Особые экономические зоны России и проблемы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 01:19, реферат

Описание

На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ (ОЭЗ) функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С наибольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность и основные цели ОЭЗ…………………………………...4
2. История развития ОЭЗ в России…………………………………...6
3. Основные формы и виды ОЭЗ…………………………………….11
4. Анализ современного состояния ОЭЗ……………………………15

Заключение 25
Список использованных источников и литературы……………...26

Работа состоит из  1 файл

Реферат по мировой экономики.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

      В России выделяют следующие условия  прекращения существования ОЭЗ:

    • Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.
    • Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:
    • это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    • в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
    • в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность.

      Управление особыми экономическими зонами в России возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы, а также наблюдательный совет особой экономической зоны.

      Сформулируем несколько основных выводов в плане создания и деятельности особых экономических зон в России.

     1. Отсутствие четко сформулированных целей создания зоны, соответствующих как интересам региона, так и страны в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Система льгот, устанавливаемых в ОЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми в ОЭЗ программами и проектами. Также важно то, что система предоставляемых в ОЭЗ льгот должна служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих факторов развития. Не всегда принятие решения о предоставлении льгот сопровождается явным желанием государства получить именно экономические дивиденды. Большую роль при этом играет институциональный аспект — решение политических и социальных проблем регионов, нахождение компромисса между представителями государства и крупного бизнеса, упрощение административных процедур, улучшение инвестиционного климата в стране. Создание льготного режима для предпринимательства не только дает мощный импульс развитию промышленности на территории региона, где расположена ОЭЗ, но и привлекает туда предпринимателей из ближних и более удаленных территорий, ведет к развитию смежных отраслей экономики. В процессе функционирования ОЭЗ происходят торгово-промышленная диверсификация их деятельности, их комплексное развитие.

        Многие полагают, что особые экономические зоны помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: экологических, плохой инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки. Однако возникает закономерный вопрос: какой разумный инвестор будет вкладывать деньги в такую зону?

      Ведь, судя по зарубежному опыту, для нормального  обустройства 1 кв. км промышленно-производственной зоны требуются вложения порядка $40-45 млн.; таможенно-торговой - $10-15 млн. Где возьмет такие средства администрация, например, Читинской области, ранее заявлявшая о намерении создать особую экономическую зону на всей своей территории (432 000 кв. км), или Алтайский край (262 000 кв. км)?

     Проблема  разумного ограничения начальных вложений в обустройство особой зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.  

     2. Прошлый опыт наглядно показал, что процессы создания и функционирования особых экономических зон должны регламентироваться на законодательном уровне, а не на основе постоянно меняющихся и часто непродуманных подзаконных актов. Повышению эффективности функционирования ОЭЗ будет способствовать постоянное совершенствование законодательства Российской Федерации, создание оптимальных методов контроля за его исполнением, а также обеспечение комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в РФ.

      3.   Для оптимизации процессов управления особыми экономическими зонами необходимы создание специального органа государственного регулирования федерального уровня, наделенного соответствующими полномочиями, и четкое разграничение сферы его компетенции с другими региональными и центральными органами государственной власти. В настоящее время данные плоды практического опыта прошлых лет реализованы с созданием Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами при Минэкономразвития РФ. Одна из задач, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, — упрощение администрирования в ОЭЗ, устранение дублирующих функций между контролирующими органами, введение в полной мере принципа «одного окна“. Анализ практики существования ОЭЗ также показывает, что в процессе их функционирования возникают проблемы с обменом информацией между контролирующими исполнительными органами, приводящие к замедлению процессов оформления и контроля товаров, находящихся в ОЭЗ.

      4. Для успешного функционирования  особой зоны необходим подготовительный  период сроком от 3 до 5 лет, в  ходе которого создается производственная  и хозяйственная инфраструктура  и формируется портфель потенциальных  инвестиционных предложений.

      5. Необходимость коррекции классической концепции особых экономических зон, которые в подавляющем большинстве случаев задумывались как комплексные зоны промышленно-производственной направленности, без учета реального состояния и геоположения региона, его экономики и общего инвестиционного климата. При этом не учитывались действительная величина затрат на создание таких зон и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране.

      Кроме того, были обойдены вниманием другие типы особых экономических зон (помимо комплексных), которые могли решить более узкие задачи, например по развитию экспортного производства. А по мере становления и развития такие зоны могли бы решать более глобальные задачи общенационального масштаба. Многие специалисты отмечали несостоятельность принципа создания "суперзон" в границах краев, областей и нескольких субъектов Российской Федерации, так как он дестабилизирует страну в целом, закладывая основу для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы специалисты выработали рекомендации по созданию локальных особых экономических зон на малых территориях.

      6. При проектировании особой зоны  необходимо уделить особое внимание  преимуществам или недостаткам  ее местоположения. Между тем некоторые зоны ("Алтай", "Кузбасс" и др.) расположены в отдаленных районах страны, не имеющих прямого выхода на экономически выгодные международные коммуникации и торговые каналы, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует учесть и тот факт, что многие зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к обширному внутреннему российскому рынку.

      Важно на современном этапе создать  такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а для стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства и развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в XXI веке.

      Другое  стратегически оправданное направление, по мнению ряда экспертов, - реализация преимуществ транспортно-географического  положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в  некоторых приграничных районах широкой сети особых таможенных зон ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также могло бы "притянуть" к ней значительные потоки товаров и капитала, пока что направляющихся в зарубежные страны

      Но  кроме проблем, связанные с формированием и развитием существующих в настоящее время ОЭЗ, можно привести статистику, подтверждающую положительные стороны их развития.

      Так, например, по официальным данным, рост промышленного производства в Калининградской области в 2006-2008 годах существенно опережал среднероссийский и составил 257%, а индекс промышленного производства в области вырос в 2,7 раза.

      Территория  Елабужского района и г. Елабуга по производству промышленной продукции на душу населения превосходит средний показатель по Республике Татарстан на 42,7%, а среднероссийский уровень - в 3,1 раза. Имеет в распоряжении 9 резидентов.

      Внешнеторговый  оборот Липецкой области по итогам 2010 года вырос на 31% в сравнении  с 2009 годом, до 4,94 млрд долларов, сообщили в региональной таможне.

      Известно также, что по итогам года отметился рост экспорта – около 33% (до 3,91 млрд долларов), импорт вырос более чем на 24% (до более чем 1 млрд долларов). Наибольший рост экспортных операций наблюдался в прошедшем году со странами ближнего зарубежья – более 50%. Импортные операции, напротив, активнее развивались со странами дальнего зарубежья – рост произошел на 28,2%. При этом торговля со странами дальнего зарубежья обеспечила наибольшую часть внешнеторгового оборота (более 90%).

      Сообщается  также, что основными участниками внешнеэкономической деятельности Липецкой области в 2010 году стали градообразующее предприятие ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», а также ЗАО «Индезит Интернэшнл», ОАО ЛМЗ «Свободный сокол», ОАО «Лебедянский», ОАО ЛКФ «Рошен».

     При активном развитии процесса строительства  ОЭЗ 30 октября 2007г. были внесены изменения в Федеральный закон N 116-ФЗ в части создания четвертого вида ОЭЗ — портовых ОЭЗ, которые будут располагать на территориях аэропортов, а также морских и речных портов России.

      Строительство Портовой ОЭЗ в Ульяновской области  начнётся в 2011 году. Предполагаемый объём  инвестиций в течение 10 лет составляет около 20 млрд руб., из них федеральный  и региональный бюджет даёт 7 млрд руб. При разработке концепции развития зоны в Ульяновской области был учтен небольшой объём грузовых авиаперевозок в России, что не позволило ограничиваться развитием только логистического направления. В качестве одного из основных направлений развития в ПОЭЗ было выбрано техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, в первую очередь, зарубежного производства. Предполагается, что создание ПОЭЗ положительно отразится на социально-экономических характеристиках региона, в частности привлечёт новые компании, увеличит налоговые поступления, позволит создать около 5 тыс. новых рабочих мест. Однако большое значение уделяется и деятельности аэропорта, который сможет в разы увеличить свою загрузку, сейчас она составляет не более 10%. Так, к 2020 году предполагается увеличить грузооборот до 170 тыс. тонн в год.

      Проект  особой экономической зоны расположен в самом центре Кавказских Минеральных  Вод у подножия горы Юца, приблизительно в 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды. Общая площадь участка, выделенного для создания курорта, составляет 843 га. Основной целью проекта ОЭЗ «Гранд Спа Юца» является создание современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие различных видов туризма, в том числе: экологического, рекреационного, делового, спортивного и познавательного.

      Общий объем бюджетных вложений до 2011 г. на строительство внутренней инфраструктуры «Гранд Спа Юца» составит около 2,7 млрд. рублей.

      Концепция развития «Гранд Спа Юца», разработанная  немецкой компанией Roland Berger, предусматривает многоуровневое строительство со ступенчатыми площадками и искусственным озером, в которое каскадом впадают источники.

      Главным объектом района будет Термальный центр. Центр будет оснащен самым современным оборудованием для проведения диагностики и оказания всех видов оздоровительных услуг и процедур, в нем также будут сауны, фитнес-центр, бассейны, комнаты релаксации и т.п. Одной из главных достопримечательностей ОЭЗ станет, расположившейся на склоне горы центр дельтапланеризма.

      Следующим местом развлечения будет центр  верховой езды вместе с гостиничным  комплексом, расположенным в северной части зоны, около лесного участка  площадью 70 га. Три полностью оборудованные  поля для гольфа будут расположены  ниже комплекса с юго-восточной стороны холма. А чуть в стороне на горе расположатся дополнительные средства размещения, такие, как комплексы апартаментов, бунгало и виллы.

     Изначально, при создании ОЭЗ, Правительство  РФ определяет виды деятельности, осуществление  которых разрешено в ней. Кроме того, существует ряд ограничений на проведение таких операций в ОЭЗ, как:

     1) добыча полезных ископаемых и  металлургическое производство;

     2) переработка полезных ископаемых  и переработка лома черных  и цветных металлов;

     3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

     Запрет  на данные виды деятельности связан с  тем, что они и так являются сверхрентабельными и не нуждаются  в применении льготного режима.

Информация о работе Особые экономические зоны России и проблемы их развития