Особые экономические зоны России и проблемы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 01:19, реферат

Описание

На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ (ОЭЗ) функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С наибольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность и основные цели ОЭЗ…………………………………...4
2. История развития ОЭЗ в России…………………………………...6
3. Основные формы и виды ОЭЗ…………………………………….11
4. Анализ современного состояния ОЭЗ……………………………15

Заключение 25
Список использованных источников и литературы……………...26

Работа состоит из  1 файл

Реферат по мировой экономики.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

       Отмечая факты успешной работы некоторых  особых экономических зон России, необходимо указать и на негативный опыт их функционирования. Так, практика свободной экономической зоны "Алтай" свидетельствует о том, что многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностранного капитала шел процесс ввоза и перепродажи ширпотреба. При проверке внешнеэкономической деятельности этой зоны было выявлено много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых и стратегических ресурсов, экспорт которых ограничен законом. Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убытки при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав около трех лет, ОЭЗ "Алтай" была ликвидирована.

     31 мая 1999 года был принят закон  о создании Особой экономической  зоны в Магаданской области.  Срок жизнедеятельности этой зоны был определен до 31 декабря 2014 года.

     Представляется, что существенной слабостью особых экономических зон является увлечение гигантскими масштабами территории, нечеткость механизма предоставления льгот, что может приводить к злоупотреблениям. Кроме того, нельзя не отметить и стремление местной администрации ограничить свободу трансграничного перемещения товаров, что в конечном счете, не может оказывать положительного воздействия на развитие ОЭЗ.

     Пересмотр подхода к ОЭЗ и учет ранее совершенных ошибок привел к решению о создании на территории Российской Федерации разновидности ОЭЗ, приспособленных к специфике отечественной действительности — ОЭЗ. Президент РФ подписал и обнародовал Федеральный закон от 22 июля 2005г. № 116-ФЗ „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“, разработанный Правительством РФ. Федеральный закон определил правовой режим особых экономических зон на территории Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и существования, а также установил особенности ведения в ОЭЗ предпринимательской деятельности. ОЭЗ признается определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ создается на 20 лет, и срок ее существования продлению не подлежит. С 27 августа 2005г. было прекращено существование других созданных до этого ОЭЗ (за исключением двух ОЭЗ — в Калининградской и Магаданской областях). 

    3. Основные формы и виды ОЭЗ

 
 

      В России существуют зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особые экономические зоны.

      Теперь более подробно рассмотрим виды особых экономических  зон, созданных на территории России.

      1. Промышленно-производственные ОЭЗ.

      В настоящее время существуют следующие ОЭЗ промышленно-производственного типа:

        • Особая экономическая зона в Липецкой области («Липецк») 
      • Особая экономическая зона в Республике Татарстан, г.Елабуга («Алабуга»)

      Характеристика  ОЭЗ такого типа следующая: здесь  должны размещаться объекты промышленного назначения, площадь зоны – не более 20 кв. км, зона не может располагаться на территории нескольких муниципальных образований, а также не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Срок существования такой зоны – не более 20 лет. Капитальные вложения должны составлять не менее 10 млн. €, в том числе в первый год – не менее 1 млн. €. На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается:

  • размещение объектов жилищного фонда;
  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
  • переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) и др. условия.
      1. Технико-внедренческие ОЭЗ.

      В настоящее время существуют следующие  ОЭЗ технико-внедренческого типа:

  • Особая экономическая зона в г. Санкт-Петербурге
  • Особая экономическая зона в Зеленоградском административном округе г. Москвы
  • Особая экономическая зона в г. Дубне (Московская область)
  • Особая экономическая зона в г.Томске (Томская область)

      Характеристики  данного типа ОЭЗ, в общем, такие же, как и характеристики промышленно-производственной зоны (условия расположения, срок создания, недопущения), но здесь также ведётся технико-внедренческая деятельность, зона создаётся не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трёх квадратных километров.

      1. Туристско-рекреационные ОЭЗ.

      В настоящее время существуют следующие  ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

      • Особая экономическая зона в Калининградской области («Куршская Коса»)
        • Особая экономическая зона в Краснодарском крае («Новая Анапа»)
      • Особая экономическая зона в Ставропольском крае («Гранд Спа Юца»)
        • Особая экономическая зона в Алтайском крае («Бирюзовая Катунь»)
        • Особая экономическая зона в Республике Алтай («Алтайская долина»)
        • Особая экономическая зона в Республике Бурятия
        • Особая экономическая зона в Иркутской области

      Характеристика  ОЭЗ туристско-рекреационного типа отличаются от двух предыдущих: они создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ, могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а также могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. В туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда. Здесь производится оказание туристических и оздоровительных услуг.

      Недопущения на территории данной ОЭЗ такие же, как и в двух предыдущих типах.

      Под туристско-рекреационной деятельностью  понимается:

  • деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
  • туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

      Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон» предусматривается возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон.

    1. Портовые ОЭЗ

      Целью создания портовых особых экономических зон является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

      Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:

  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги по складированию и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;
  • снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами и бортовыми запасами;
  • ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой техники, воздушных судов и авиационной техники, в том числе двигателей и других агрегатов;
  • переработка и консервирование рыбы и морепродуктов;
  • работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы);
  • простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • оптовая торговля товарами;
  • обеспечение функционирования деятельности портовой особой экономической зоны.

      Для портовых особых экономических зон  предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня  в Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, существующих в настоящий момент для промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, так как портовые особые экономические зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.

      Длительный  период окупаемости портового хозяйства, высокая стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, предусматривает срок создания портовых ОЭЗ до 49 лет.

      Вне вышеперечисленных видов ОЭЗ  выделяют:

  • Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
  • Особая экономическая зона в Магаданской области. Особенность статуса этой зоны заключается в действующих на её территории льготах по налоговым и таможенным платежам для участника Особой экономической зоны.
 

      4. Анализ современного состояния ОЭЗ 

      Мировой опыт показывает, что ряд фундаментальных проблем, стоящих перед российской экономикой, может быть разрешен с помощью особых экономических зон, предоставляющих благоприятный инвестиционный режим для работающих в них организаций. Эти проблемы включают и изменение структуры экономики на основе смещения инвестиционных приоритетов в сторону высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности; и создания рабочих мест. Таким образом, путем создания особых экономических зон государство может решать не только сугубо экономические вопросы, но и смягчать социальную напряженность. Однако, по мнению некоторых экономистов, создание ОЭЗ на территории РФ влечёт за собой немало негативных последствий.

      Вот мнение Вячеслава Володина, первого заместителя руководителя фракции «Отечество — вся Россия», члена Комитета по законодательству: «Особая экономическая зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивному региону, когда нет иных средств, чтобы заставить работать экономику в регионе. К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в определенном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия — как экономические, так и социальные  — для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации...».

Информация о работе Особые экономические зоны России и проблемы их развития