Отраслевые комплексы мировой экономики

Автор работы: k************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:19, лекция

Описание

Современная Россия обладает мощным, многоотраслевым, полифункциональным транспортным комплексом, на ее территории представлены все виды транспорта. По общим объемам перевозимых грузов и пассажиров, по величине грузо- и пассажирооборота Россия наряду с США и Китаем входит в лидирующую тройку государств. Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта во многом обусловлены одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Работа состоит из  1 файл

Отраслевые комплексы мировой экономики.docx

— 27.51 Кб (Скачать документ)

Развитие  трубопроводного транспорта тесно  связано с развитием нефтяной и газовой промышленности. В 1970–1980 гг. в России была создана уникальная сеть магистральных трубопроводов  большого диаметра (1020, 1220, 1420 мм) и высокой  пропускной способности, идущих из районов  Поволжья, Урала и Западной Сибири на запад страны и далее в Восточную  и Западную Европу. Преобладание в  производстве первичной энергии  России нефти и газа, огромный территориальный  разрыв между районами их добычи и  потребления привели к высокой  доле трубопроводного транспорта в  структуре грузооброта всех видов  транспорта — 50% (2007 г.).

Современная сеть магистральных нефтепроводов  сформировалась под воздействием роста  добычи нефти и ее переработки, размещения эксплуатируемых месторождений, нефтеперерабатывающих  заводов и потребителей нефтепродуктов и имеет несколько систем. В 2004 г. ее протяженность составила 47 тыс. км.

Нефтепроводы  России проложены:

  • в западном направлении: Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск — Нижний Новгород — Ярославль — Кириши (нефтеперерабатывающий завод вблизи Санкт-Петербурга); Сургут — Пермь — Нижний Новгород — Полоцк; экспортная нефтепроводная система “Дружба”: Нижневартовск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест — Европа с ответвлениями Унеча — Полоцк — Вентспилс (нефтеэкспортный порт на Балтике) и Мозырь — Ужгород — Восточная Европа;
  • в юго-западном направлении: Самара — Лисичанск — Кременчуг — Николаев — Одесса; Самара — Волгоград — Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море);
  • в восточном направлении: Александровское — Анжеро-Судженск — Ачинск — Ангарск (крупный нефтехимический комбинат);
  • в южном направлении из Западной Сибири: Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.

К этим системам преобладающего широтного  направления подключены нефтяные месторождения  Республики Коми, Северного Кавказа, Казахстана и др. На Дальнем Востоке  проложен нефтепровод через Татарский  пролив Оха — Комсомольск-на-Амуре.

Сеть  нефтепродуктопроводов имеет меньшее  значение и составляет 16 тыс. км. Построены  линии: Самара — Пенза — Брянск; Уфа — Омск; Уфа — Петропавловск; Омск — Новосибирск; Ишимбай —  Уфа и др.

  • Газопроводный транспорт — самый молодой вид транспорта, который начал развиваться после Великой Отечественной войны. Особенно быстро этот вид транспорта развивался в 1970-1980-е гг. Объем перекачиваемого газа связан с его добычей, ростом сети газопроводов и их диаметром. Протяженность газопроводов в 2007 г. составила 163 тыс. км и больше половины грузооборота природного газа приходится на трубопроводы диаметром 1020, 1220, 1420 мм.

В настоящее  время функционируют газопроводы: Медвежье — Надым — Ухта —  Торжок; Надым — Пунга — Пермь; Уренгой — Сургут — Тюмень —  Челябинск; Уренгой — Помары —  Ужгород — Западная Европа, протяженностью 4,5 тыс. км; Оренбург — Волгоград  — Ужгород (газопровод “Союз”), протяженностью 2750 км;

  • Воздушный транспорт является преимущественно пассажирским. Пассажирские перевозки составляют 80% работы этого вида транспорта, остальное — перевозки грузов и почты, причем им перевозятся грузы, быстрая доставка которых имеет большое народно-хозяйственное значение. При дальних перевозках (свыше 1000 км) авиационный транспорт имеет преимущество перед железнодорожным. Воздушные перевозки преобладают там, где протяженность железнодорожных маршрутов значительно больше (например, Москва–Хабаровск).

Ведущее место в формировании пассажиропотоков воздушного транспорта принадлежит  московскому авиаузлу, на долю которого приходится более 10% отправления пассажиров.

Особое  значение воздушный транспорт имеет  для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом иногда остается единственным средством сообщения.

Таким образом, для территориальной  организации отечественной  транспортной системы  характерно:

  • преобладающее направление основных трасс, железных дорог и трубопроводов в широтном направлении и с севера и северо-востока на юго-запад, совпадающие с преимущественным вектором грузопотоков;
  • ярко выраженная радиальная структура транспортных коммуникаций в зонах тяготения крупнейших городов — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.;
  • почти полное отсутствие наземных транспортных коммуникаций круглогодичного пользования за пределами главной полосы расселения России.
 

Информация о работе Отраслевые комплексы мировой экономики