Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 08:41, доклад

Описание

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации[1].

Работа состоит из  1 файл

Болонский процесс.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Болонский процесс

[Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Его начало можно  отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации[1]. Казахстан — первое центрально-азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.[1]

В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены  многие вузы России, Украины, Казахстана.

 Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

  Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

  • с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
  • до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Негативные мнения о Болонском процессе

  • Как сообщает Neue Zürcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
  • В Испании большинство выступает против введения Болонской системы. (Возможно из-за приватизации государством высшего образования)
  • По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров[2]. Ведь четырёхлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
  • Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Казахстан присоединился к Болонской декларации

    В ходе второго  форума министров образования европейских  стран в Будапеште Казахстан  стал 47-м участником Болонского процесса, сообщает "Интерфакс-Казахстан". Об этом заявила пресс-служба министерства образования и науки страны. 
     
    "Решение о присоединении Казахстана единодушно поддержали представители 46 стран-подписантов Болонской декларации. Флаг Казахстана внесен и установлен в галерею флагов стран-участниц Болонского процесса", - сообщила пресс-служба. Перед этим 30 из 145 вузов страны подписали Великую хартию университетов, на которой основана декларация. "Отныне Казахстан - первое центрально-азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства", - указано в сообщении. 
     
    На форуме министр образования и науки Казахстана Жансеит Туймебаев заявил, что решение о присоединении страны к Болонской декларации было принято в год председательства в ОБСЕ. Пресс-служба заявила, что казахстанские образовательные программы теперь будут соответствовать европейскими стандартам, дипломы о высшем образовании будут признаны в Европе, а выпускники вузов смогут трудоустраиваться в странах Болонского процесса. 
     
    Болонский процесс должен содействовать сближению и унификации систем образования европейских стран. Критики декларации заявляют, что присоединение к ней ведет к "приватизации образования и превращению его в доходный бизнес в ущерб малоимущим слоям населения".  

Присоединение Казахстана к Болонской  Декларации предполагает вхождение  в единое европейское образовательное  пространство, построенного на ряде обязательных принципов.

     Среди них: многоуровневая система высшего  образования; введение системы академических кредитов; обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей; выдача единого европейского приложения к диплому; контроль над качеством высшего образования и др. Самоизоляция от процессов ведет сегодня к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.

     Первые  очертания это пространство начало приобретать в 1988 году, когда ректоры  европейских университетов собрались  в Болонье для того, чтобы отметить 900-летие самого старого университета в Европе. В принятой Великой хартии университетов они, прежде всего, отметили возрастание роли университета в грядущем третьем тысячелетии. Главным фундаментальным принципом деятельности университета была названа автономность, самостоятельность. Вторым по порядку упоминалось единство преподавания и научных исследований. Великая хартия призвала европейские университеты рассматривать взаимный обмен информацией и документацией, постоянное осуществление совместных проектов в качестве важнейшей меры для приращения знаний. В этих целях Хартия рекомендовала поощрять мобильность преподавателей и студентов; вырабатывать общую политику учреждения эквивалентных степеней со сходным статусом; осуществлять прозрачный контроль знаний.

     В настоящее время Казахстан проводит целенаправленную, последовательную работу по сближению казахстанской системы высшего образования с образовательными системами стран-участниц Болонского процесса.

     Мировая образовательная система имеет  уже достаточный опыт для определения  и внедрения прогрессивных тенденций в системе образования и науки. Так, в 1998 году на юбилее Парижского университета министры образования Германии, Италии, Франции и Великобритании выступили с инициативой организовать некое образовательное пространство, внутри которого будут действовать общие законы, стандарты и правила, и призвали другие государства вступить в него. Но мировое сообщество выразило сомнение относительно возможности подобного сотрудничества между странами, настолько отличающимися друг от друга, как своей культурой, так и своими традициями, в том числе и в сфере образования.

     На  следующий год во время встречи  в Болонье к процессу, получившему  впоследствии название Болонского, присоединились еще 27 стран. За последующие годы Болонскую  хартию подписал 601 университетов Европы и Центральной Азии.

     Основными постулатами Болонской декларации, принятой 19 июня 1999 года, являются: принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней (для обеспечение возможности  трудоустройства европейских граждан  и повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования); принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенном и послестепенном (допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее 3-х лет; степень, присуждаемая после первого цикла должна быть востребована на рынке труда); внедрение системы зачетных баллов или кредитной системы по типу ECTS – европейская система перезачета зачетных баллов (для обеспечения крупномасштабной студенческой мобильности, зачетные баллы могут получаться в различных университетах при условии признания заинтересованными университетами); содействие мобильности путем преодоления препятствий для эффективного свободного передвижения: для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки; для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском контексте; содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (с целью разработки сопоставимых критериев и методологий); содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании (развитие учебных планов, межуниверситетское сотрудничество, схемы мобильности и совместных программ обучения, практическая подготовка и проведение научных исследований).

Информация о работе Болонский процесс