злоупотреблениям. Кроме того, нельзя не отметить и стремление местной администрации ограничить свободу трансграничного перемещения товаров, что в конечном счете, не может оказывать положительного воздействия на развитие ОЭЗ.
Пересмотр
подхода к ОЭЗ и учет ранее совершенных
ошибок привел к решению о создании на
территории Российской Федерации разновидности
ОЭЗ, приспособленных к специфике отечественной
действительности — ОЭЗ. Президент РФ
подписал и обнародовал Федеральный закон
от 22 июля 2005г. № 116-ФЗ „Об особых экономических
зонах в Российской Федерации“, разработанный
Правительством РФ. Федеральный закон
определил правовой режим особых экономических
зон на территории Российской Федерации,
порядок их создания, функционирования
и существования, а также установил особенности
ведения в ОЭЗ предпринимательской деятельности.
ОЭЗ признается определяемая Правительством
РФ часть территории Российской Федерации,
на которой действует особый режим осуществления
предпринимательской деятельности. ОЭЗ
создается на 20 лет, и срок ее существования
продлению не подлежит. С 27 августа 2005г.
было прекращено существование других
созданных до этого ОЭЗ (за исключением
двух ОЭЗ — в Калининградской и Магаданской
областях).
В России существуют зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особые экономические зоны.
Теперь более подробно рассмотрим виды особых экономических зон, созданных на территории России.
В настоящее время существуют следующие ОЭЗ промышленно-производственного типа:
Характеристика
ОЭЗ такого типа следующая: здесь
должны размещаться объекты промышленного
назначения, площадь зоны – не более 20
кв. км, зона не может располагаться на
территории нескольких муниципальных
образований, а также не должны включать
в себя полностью территорию какого-либо
административно-
В настоящее время существуют следующие ОЭЗ технико-внедренческого типа:
Характеристики данного типа ОЭЗ, в общем, такие же, как и характеристики промышленно-производственной зоны (условия расположения, срок создания, недопущения), но здесь также ведётся технико-внедренческая деятельность, зона создаётся не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трёх квадратных километров.
В настоящее время существуют следующие ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
Характеристика
ОЭЗ туристско-рекреационного типа
отличаются от двух предыдущих: они создаются
на одном или нескольких участках территории,
определяемых Правительством РФ, могут
располагаться на территориях нескольких
муниципальных образований, а также могут
включать в себя полностью территорию
какого-либо административно-
Недопущения на территории данной ОЭЗ такие же, как и в двух предыдущих типах.
Под
туристско-рекреационной
Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон» предусматривается возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон.
Целью создания портовых особых экономических зон является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:
Для портовых особых экономических зон предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня в Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, существующих в настоящий момент для промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, так как портовые особые экономические зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.
Длительный
период окупаемости портового
Вне вышеперечисленных видов ОЭЗ выделяют:
4.
Анализ современного
состояния ОЭЗ
Мировой опыт показывает, что ряд фундаментальных проблем, стоящих перед российской экономикой, может быть разрешен с помощью особых экономических зон, предоставляющих благоприятный инвестиционный режим для работающих в них организаций. Эти проблемы включают и изменение структуры экономики на основе смещения инвестиционных приоритетов в сторону высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности; и создания рабочих мест. Таким образом, путем создания особых экономических зон государство может решать не только сугубо экономические вопросы, но и смягчать социальную напряженность. Однако, по мнению некоторых экономистов, создание ОЭЗ на территории РФ влечёт за собой немало негативных последствий.
Вот мнение Вячеслава Володина, первого заместителя руководителя фракции «Отечество — вся Россия», члена Комитета по законодательству: «Особая экономическая зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивному региону, когда нет иных средств, чтобы заставить работать экономику в регионе. К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в определенном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия — как экономические, так и социальные — для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации...».
Информация о работе Особые экономические зоны России и проблемы их развития