Отраслевые комплексы мировой экономики

Автор работы: k************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:19, лекция

Описание

Современная Россия обладает мощным, многоотраслевым, полифункциональным транспортным комплексом, на ее территории представлены все виды транспорта. По общим объемам перевозимых грузов и пассажиров, по величине грузо- и пассажирооборота Россия наряду с США и Китаем входит в лидирующую тройку государств. Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта во многом обусловлены одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Работа состоит из  1 файл

Отраслевые комплексы мировой экономики.docx

— 27.51 Кб (Скачать документ)

Отраслевые  комплексы мировой  экономики.

Транспорт и связь в мировом  хозяйстве. 

  Современная Россия обладает мощным, многоотраслевым, полифункциональным транспортным комплексом, на ее территории представлены все виды транспорта. По общим объемам перевозимых грузов и пассажиров, по величине грузо- и пассажирооборота Россия наряду с США и Китаем входит в лидирующую тройку государств. Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта во многом обусловлены одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Максимальный  объем грузооборота отечественного транспорта — 5890 млрд. т/км был достигнут  в 1990 г. Затем в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти в 2 раза) и лишь начиная  с 1999 г. его рост возобновился

Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и  крупными перевозками грузов на большие  расстояния первостепенное значение имеют  всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными  издержками грузоперевозок, большой  пропускной способностью и высокими скоростями.

Поэтому в условиях России наиболее экономичны и эффективны для массовых перевозок  грузов на большие расстояния железнодорожный  и трубопроводный транспорт, на них  и падает основной объем грузооборота — 93% в 2007 г.

  • Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров.

Железнодорожный транспорт отличается регулярностью  движения во все времена года, большой  скоростью, способностью осваивать  массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные  вложения, затрачиваемые на постройку  железных дорог, его использование  наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Сеть  магистральных железных дорог находится  в лучшем относительно других отечественных  транспортных коммуникаций техническом  состоянии и имеет высокую  пропускную способность. Наиболее эффективны в эксплуатации электрофицированные  железные дороги. Россия обладает самой  протяженной в мире системой электрофицированных  железных дорог — 44 тыс. км.

По протяженности  железных дорог общего пользования (85 тыс. км в 2007 г.) Россия уступает лишь США. Размещение железнодорожной сети России отличается крайней неравномерностью, что связано с огромной территорией, различиями в ее заселенности и уровне хозяйственного освоения. В европейской  части страны образовалась радиально-кольцевая  конфигурация железнодорожной сети, которая сложилась под влиянием столичного положения Москвы, портовых городов на Балтике и Черном море, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. От Москвы железные дороги расходятся по 12 направлениям, а на некотором расстоянии от нее  соединяются кольцевыми линиями. В  Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожная  сеть менее развита, ее конфигурация имеет широтное направление. При  этом следует учитывать, что современная  железнодорожная сеть России тесно  связана с железными дорогами новых независимых государств.

Первая  железная дорога была построена в  России в 1837 г. Петербург — Царское  Село. В 1851 г. была открыта железнодорожная  магистраль Санкт-Петербург — Москва. В начале ХХ в. (в 1916 г.) было завершено  строительство Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока и таким  образом создана единая железнодорожная  сеть страны

В дальнейшем магистральные железные дороги стали  основой железнодорожной сети, по ним перевозится 90% грузов и осуществляются основные межрайонные и внутрирайонные связи.

В 1970–1980-е  гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль (БАМ), призванная способствовать освоению Сибири и Дальнего Востока. продолжением до Якутска.

В структуре  грузов, перевозимых по железным дорогам, почти 3/5 составляют каменный уголь, нефть, руды, черные металлы, лес, минеральные  удобрения, цемент. Для этого вида транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. Наиболее грузонапряженные линии находятся  на важных направлениях транспортно-экономических  связей Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа  с Поволжьем и Уралом; Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и  Дальним Востоком.

Железнодорожный транспорт играет значительную роль и в перевозке пассажиров, причем до 90% приходится на пригородное сообщение.

  • Автомобильный транспорт имеет большое значение в перевозках срочных грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, что обусловлено его скоростью, маневренностью и способностью осуществлять перевозки “от двери до двери” без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Вместе с тем автотранспорт отличается значительной фондо-, капиталоемкостью, большим потреблением энергоресурсов и довольно высокой себестоимостью перевозок.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог  и речным пристаням и развозит их к потребителям. Для перевозок  на дальние расстояния автотранпорт используется в регионах, где отсутствуют  другие виды транспорта (например, в  северных и восточных районах) и  при доставке особо ценных и скоропортящихся  грузов.

Общая протяженность автодорог в России составляет 963 тыс. км, из них 80% — дороги с твердым покрытием. Плотность  дорог с твердым покрытием  в России составляет 45 км на 1 тыс. км2, в США — 270 км. Такая низкая обеспеченность России автомобильными дорогами объясняется  обширностью малоосвоенных территорий Крайнего Севера, районов Сибири и  Дальнего Востока (на Дальнем Востоке  этот показатель равен 5 км), в европейской  части страны плотность автодорог  значительно выше (в Центрально-Черноземном  районе — 172 км, в Калининградской  области — 303 км). Экономический район  считается обеспеченным автодорогами в том случае, если общая длина  дорог с твердым покрытием  в нем достигает не менее 80% всей сети. Общую потребность в дорогах  с твердым покрытием оценивают  в 2,5 млн. км. Более трети автомобильных  дорог нуждается в реконструкции.

В отраслях экономики больше всего перевозок  автотранспортом приходится на промышленность, сельское хозяйство и строительство. В структуре перевозок выделяются строительные и хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного  потребления, сельскохозяйственные грузы.

Проблемой автотранспорта России остается создание современной качественной сети автодорог  и отсутствие сквозной широтной автомагистрали, соединяющей западные и восточные  регионы страны.

  • Внутренний речной транспорт. Россия обладает разветвленной речной сетью, но значение речного транспорта в последние годы стало уменьшаться. Это связано с большой конкуренцией со стороны, в первую очередь железнодорожного транспорта. Но речной транспорт сохраняет свои позиции там, где направления судоходных путей совпадают с направлением основных транспортно-экономических связей (европейская часть России) и в тех районах, где другие виды транспорта отсутствуют (Север европейской и азиатской частей России). Общая протяженность речных судоходных путей составляет 102 тыс. км.

Главные недостатки речного транспорта —  сезонный характер ввиду замерзания рек в зимний период, ограниченность его использования, обусловленная  конфигурацией речной сети, низкая скорость движения, в то время как основные грузопотоки имеют широтное направление. Но речной транспорт обладает самой низкой себестоимостью перевозки грузов, кроме того, на обустройство естественных транспортных путей требуется значительно меньше капитальных вложений, чем для создания путей сообщения других видов транспорта.

В структуре  перевозимых грузов преобладают  минерально-строительное сырье (песок, гравий, щебень), нефть и нефтепродукты, лес, каменный уголь.

Внутренние  судоходные водные пути относятся к  разным речным бассейнам. Преобладающую  часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного  бассейнов.

Волжско-Камский  бассейн обслуживает наиболее экономически развитые и плотно заселенные регионы  европейской части России. На него приходится более половины грузооборота всего речного транспорта. Крупнейшие порты здесь — московские (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский  и Астраханский. Этот бассейн послужил основой создания Единой глубоководной  системы европейской части России (ЕГС) общей протяженностью 6,3 тыс. км..

Западно-Сибирский  бассейн занимает второе место по объему выполняемой работы и включает Обь с притоками. Главными портами  здесь являются Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнаги.

Третье  место занимает бассейн Северной Двины с притоками Сухона и  Вычегда. Ведущий порт — Архангельск.

Важное  значение для снабжения Якутска  и промышленных очагов Якутии имеет  река Лена. находится крупный порт Осетрово (Усть-Кут).

  • Морской транспорт стоит на пятом месте по грузообороту после трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. Преобладают заграничные перевозки грузов. Морской транспорт занимается и внутренними, или каботажными перевозками. Но они большого значения не имеют. Каботажные перевозки делят на большой и малый каботаж. Большой каботаж — перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей. Малый каботаж — перевозки между портами одного и того же моря. В России преобладает малый каботаж.

Современная Россия занимает девятое  место в мире по тоннажу торгового  флота (11,6 млн. дедвейта). Но большая часть судов сильно изношена и имеет средний возраст более 20 лет, что значительно выше, чем в мире. В России имеется 37 портов общей мощностью переработки грузов 154 млн. т в год, из которых 11 — крупные, что недостаточно для страны такого масштаба, и до последнего времени Россия использовала порты сопредельных государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Портовое хозяйство нуждается в развитии и модернизации, поэтому создание Балтийской Транспортной системы (БТС) на территории Ленинградской области, где завершается строительство 5 новых морских терминалов, отчасти решит эту проблему. Флоту не хватает судов современного типа, таких, как лихтеровозы, контейнеровозы, суда комбинированного типа, морские паромы и др.

В структуре  перевозок морским транспортом  преобладают нефтяные грузы, руда, строительные материалы, лесные и хлебные грузы.

Основные  морские бассейны страны отличаются друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических  районов и природными условиями  судоходства.

Дальневосточный бассейн вышел на первое место  в грузообороте морского транспорта РФ. Это самый большой по площади  морской бассейн России, через  порты которого осуществляются внешнеэкономические  связи с государствами Тихоокеанского региона. Крупнейшие порты здесь  Владивосток, Находка, Ванино (с железнодорожной  морской паромной переправой Ванино — Холмск). Основные грузы — лес, промышленная продукция.

Балтийский  бассейн занимает второе место по переработке грузов. Крупнейшим портом на Балтике у России является универсальный  порт Санкт-Петербург. Калининградский  порт значительно меньше по грузообороту, но играет важную роль в обеспечении  транспортных связей анклавной области  с основной территорией России. Выборгский порт расположен не очень удобно и  специализируется на лесных грузах. В  Балтийском бассейне завершается строительство  новых крупных морских портов.

Северный  бассейн занимает третье место. Здесь  выделяются два порта: Мурманск и  Архангельск, на долю которых приходится 3/4 грузооборота всего бассейна. Архангельск  — крупнейший лесоэкспортный порт России, а Мурманск — единственный незамерзающий порт страны на севере. Крупнейшие порты действуют в  устье Енисея (Дудинка, Игарка), которые  имеют важное значение в снабжении  районов Крайнего Севера.

Азово-Черноморский бассейн занимает четвертое место  по объему грузооборота морского транспорта. Здесь находится самый крупный  порт по грузообороту — Новороссийск, специализирующийся на нефтяных грузах, меньшим по значению нефтяным портом является Туапсе. В этом бассейне предполагается расширение мощностей действующих  и строительство новых портов, в том числе на Азовском море (Таганрог).

Каспийский  бассейн используется для каботажных перевозок и в связях России с  Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией и Ираном. Здесь действуют два  крупных порта — Махачкалинский и Астраханский.

  • Трубопроводный транспорт — узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких и газообразных продуктов. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-, продукто- и газопроводы.

Информация о работе Отраслевые комплексы мировой экономики